ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ
1.1. Сущность понятия «творческая самореализация личности»
1.2. Возрастная обусловленность творческой самореализации в подростковом возрасте
ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ
2.1. Самостоятельная работа как понятие, ее виды и способы организации
2.2. Творческая самореализация подростков в процессе организации самостоятельной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Происходящие в обществе перемены затрагивают, в первую очередь, социальные отношения, организация которых должна иметь новые основания – творчество, инновационную деятельность, и распространяются на все сферы жизнедеятельности человека. В современном мире всѐ более очевиден тот факт, что уровень развития государства, его престиж, благосостояние общества зависят от качества и количества творческого продукта, производимого в нем, широтой использования инноваций.
В творчестве и инновациях как никогда ранее заинтересовано все общество, все структуры государства, потому что социокультурные и экономические тенденции, складывающиеся в развитии мирового сообщества, требуют от человека умения творчески подходить к разрешению достаточно сложных, нестандартных проблем современности.
Творческая личность является достаточно сложным и одновременно очень интересным и востребованным предметом исследования. Это обусловлено тем, что государство на современном этапе развития испытывает огромную потребность в творчески мыслящих специалистах, способных создать конкурентоспособный продукт высокого качества, тем самым обеспечивая дальнейший прогресс общества в целом, улучшение культурных, социальных, материально–экономических показателей жизни каждого человека.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ
1.1. Сущность понятия «Творческая самореализация личности»
Говоря о творческой самореализации личности, необходимо дать определение таким понятиям, как творчество и творческая личность.
На современном этапе развития человечества творчество является объектом постоянного внимания научного сообщества. Творчество исследуется науками, предметом изучения которых является человек и его деятельность (философия, социология, психология, педагогика и др.). Оно нашло отражение в работах В.И. Андреева, Н.А. Бердяева, В.С. Библера, Д.Б. Богоявленской, А.В. Брушлинского, В.И. Вернадского, Ю.Н. Кулюткина, А.Н. Лука, Я.А. Пономарева, Е.С. Рапацевича, А.И. Субетто, О.К. Тихомирова, В.П. Ушачева, М.Г. Ярошевского и др.
С позиции философского знания творчество трактуют как: необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества (М.М. Бахтин, А. Менегетти, Н.Н. Михайлов и др.); наивысшую форму проявления гуманизма и условие изменения жизни (B.C. Библер, Н.А. Бердяев, Н.Ю. Посталюк и др.) [8, с. 4].
Творчество изучается в формате проблемы развития: творчество следует искать там, где есть движение от низшего к высшему (Б.М. Кедров). Психологи определяют творчество как продукт мыслительной деятельности (В.Н. Дружинин, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев и др.), как механизм продуктивного развития человека (М.Г. Ярошевский).
Выводы по 1 главе
Таким образом, творческая самореализация личности – процесс осуществления творческих замыслов личности для достижения намеченных целей в решении личностно-значимых проблем, позволяющих максимально полно реализовать свой творческий потенциал.
Особое значение творческая самореализация личности приобретает в подростковом возрасте. Самореализация подростка – это осознанный и субъективно значимый процесс раскрытия личностью своих способностей и возможностей в деятельности и отношениях. В подростковом возрасте дети с особой остротой начинают ощущать потребность в утверждении себя среди сверстников, в оценке их личности, стремятся к самовыражению и самореализации.
ГЛАВА 2 ВОЗМОЖНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ
2.1. Самостоятельная работа как понятие, ее виды и способы организации
Важную роль в творческой самореализации подростков играет самостоятельная работа, т.к. накопление знаний, приобретение теоретических и прикладных умений и навыков – составляющие процесса обучения. В условиях современого образования большая часть учебного времени затрачивается на самостоятельную работу.
Рассмотрев основные трактовки понятия «самостоятельная работа», можно выделить несколько типичных определений в зависимости от соотношения основных компонентов этого понятия – деятельности обучаемых и преподавателя.
Под самостоятельной работой, как правило, понимают:
– Ю. К. Бабанский, А.Е. Богоявленская, Е. П. Есипов – разнообразные виды работ, выполняемых без непосредственного участия преподавателя, но регламентированных его заданием, выполняемых с разной степенью самостоятельности, при проявлении обучающимися усилий и активности;
– А. Алханов, Л.В. Жарова, П.И. Пидкасистый, В. Сенашечко, Н. Жалнина – самостоятельную познавательную деятельность по приобретению и закреплению, анализу информации под руководством и контролем преподавателя;
– Л. Лебедева – научно-исследовательскую деятельность, которая осуществляется по собственному выбору и инициативе учащихся при условии самокоррекции, рефлексии и косвенном управлении преподавателя.
Выводы по 2 главе
Самостоятельная работа – это высшая работа учебной деятельности подростка, она является компонентом целостного педагогического процесса, выполняя воспитательную, образовательную, развивающую функции. Ее правомерно рассматривать как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации. Самостоятельная работа способствует обеспечению учащихся твердыми знаниями, развитию их творческой инициативы и умения учиться самостоятельно. Разные толкования понятия «самостоятельная работа» свидетельствуют о его сложности, неоднозначности и многоаспектности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Повышенное внимание к проблеме самореализации связано с пониманием её определяющей роли в развитии личности, предъявлением более высоких требований к таким качествам человека, как самостоятельность, инициативность, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Творческая самореализация личности – процесс осуществления творческих замыслов личности для достижения намеченных целей в решении личностно значимых проблем, позволяющих максимально полно реализовать свой творческий потенциал.
Особое значение творческая самореализация личности приобретает в подростковом возрасте. Самореализация подростка – это осознанный и субъективно значимый процесс раскрытия личностью своих способностей и возможностей в деятельности и отношениях. В подростковом возрасте дети с особой остротой начинают ощущать потребность в утверждении себя среди сверстников, в оценке их личности, стремятся к самовыражению и самореализации.
1. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И.Андреев. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2008. – 249 с.
2. Гершунский, Б.С. Философия образования / Б.С. Гершунский. – М. : Флинта, 1998. – 432 с.
3. Гимпель, Л. П. Творческая личность: концепции и подходы к воспитанию / Л. П. Гимпель // Университетское образование: опыт тысячелетия, проблемы, перспективы развития: II Междунар. конгресс, Минск, 14–16 мая 2008 г.: сб. ст. – Минск: Изд–во МГЛУ, 2009. – С. 60–69.
4. Гимпель, Л. П. Творческий аспект современного образования / Л. П. Гимпель // Кiраванне ў адукацыi. – 2012. – № 9. – С. 54–59.
5. Гимпель, Л. П. Творческое развитие студента в контексте современных представлений / Л. П. Гимпель // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки : сб. науч. ст. : в 2 ч. ; под ред. В. Ф. Беркова. – Минск : РИВШ,2013. – Ч. 2. – Вып. 13. – С. 303–310.
6. Гимпель, Л.П. Творческая направленность личности как психолого-педагогическая проблема / Л.П. Гимпель // Адукацыя і выхаванне. – Минск, 2005 г. – № 7. – С. 54–59.
7. Гимпель, Л.П. Творческий аспект современного образования / Л.П. Гимпель // Кiраванне у адукацыi, 2012. – № 9. – С. 54–59.
8. Гимпель, Л.П. Формирование творческой личности будущего педагога: учебно–методическое пособие / Л.П. Гимпель. – М. : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2017. – 276 с.
9. Дмитрук, Н.Г. Творческие самостоятельные работы как условие самореализации личности учащегося : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Великий Новгород, 2004. – 23 c.
10. Егорычева, И.Д. Самоотношение, самореализация, самоактуализация как феномены, определяющие способность человеческого роста–развития / И.Д. Егорычева // Мир психологии. – 2005. – № 3. – С. 30–33.
11. Зимняя, И.А. Педагогическая психоло-гия: учебник для вузов / И.А. Зимняя. – М. : Логос, 2000. – 384 с.
12. Ларисова, И.А. Личностный компонент в образовании как условие творческой самореализации подростков / И.А.Ларисова // Вопросы гуманитарных наук. – 2009. – №2(40). – С.207– 210.
13. Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н.Лук. –М.: Наука, 1998. – 127 с.
14. Мампория, С.В. Самостоятельная работа студентов вузов: теоретическое представление / С.В. Мампория // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. – 2010. – №5. – С. 29-32.
15. Маслоу, А. Г. Психология бытия : пер. с англ. / А. Г. Маслоу. – М. : REFL-book, 1997. – 304 с.
16. Мухина, В.С. Психология детства и отрочества / В.С. Мухина. –М. : Институт практической психологии, 1998. – 482 с.
17. Пархоменко, В.П. Творческая личность как цель воспитания / В.П. Пархоменко. – Минск : НИО, 1994. – 159 с.
18. Подласый, И.П. Педагогика: в 3 книгах. Книга 2. Теория и технологии обучения / И.П. Подласый. – М. : Владос, 2007. – 576 с.
19. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев. – М.: Педагогика, 1976. – 280 с.
20. Харламов, И. Ф. Педагогика : учебник / И. Ф. Харламов. – Минск : Унiверсiтэцкае, 2002. – 560 с.
21. Хуторской, А.В. Современная дидактика: учебник для вузов / А.В. Хуторской. – М. : Педагогика, 2016. – 24 с.
22. Шмерлина, И.А. Дружба как духовная и социальная реальность / И.А. Шмерлина // Социальная реальность. – 2006. – № 5. – С. 29–50.
23. Эльконин, Б.Д. Психология развития : учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Б.Д. Эльконин. – М. : Академия, 2001. – 144 с.