Введение
1. Сущностно-содержательная характеристика социализации и ресоциализации личности
2. Деформация социализации молодых инвалидов
3. Волонтерская деятельность как средство ресоциализации молодых инвалидов
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность исследования. Масштабность проблем, связанных с инвалидизацией населения и необходимость их приоритетного решения подтверждается как мировой, так и отечественной статистикой. В настоящее время в мире наблюдается устойчивая тенденция к увеличению доли лиц с ограниченными возможностями в структуре населения. В соответствии с оценками экспертов OOН, лица с ограниченными возможностями составляют в среднем 10% населения (при разбросе этого показателя от 1% до 27%), и около 25% населения страдают хроническими заболеваниями.
Существует проблема оказания социально-психологической помощи людям с ограниченными возможностями и ее влияния на качество жизни таких людей. На это обращают внимание практически все авторы, которые рассуждают o психических, психологических и социальных трудностях рассматриваемой категории населения. В некоторой мере это может быть связано c недостаточностью проработки специальных программ по социально-психологическому сопровождению таких людей, а также с недостаточностью изучения проблематики организации социально-психологической помощи со стороны социальных работников и ее влияния на качество жизни людей с ограниченными возможностями.
Качество жизни – это совокупность параметров, отражающих измерение течения жизни с оценкой физического состояния, психологического благополучия, социальных отношений и функциональных способностей в период развития заболевания и его лечения.
1) Специальным аспектом проблемы улучшения качества жизни является психосоциальная поддержка.
2) К числу значимых факторов, влияющих на психосоциальную адаптацию людей с ограниченными возможностями, относятся установки персонала на общение с пациентом, восполнение дефицита информации, оказание социально-психологической помощи пациенту.
3) Сущность социально-психологической помощи людям с ограниченными возможностями должна предусматривать максимально возможное восстановление и поддержание ослабленных, нарушенных или утраченных вследствие заболевания физических, психологических и социальных функций, как составляющих понятия качества жизни человека.
Люди с ограниченными возможностями являются лучшими судьями своей жизни, поэтому их субъективная оценка всегда должна находиться на первом месте. Качество жизни необходимо оценивать в виде изменяющегося параметра, зависящего от вида и течения заболевания, процессов лечения и
1. Сущностно-содержательная характеристика социализации и ресоциализации личности
Социализация (от лат. socialis – общественный) – это процесс, позволяющий индивиду функционировать в конкретном обществе. Он связан с передачей обществом и с освоением индивидом в течение всей его жизни социальных норм, культурных ценностей и образцов поܙведения [1].
Как указывает Ю.Г. Фокин, термин «социализация» – означает «качественные и количественные изменения системы ценностей, социально - значимых убеждений и установок, ценностных ориентаций, идеалов, моральных качеств личности, необходимые для достижения успеха в определенном обществе (социуме) и достигаемые в процессе собственной деятельности индивида» [17, с. 35].
А.В. Мудрик отмечает, что основываясь на субъект-субъектном подходе, социализацию можно трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах [9, с. 10].
Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества.
Т.В. Егорова отмечает, что социализация – это процесс и результат включения индивида в социальные отношения [6, с. 22]. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей. В процессе социализации осуществляется включение индивида в социальные отношения, и благодаря этому может изменяться его психика. Высшим уровнем социализации личности является ее самоутверждение, воплощение в жизнь ее общественных возможностей. Данный трудный процесс реализовывается согласно с установленным социально-психологическим сценарием, содержание которого находится в зависимости, как от ролевых позиций субъекта, так и от внешних обстоятельств, т. е. влияния общественной микросреды.
Социализация – процесс двусторонний, включающий в себя: с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой – процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Этот момент преобразования социального опыта не только фиксирует пассивное его принятие, но и предполагает активность индивида в применении такого
2. Деформация социализации молодых инвалидов
Молодежный период личностного развития характеризуется формированием целостной системы мировоззрения, определенным уровнем образованности, обусловливающих готовность осуществлять самостоятельно трудовую деятельность с целью реализации индивидуальной стратегии жизненных перспектив – создавать семью, участвовать в гражданском диалоге. Однако при инвалидности процесс социализации человека подвергается деформации.
Процесс личностного развития и социализации человека – это освоение внешнего пространства и превращение его во внутреннее. Наличие стабильного личного пространства обусловливает субъектность человека, позволяющую сохранять постоянство пространства и поддерживать эту систему открытой для обмена энергией, информацией и т.п. (М.В. Ермолаева). Целостность, единство, интегративность субъекта являются основой системности его психических качеств, а единство внутреннего и внешнего пространств – основой его жизнедеятельности (К.А. Абульханова).
Разноплановая депривация развития при инвалидности обусловливает нарушение психологических границ личности, вследствие чего снижаются ее адаптация и жизненная эффективность, формируется жертвенная позиция, повышается виктимность. Последняя в психологической литературе трактуется как совокупность свойств человека, определенных комплексом социальных, психологических и биофизических условий, способствующих дезадаптивному стилю реагирования субъекта, приводящему к ущербу для его физического или эмоционально-психического здоровья (О.О. Андронникова) [1].
Основная проблема ребенка с ограниченными возможностями, по мнению С. В. Паршутиной, содержится в нарушении его отношения с миром, в ограниченной подвижности, бедности контактов с ровесниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недостижимости ряда культурных ценностей, образования. Данная проблема является результатом не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья ребенка, но и последствием общественной политики и сформировавшегося общественного сознания, которые разрешают наличие недостигаемой для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб – ребенок, имеющий инвалидность, может быть также способен и одарен, как и его ровесник, не имеющий проблем со здоровьем, но показать свои таланты, сформировать их, доставлять с их помощью полезность социуму ему препятствует
3. Волонтерская деятельность как средство ресоциализации молодых инвалидов
Говоря о ресоциализациии молодых инвалидов с помощью волонтерской деятельности следует охарактеризовать такой феномен, как волонтерство.
Исследования волонтерства можно классифицировать на несколько типовых направлений. Во-первых, рассмотрение волонтерства как некоторого проявления благотворительности, меценатства. Действительно, работая в добровольческих организациях, личность затрачивает собственное время, энергию, иногда – вкладывает материальные ресурсы (приобретая, например, спецодежду). Это вполне можно отнести как стремление к реализации бескорыстных действий на благо социума.
Во-вторых, волонтерство изучается с точки зрения его как элемента социальной поддержки, свойственной обществу с определенного этапа развития. В основе такого подхода находится понимание помогающей деятельности как формы социальной работы с людьми, нуждающихся в постоянной поддержке со стороны общества (инвалиды, лица третьего возраста) или находящихся во временном трудном положении (бездомные, наркоманы, заблудившиеся). Данное направление социологических исследований, на наш взгляд, учитывает далеко не все формы приложения сил волонтеров, поскольку спектр добровольческой активности может выходить далеко за рамки оказания помощи людям.
В-третьих, волонтерство рассматривается сквозь призму практик межкультурной коммуникации и партнерства. Действительно, в процессе волонтерской деятельности реализуется целый набор уникальных коммуникативных отношений как между участниками подобной деятельности, так и с внешними социальными акторами, что в целом отличает процессы взаимодействия от привычных.
В-четвертых, волонтерство является элементом профессиональной и личностной социализацией и данный факт также активно исследуется в рамках социологической науки. Данное направление актуально при изучении институциональных характеристик волонтерства и волонтерских организаций. Действительно, многие волонтерские организации представляют собой мощные структурные объединения, в которых помимо сугубо добровольческой деятельности осуществляются управленческие, организационные, финансовые процессы, требующие привлечения профессионалов.
Заключение
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы. Социализация выступает как процесс и результат включения индивида в социальные отношения. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей. Можно отметить, что понятие «социализация» используется для характеристики процесса усвоения и интериоризации знаний, социальных норм и ценностей, принятых в данной культуре и дающих возможность индивиду адекватно существовать в социальной среде. В ходе социализации происходит формирование социальных качеств, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия.
Особое значение в современном обществе приобретает ресоциализация инвалидов, имеющих нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности.
Процесс ресоциализации чаще всего рассматривается как воспитательный процесс, который сочетает социально-культурную диагностику, реабилитацию и коррекцию, что дает возможность организации психолого - педагогической поддержки личности.
Социализация молодых инвалидов часто деформируется, происходят как естественно-психологические, так и социальные деформации. Основная проблема здесь содержится в нарушении его отношения с миром, в ограниченной подвижности, бедности контактов с ровесниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недостижимости ряда культурных ценностей, образования. Данная проблема является результатом не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья молодого инвалида, но и последствием общественной политики и сформировавшегося общественного сознания, которые разрешают наличие недостигаемой для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб.
Наиболее важными потребностями молодых людей с ограниченными возможностями являются следующие: потребность в восстановлении нарушенных способностей к различным видам деятельности, потребность в передвижении, в общении, в получении знаний, потребность в самореализации и т.д. К сожалению, у большинства молодых людей с ограниченными возможностями наблюдается отсутствие интереса к жизни, желания заниматься общественной деятельностью. Зачастую, такие люди,
1. Андронникова, О.О. Психологическая безопасность образовательной среды вуза / О.О. Анронникова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.obrazovanie9.ru/articles/338–psy–bezopasnostjvuza.htm. – Дата доступа: 12.02.2018.
2. Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. – М. : Медиум, 1995. – 240 с.
3. Блинков, Ю.А. Медико–социальная экспертиза лиц с ограниченными возможностями : учебное пособие / Ю.А. Блинков. – Ростов–на–Дону : Феникс, 2002. – 190 с.
4. Горленко, В.П. Основы волонтерской деятельности : практическое пособие / В.П. Горленко, Н.Н. Зенько. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2017. – 47 с.
5. Дементьева, Н. Ф. Социальная работа в учреждениях социально – реабилитационного профиля и медико – социальной экспертизы : учеб. пособие / Н. Ф. Дементьева, Л. И. Старовойтова. – М. : Академия, 2013. –272 с.
6. Егорова, Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова. – Балашов : Николаев, 2012. – 80 с.
7. Зозуля, Т. В. Словарь по комплексной реабилитации инвалидов : учеб. пособие / Т. В. Зозуля [ и др.] ; отв. ред. В. А. Бронников ; Перм. гос. ун – т. – Пермь : ПГНИУ, 2010. – 530 с.
8. Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 12.02.2018. – Дата доступа: http://adu.by/images/2016/07/Pr-ma-neprer-vosp-det-uch-mol-2016-17.pdf.
9. Мудрик, А.В. Социализация человека : учебное пособие / А.В. Мудрик. – М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2011. – 352 с.
10. Мацукевич, О. Ю. Теоретико – методологические основы социально – культурной ресоциализации личности дезапдантов : автореф. дис. … д – ра пед. наук : 13.00.05 / О. Ю. Мацукевич. – М., 2014. – 48 с.
11. Моздокова, Ю. С. Коммуникативно – деятельностный подход к интеграции инвалидов: социально – культурный аспект : автореф. дис. … д – ра пед. наук : 13.00.05 / Ю. С. Моздокова. – М. 2006. – 48 с.
12. Новожилова, О.В. Инвалид на рынке труда / О.В. Новожилова // Социол. Исследования. – 2001. – № 2. – С. 98-102.
13. Паршутина, С. В. Социализация личности детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения дополнительного образования детей / С. В. Паршутина // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. – С. 211-213.
14. Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер. – М. : Феникс, 1994. – 320 с.
15. Смирнов, А.В. Профессиональная реабилитация инвалидов / А.В. Смирнов //Соц. технологии исследования. – 2003. – №3. – С. 29-34.
16. Смычек, В. Б. Основы реабилитации: курс лекций / В. Б. Смычек ; БелМАПО. – Минск : Изд – во БелМАПО, 2000. – 132с.
17. Фокин, Ю. Г. Определения основных терминов дидактики высшей школы / Ю. Г. Фокин. – М. : НИИВО, 1995. – 151 с.
18. Фоминых, Е.С. Нарушения личностных границ студента–инвалида в контексте его виктимной деформации / Е.С. Фоминых // Известия ВГПУ.– 2012. – №1. – С. 29–31.
19. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М.: Прогресс, 1990. – 220 с.
20. Холостова, Е. И. Социальная реабилитация : учебное пособие / Е. И. Холостова, Н. Ф. Дементьева. – М. : Дашков и К, 2002. – 308 с.
21. Холостова, Е. И. Социальная работа с инвалидами : учебное пособие. – М. : Дашков и К°, 2006. – 240 с.
22. Шакурова, М. В. Социальное воспитание в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.В. Шакурова ; под ред. А. В. Мудрика. – М. : Академия, 2004. – 272 с.
23. Шевырева, Е.Г. Психолого–педагогическое сопровождение подготовки волонтеров к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья/ Е.Г. Шевырева // Евразийский Союз Ученых (Психологические науки). – 2014. – № 6. – С. 156–157.
24. Шюц, А. Возвращающийся домой / А. Шюц // Социол. исслед. – 1995. – №2. – С. 10-18.