Введение
Глава 1. Теоретические основы самостоятельной работы учащихся по обучении чтению на иностранном языке
1.1. Определение содержания самостоятельной работы
1.2. Психо-педагогические основы организации самостоятельной работы учащихся
1.3. Особенности самостоятельной работы в обучении чтению на иностранном языке
1.4. Технологии организации самостоятельной работы по чтению на иностранном языке
Выводы по первой главе
Глава 2. Организация материала для самостоятельной работы с текстом
2.1. Отбор текстов и их методическая организация по управлению самостоятельной работы учащихся
2.2. Комплекс заданий по чтению с включением самостоятельной работы и его апробация в УСО
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Мы живем в то время, когда овладение иностранными языками необходимо каждому человеку, поэтому обучение иностранному языку рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации и усовершенствования школьной системы образования. В каждой школе обучение иностранному языку сегодня проходит через существенные изменения, одно из которых – перенос центра тяжести с обучения на учение. Взаимодействие обучаемых и обучающих, их взаимопонимание являются важнейшими условиями образовательного процесса. Учителя ищут творческий подход в обучении, создают благоприятную атмосферу для взаимодействия и взаимной ответственности с целью достижения результативности в обучении.
Воспитание активности и самостоятельности следует рассматривать как составную часть воспитания учащихся, поэтому развитие навыков самостоятельной работы учащихся является неотъемлемой задачей каждого учителя. Организация самостоятельной работы это ответственная и довольно сложная работа для каждого учителя. Систематическая организованность самостоятельных работ даёт возможность улучшить успеваемость учащихся, тем самым возрастёт интерес к предмету.
Основными задачами школьного образования являются: формирование школьника как личности, выявление и развитие его способностей, формирование умения и желания учиться, овладение элементами культуры речи и поведения, посредством изучения иностранного языка и культуры, что не возможно без овладения навыком чтения на иностранном языке.
Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения, по мнению многих исследователей, является необходимым для большинства людей.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПО ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ
1.1 Определение содержания самостоятельной работы учащихся по иностранному языку
Самостоятельная работа учащихся является неотъемлемой частью учебного процесса и наиболее эффективным элементом обучения. Анализ теории и практики образования показывает, что вопросу самостоятельной работы уделялось должное внимание, и он стал предметом исследования многих ученых.
Понятие самостоятельной работы учащихся в современной дидактике представляет собой, средство обучения, которое:
- в каждой конкретной ситуации усвоения, соответствует конкретной дидактической цели и задаче;
- формирует у обучающегося, на каждом этапе его деятельности, необходимый объем и уровень знаний, навыков и умений для решения определенного класса познавательных задач и соответственного продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности;
- вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных задач;
- является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе обучения [4].
И. А. Зимняя считает, что самостоятельная работа школьника – это следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное ее расширение, углубление и продолжение в свободное время[23].
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
2.1 Отбор текстов и их методическая организация по управлению самостоятельной работы учащихся
Чтение, как речевая деятельность, всегда целенаправленна, целью любого чтения является извлечение информации. Очевидно, что для понимания текста на иностранном языке учащийся должен владеть определёнными лексическими и грамматическими навыками. В связи с этим встаёт вопрос о критериях отбора текстов для самостоятельной работы учащихся. Традиционно в литературе рекомендуется придерживаться таких критериев, как актуальность материала, тематическая близость предмета изложения жизненному опыту и интересам обучаемых, наличие различных точек зрения, дающих повод для дискуссий и др. [13]. Следуя из этого можно выделить три основных критерия, которым должны соответствовать тексты для самостоятельной работы:
• Аутентичность.
• Тематическая направленность
• Содействие созданию положительной мотивации.
Чтение аутентичных текстов при обучении иностранному языку в общеобразовательной школе, особенно в средних и старших классах, играет первостепенную роль. В основе мотивации чтения лежит осознание его полезности и необходимости для расширения границ познания за счёт освоения чтения на иностранном языке.
Именно поэтому необходим подбор таких аутентичных материалов, которые знакомят с реалиями страны изучаемого языка, приобщают к культурным ценностям других народов и расширяют тем самым область социокультурной компетенции учащихся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе была детально изучена организация самостоятельной работы учащихся при овладении стратегии чтения. Благодаря проанализированным источникам можно сделать вывод о значимости правильной организации самостоятельной работы в обучении иностранному языку.
Самостоятельная учебная деятельность учеников способствует повышению уровня привычек и знаний, активизирует творческое мышление учеников и резервы их памяти, развивает интерес к языку, воспитывает умение работать.
Обучение чтению выступает в качестве целевой доминанты.
Согласно программе по иностранным языкам в области обучения чтению перед учителем ставятся задачи научить школьников читать тексты, понимать и осмысливать их содержание с разным уровнем проникновения в содержащуюся в них информацию.
В процессе овладения чтением необходимо преодолеть массу трудностей. Для этого учителю следует вовлекать учащихся в активную творческую деятельность, создавая различные ситуации речевого общения, где у учащихся происходит накопление и расширение лексического словаря, как базы для успешного овладения чтением.
В идеале чтение на иностранном языке должно носить самостоятельный характер, осуществляться не по принуждению, а сопровождаться интересом со стороны ребят.
Чтобы чтение на иностранном языке способствовало развитию познавательного интереса учащихся, необходимо учитывать познавательные потребности, возрастные и индивидуально-психологические особенности детей.
Самостоятельная учебная деятельность учеников способствует повышению уровня привычек и знаний, активизирует творческое мышление учеников и резервы их памяти, развивает интерес к языку, воспитывает умение работать.
1. Азовкина А.Н. «Развитие интереса к чтению на иностранном языке на начальном этапе обучения» // ИЯШ 2003 №2
2. Арефьева Г.И. «Групповая форма работы на уроках английского языка.» ИЯШ.№ 3 .1998
3. Ариян М. И. «Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам.» – М., 1999.
4. Артёмов В.А. «Психология обучения иностранным языкам.» – М.: Просвещение, 1969. – 348 с.
5. Берман И.М., Ковбасюк Т.М., Ерешко М.В. «Лексические умения, навыки и механизмы чтения / Очерки методики обучения чтению на иностранных языках.» Под ред. И.М. Бермана, В.Л. Бухбиндера. -Киев: «Вища школа», 1977. — С.112-115
6. Бим И. Л. «Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Проблемы и перспективы.» – М.: Просвещение, 1988. – 256 с.
7. Бим И. Л. «Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника» М.,1994
8. Блохина С.А., Вайсбурд М.И. «Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как деятельности» ИЯШ 1997 №1, 2
9. Буряк, В. К. «Самостоятельная работа учащихся» - М.: Просвещение, 1984.-С.56.
10. Вейн А.М., Каменецкая Б.И. «Память человека.» – М.: Наука, 1998.–189 с.
11. «Воспитание и обучение по Дальтон-плану.» – М., 1996. – 214 с.
12. Галльская Н.Д. «Современные методики обучения иностранным языкам» – М.: Аркти-Глосса, 2004. – С. 165.
13. Гез Н. И. «Методика обучения иностранным языкам в средней школе» - М., «Высшая школа», 1982
14. Данилов М.А. «Теоретические основы обучения и проблема воспитания познавательной активности и самостоятельности учащихся» / «Вопросы воспитания познавательной активности и самостоятельность школьников.» – Казань, 1982. – с. 15-19
15. Екшембеева Л.В. «Языковые модули и овладение языком.» Алматы, 2000
16. Есипов Б.П. «Самостоятельная работа учащихся на уроках.» – М., 1991. – 315 с.
17. Жанпеисова М.М. «Модульная технология обучения как средство развития ученика.» Алматы, 2002.
18. Жарова Л. В. «Учить самостоятельности.» - М.: Просвещение, 1993.
19. Зимняя И. А. Индивидуально-психологические факторы и успешность научения речи на иностранном языке // ИЯШ. –1970. –No1. –С. 37-46
20. Зимняя И. А.,ИльинскаяЕ. С. Психологический анализ урока иностранного языка // ИЯШ. –1985. –No4. –С. 25-303.Пассов Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам. –М.: Просвещение, 1999. –216 с.4.Комков И.Ф. «Проблемы обучения иностранным языкам в школе», В., 1969г., с. 103.
21. Леонтьев А.А. «Язык, речь, речевая деятельность.» М., Просвещение, 1969. 214 стр.
22. Львов М. Р. «Основы развития младших школьников». Начальная школа 1992 №7
23. Ляховицкий М.В «Методика преподавания иностранных языков». Москва, "Высшая школа", 1981.
24. Моро М.И. «Самостоятельная работа учащихся на уроках». - М.: АПДН РСФСР , 1983.- 150 с.
25. Пассов Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам. –М.: Просвещение, 1999. –216 с.
26. Рогова Г. В.Некоторые предложения по организации самостоятельной работы учащихся// ИЯШ. –1980. –No5. –С. 25-31.
27. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. –М.: Просвещение, 1986. –223 с.