Введение
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования готовности к самообразованию
1.1 Проблема самообразования в контексте истории педагогической мысли
1.2 Сущность и структура понятия «самообразование»
Глава 2 Процесс формирования готовности старшеклассников к самообразованию
2.1 Психолого-педагогические характеристики готовности старшеклассников к самообразованию
2.2 Изучение наличного уровня готовности к самообразованию у старшеклассников
2.3 Возможности различных видов самостоятельной работы для формирования готовности к самообразованию старшеклассников
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в обществе к человеку предъявляются достаточно высокие требования, для соответствия которым он должен непрерывно повышать уровень своих знаний, умений и навыков. Готовясь к поступлению в высшее учебное заведение на избранную специальность, старшеклассник стремится как можно более основательно и глубоко усваивать учебный материал, необходимый для будущей профессии. Главной задачей учителя на данном этапе является управление этим процессом, увеличение доли знаний, которые старшеклассник приобретает самостоятельно, исходя из потребностей, интересов, индивидуальных особенностей будущего студента. Обеспечение правильной организации работы по формированию у учащихся старших классов готовности к самообразованию – одна из важнейших задач, стоящих перед учителем.
Важность изучения проблемы формирования готовности к самообразованию у старшеклассников заключается в том, что правильно выбранная, эффективная модель самообразования способна обеспечить устойчивый прогресс в информационном развитии нашего государства, т.к. все увеличивающиеся потоки информации, активное внедрение новых информационных технологий, умение ориентироваться в огромном количестве информации, возникновение непредвиденных ситуаций, побуждающих быстро принимать решения, требуют от учащихся всех ступеней образования высокого уровня готовности к самообразованию, что, в свою очередь, вынуждает искать пути, обеспечивающие в процессе обучения развитие познавательной активности учащихся, их самостоятельности.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К САМООБРАЗОВАНИЮ
1.1 Проблема самообразования в контексте истории педагогической мысли
Проблема развития у учащихся познавательной активности – одна из наиболее популярных в истории педагогики. Она рассмотрена в трудах многих выдающихся ученых и мыслителей различных эпох – Я.А.Коменского, Д.Локка, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, А.Дистервега и пр.
Известные педагоги прошлых эпох придавали важное значение активным методам обучения, стремились внести в традиционное обучение элементы исследования, исключить сухую догматику, формировать у учащихся мыслительные операции (анализ, обобщение, группировку). Они выступали против схоластики в школе, зубрежки, ратовали за воспитание творческой активности, считая, что процесс обучения должен служить всестороннему развитию личности.
В современной педагогической теории и практике делается упор на прогрессивные идеи известных педагогов прошлого. Так, Г.С.Закиров и Л.А.Земскова в учении Ж.Ж.Руссо усматривают тенденции проблемного обучения: внедрение активного поиска в получении знаний как важнейшего средства формирования самостоятельности, которая, в свою очередь, выступает фундаментом для развития готовности к самообразованию, а также тесную взаимосвязь обучения и жизни.
ГЛАВА 2 ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К САМООБРАЗОВАНИЮ
2.1 Психолого-педагогические характеристики готовности старшеклассников к самообразованию
Главной линией развития побудительных сил самообразования является личностная самоидентификация, осознание собственных идеалов и жизненных планов, а также компонент целеполагания, тесно с ними связанный. Для самообразования важность представляет процессуальная сторона. Эффективность деятельности по самообразованию зависит от умения учащегося познавать предмет. Уровень владения умениями по самообразованию определяет качественный компонент самостоятельно усвоенных знаний, умений и навыков. Интенсивность процесса познания тесно связана с особенностями его самоорганизации, планированием времени, выбором способов работы и с самоконтролем. Самоконтроль дает возможность учащемуся определить уровень усвоения знаний, умений, навыков, эффективность выбранных приемов работы, определить, что было сделано неправильно с тем, чтобы последующий цикл самообразования был более эффективным и успешным. Неотъемлемым компонентом выступает компонент энергетический, включающий волевые и эмоциональные стороны деятельности.
Для самообразования характерен высокий уровень активности, напряжения всех сил – познавательных, эмоциональных, волевых. В процессе самообразования высвобождаются положительные эмоции. Исходя из сказанного отметим, что формирование готовности к самообразованию заключается в воспитании у учащихся стремлений к постоянному совершенствованию собственных знаний, а также умения самостоятельно организовывать и осуществлять познавательный процесс.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение литературы по данной теме позволило нам выполнить поставленные задачи и сделать выводы о том, что:
1.Самообразование всегда было одной из самых важных и самых актуальных проблем в истории педагогической мысли. Ее в разные времена рассматривали такие выдающиеся ученые, мыслители и педагоги, как Я.А.Коменский, А.Дистервег, И.Г.Песталоцци, Ж-Ж. Руссо, К.Д.Ушинский. Они высказывались за то, что в процессе получения знаний учащиеся должны быть активными, самостоятельными. Процесс получения знаний, по мнению известных педагогов, мыслителей и ученых прошлого должен быть направлен на исследование, поиск, должен быть сопряжен с вскрытием новых научных фактов и самостоятельным овладением практическими умениями и навыками. Образование должно постепенно перерастать в самообразование, т.к. именно этот процесс способствует в большей степени развитию личности. Источниками самообразования в разные времена видели чтение разнообразной литературы, самостоятельную работу, в частности такую, которая носит поисковый, исследовательский характер.
2.Самообразование представляет собой такой вид образования, который приобретается индивидом за пределами учебных заведений в процессе самостоятельной работы. Источниками самообразования служит литература, посещение кинотеатров, театров, выставок, экскурсий, встречи с интересными людьми. В основе его лежит интерес личности и ее самостоятельная работа. В отличие от образования, самообразование носит добровольный, избирательный характер, оно отличается большей активностью и направленностью.
1. Айзенберг, А.Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы / А.Я.Айзенберг. - М., Просвещение, 1986. – 200 с.
2. Бардин, К.В. Как научить детей учиться / К.В.Бардин. - М: Просвещение, 1989. – 150 с.
3. Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 381 c.
4. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В.Б.Бондаревский. - М., Просвещение, 1985 - 155 с.
5. Громцева, А.К., Карпова, А.Ф. и др. Руководство самообразованием школьников / А.К.Громцева. - М., Просвещение, 1983. – 220 с.
6. Громцева А.К. Самообразование старшеклассников общеобразовательной школы: (Методическое пособие). - Л., [ЛГПИ], 1974.
7. Громцевая, А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию / А.К.Громцева. - М., Просвещение, 1983 – 167 с.
8. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - М.: Юрайт, 2013. - 479 c.
9. Иванова, Н.Д. Приобщение учащихся старших классов к работе по самообразованию / Н.Д.Иванова - Алма-Ата.: Мысль, 1978. - 198 с.
10. Кальней, В.А., Шишов, С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «Учитель - ученик» / В.А.Кальней, С.Е.Шишов. – М.: Просвещение, 1999. – 256 с.
11. Князева, М. Ключ к самосозиданию / М.Князева. – М.: Молодая гвардия, 1990. – 255 с.
12. Красновский, Э.А. Активизация учебного познания / Э.А.Красновский // Советская педагогика. – 1989. - № 5. – С. 25-30.
13. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций / Б.Т.Лихачев. - М.: Просвещение, 2000. – 340 с.
14. Маркова, А.К. Самообразование школьников / А.К.Маркова // Вопросы психологии. - 1980. - № 3. - С.149.
15. Подласый, И.П. Педагогика. Учебник для вузов. В 2 т. Т. 1 / И.П.Подласый. – М.: Просвещение, 1999 - 2000. – 480 с.
16. Редковец, И.А. Формирование у учащихся общественно-ценностной мотивации самообразования / И.А.Редковец. - М.: Просвещение, 1986.- 340 с.
17. Рубанин, Н.А. Самостоятельная познавательная деятельность школьников. - М.: Просвещение, 1990. – 350 с.
18. Седова, Н.Е. Как стать образованным человеком / Н.Е.Седова. - Петропавловско-Камчатский, 1991. – 320 с.
19. Сериков, Г.Н. Самообразование: совершенствование подготовки студентов / Г.Н.Сериков. - Иркутск; [ИГПИ], 1992. – 400 с.
20. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов . - М.: ИЦ Академия, 2013. - 496 c.
21. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие / В.А.Сухомлинский.- М.: Просвещение, 1990. – 185 с.
22. Тощенко, Е.С. Педагогические условия организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся / Е.С.Тощенко. - Челябинск: Бланк Издат, 1981. – 285 с.
23. Ушинский, К.Д. Собр. соч. в 11 томах. Т. 2. / К.Д.Ушинский. - М. - Л., 1950. – 560 с.
24. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф.Харламов. – М.: Гардарики, 1999 – 520 с.
25. Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: учебное пособие / Э.В.Островский, Л.И.Чернышова. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 381 c.