Введение
1 Теоретико-методологические основы обучения технике игры в баскетбол
1.1 Принципы, средства и методы обучения технике игры в баскетбол
1.2 Классификация техники игры в баскетбол
1.3 Последовательность обучения технике игры в баскетбол
2 Особенности методики обучения игре в баскетбол учащихся 8 классов на уроках физической культуры
2.1 Особенности школьного возраста
2.2 Методические приемы обучения технике игры в баскетбол
2.2.1 Методика обучения техники защиты в баскетболе
2.2.2 Методика обучения техники нападения в баскетболе
2.2.2.1 Методика обучения игровым приемам при игре в баскетбол
3 Методика обучения ведения мяча без зрительного контроля учащихся 8 классов
Заключение
Список использованных источников
Приложения
РЕЗЮМЕ
Тема курсовой работы
«Методика обучения введения мяча без зрительного контроля на уроках баскетбола учащихся 8 классов»
Работа содержит: 33 страницы, 2 приложения, 27 использованных источника литературы.
Ключевые слова: баскетбол, техника защиты, техника нападения, методика обучения игре в баскетбол, техника ведения мяча без зрительного контроля.
Цель курсовой работы – изучить методику обучения введению мяча без зрительного контроля на уроках баскетбола с учащимися 8 классов.
Объектом исследования выступает педагогический процесс по физической культуре.
Предметом исследования настоящей работы является методика ведения мяча без зрительного контроля на уроках физической культуры и здоровья с учащимися 8 классов.
В работе были использованы следующие методы: метод изучения литературных данных.
ВВЕДЕНИЕ
Баскетбол – активная динамичная игра популярная среди детей и молодежи, популяризация и обучение которой могут помочь решить проблему сниженной двигательной активности подрастающего поколении я. Не все разделы физической культуры, как учебной дисциплины вызывают такую активность и живой интерес, как обучение баскетболу.
Формирование активного образа жизни проходит на высоком эмоциональном уровне, который сопровождают игровые и соревновательные методы в обучении.
Баскетбол, как средство физического воспитания включен в программу физической культуры. Данная игра помогает сформировать широких спектр двигательных актов, развивать физические качества, такие как быстрота, выносливость, координация движений. Кроме того, воспитательное значение применения игры в баскетбол на уроках физического воспитания состоит в формировании настойчивости, смелости, чувства коллективизма, решительности, честности и уверенности в себе.
Обучение базируется на принципах сознательности и активнос¬ти, наглядности, доступности и индивидуали¬зации, постепенности, систематичности и пос¬ледовательности. Применение данных принципов отражается в подборе средств и методов физического воспитания, которые учитель активно использует для организации учебного процесса.
Техническая подготовка спортсмена баскетболиста является основой, которая строится на общефизической подготовке и предшествует обучению тактическим прием игры. Можно сказать, что то начало специализации и связующее звено всей подготовки спортсмена. Поэтому так важно детализировать классификацию техники игры для того, чтобы построить методику ее поэтапному обучению.
Техника игры в баскетбол представляет совокупность двигательных актов, игровых приемов, которые позволяют наиболее успешно решать конкретные соревновательные задачи с применением оптимальных и энергоэффективных методов, построенных на правильном технической их выполнении.
Классификация игровой техники баскетбола разделяет технические приемы в зависимости от их назначения и основных способов реализации, разделяя по особенностям выполнения и в иерархии от простого к сложному прием. На основании выделенной классификации игровых приемов можно выделить методику обучения техническим приемам игры в баскетбол, которые будут подчинены принципу последовательности и доступности обучения, и строится на отработке навыков предыдущих двигательных актов с неуклонным совершенствованием мастерства их применения на игровой площадке.
Применение оптимальных приемов при обучении игровой деятельности характеризует эффективность и качество работы учителя и тренера, поэтому их изучение в теоретико-методологических аспектах систематизированы в работах ученых отечественной и зарубежной педагогики и психологии (A. B. Кадетова, И. В. Никитин, В. В. Дьяконов, Ю. Г. Травин, В. И. Лях, Л. Б. Кофман, В. К. Бальсевич, Ф. П. Рябинцев, И. А. Гуревич, A.A. Германова, А.Е. Дубового, , А. П. Матвеева, Ю. И. Портных, С. А. Шмаков, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин, О. А. Карабанова, В. В. Рубцов, В. И. Панов, Л. Н. Бережнова, В. Г. Воронцова, Л. И. Новикова, С. В. Тарасов, В. Я. Ясвин и др.).
Цель исследования: изучить методику обучения введению мяча без зрительного контроля на уроках баскетбола с учащимися 8 классов.
Задачи:
- изучить теоретические основы обучения техники игры в баскетбол на уроках физической культуры и здоровья с учащимися 8 классов;
- проанализировать методику обучения игре в баскетбол на уроках физической культуры и здоровья в средней школе;
- выяснить особенности методики ведения мяча без зрительного контроля на уроке по баскетболу с учащимися 8 классов.
Объект исследования: педагогический процесс по физической культуре.
Предмет исследования: методика ведения мяча без зрительного контроля на уроках физической культуры и здоровья с учащимися 8 классов.
В исследовании были использованы: метод изучения литературных данных.
Структура работы: введение, 2 раздела, заключение, список использованных источников, приложения.
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ИГРЫ В БАСКЕТБОЛ
1.1 Принципы, средства и методы обучения технике игры в баскетбол
В физической культуре процесс обучения строится на двух направлениях работы: общепедагогических принципах и специальных принципах, отражающих формирования физической культуры индивида, совершенствование его физических качеств.
Принципы обучения являются основополагающим началом, которое лежит в основе организации и управления процессом физического воспитания обучаемого. Можно выделить принципы:
-принцип сознательности и активности,
-принцип наглядности,
-принцип доступности и индивидуализации,
-принцип постепенности,
-принцип систематичности и последовательности.
Сознательное и активное изучения игры в баскетбол дает учащемуся мотивированное осознание стоящей перед ним задачи обучения, а активные методы процесса обучения позволяют более детально отработать умения и сформировать навыки выполнения технических приемов и тактических задач игры. Принцип сознательности и активности при обучении навыкам игры в баскетбол подразумевает:
-осмысление и понимание занимающимися сущности и сложной структуры изучаемого технического приема или тактического действия;
-самоанализ качества решения двигательной задачи с после-дующей корректировкой своих действий при их повторном воспроизведении.
Принцип наглядности должен реализовываться на занятиях по баскетболу через показ техники применения игровых приемов учителем. Также современные средства визуализации позволяют просматривать игровые моменты матчей, применение технических приемов в исполнении самых известных спортсменов. Такой опыт в достаточной мере мотивирует примером и показывает лучшие образцы техники и тактики игры в баскетбол.
2 ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В БАСКЕТБОЛ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1 Особенности школьного возраста
Система занятий физической культурой и спортом в школе опирается на исследования анатомо-физиологических особенностей, а также возрастной психологии школьников. Программа строится в соответствии с физическими возможностями, основного вида деятельности, особенностей гендерного подхода и развития в среднем школьном возрасте.
Важной задачей физического воспитания, которая решается в процессе занятий физической культурой в общеобразовательных учреждениях, является обеспечение правильного формирования скелета, укрепление мышц и предупреждение нарушения осанки. Для укрепления опорно-двигательного аппарата следует подбирать упражнения, соответствующие возрастным особенностям учащихся. Учащиеся 9 классов средних общеобразовательных школ соответствуют возрасту 14-15 лет.
В связи с тем, что в начале среднего школьного возраста девочки в физическом развитии несколько опережают мальчиков, но потом тенденция сменяется на противоположную, стандарты физического развития детей этого возраста имеют своеобразный перекрест.
У девочек 14-15 лет рост - в пределах 154-160 см, а вес - 42-52 кг. У мальчиков 14 лет рост заметно меньше, чем у девочек, и равен примерно 150 см; к 15 годам средний рост мальчиков уже больше среднего роста девочек и составляет около 165 см. Аналогичная ситуация и с весом тела [24, с.65].
Ребенок среднего школьного возраста обретает все новые навыки и совершенствует ранее приобретенные. Интенсивная нервно-психическая деятельность уже не является для него столь большой нагрузкой, как прежде; однако он еще не может заниматься интеллектуальным трудом с той активностью, на какую способен взрослый человек, - средний и старший школьник быстрее утомляется.
Заметно развивается аналитическое мышление школьника; кроме того, он уже способен мыслить абстрактно. Быстро увеличивается запас слов - особенно, если ребенок приучен много читать и если он читает медленно, вдумчиво, не перескакивая с пятого на десятое, если он мысленно проговаривает слова. В этом возрасте активно формируется личность.
3 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ВЕДЕНИЯ МЯЧА БЕЗ ЗРИТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССОВ
Ведение мяча — прием техники нападения, позволяющий баскетболисту маневрировать с мячом по площадке с большим диапазоном скоростей и направлений движения. Целесообразность применения ведения мяча диктуется конкретной игровой ситуацией и определяется необходимостью:
- организации стремительной контратаки или преодоления прессинга после овладения мячом на своей половине площадки;
- ухода от плотной опеки защитника с целью создания условий для завершения атаки(проход-бросок или проход-«откидка»);
- постановки заслона при взаимодействии с партнером для выведения его на бросок или для длительного контроля над мячом при игре на удержание счета.
В исходном положении игрок после овладения мячом находится в стойке нападающего с тройной угрозой или в стойке для начала ведения:
для ведения правой рукой— правая нога сзади,
для ведения левой— левая сзади.
Масса тела при этом равномерно распределена на обе ноги. Пятка опорной ноги или пятки обеих ног, если каждая из них может быть использована как опорная, незначительно подняты над площадкой. Плечи, колени и пальцы стопы впередистоящей ноги (или двух ног в параллельной стойке) расположены в одной вертикальной плоскости. Спина слегка округлена.
Руки согнуты и удерживают мяч на уровне груди или пояса: кисть дальней от соперника руки располагается сзади-сверху на мяче, она контролирует его положение и готова начать ведение, другая кисть поддерживает мяч сбоку.
Мяч укрывается в сторону дальней от соперника (сзади стоящей) ноги: локти согнуты и опущены вниз, а локоть рабочей руки, готовой начать ведение мяча, отведен назад вдоль туловища. Голова поднята, взгляд направлен вперед.
Подготовительная фаза непродолжительна по времени и заключается в выносе мяча кратчайшим путем для удара в пол.
Основная фаза начинается с момента выпуска мяча и отрыва опорной ноги (начала перемещения) и состоит из повторного выталкивания мяча (непосредственно ведения) и перемещения без него. Непосредственно ведение осуществляется последовательными толчками мяча вперед-вниз одной рукой или поочередно правой и левой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследования цель достигнута, по результатам можно сформулировать выводы:
1. Баскетбол включен в программу физического воспитания от средней школы и до профессионально-прикладной подготовки, поскольку это интересная эмоциональная активная игра, позволяющая развивать физические качества учащегося, разучивать большое количество сложнокоординированных двигательных актов, готовящих учащихся к активной жизни в обществе. Обучение базируется на принципах сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, постепенности, систематичности и последовательности. Применение данных принципов отражается в подборе средств и методов физического воспитания, которые учитель активно использует для организации учебного процесса. Методы можно классифицировать на словесные, наглядные и практические. Словесные методы отличаются от общепедагогических наличием команд, разбором игр. Это специфические методы для физической культуры и для баскетбола в частности. Наглядные методы также представлены демонстрацией, показом, визуализацией, однако специфическим является метод ориентирования, который выражается в разметке игровой площадки и других особенностях правил игры. Практические методы – это в первую очередь упражнений. В зависимости от целей применяются методы целостного и расчлененного обучения двигательному акту, сопряженные и подводящие упражнения для более глубокого детального изучения техники, игровые и соревновательные методы, как вершина игрового мастерства и эмоционального подъема от процесса игры. Применения всех средств и методов подчинено целям и задачам занятия, которые планируются на микро и макро циклах. Чем выше мастерство преподавателя, тем шире палитра применяемых им методов, а также выше эффективность их применения для решения педагогических задач обучения баскетболу на уроках физической культуры.
2. На основании перечисленных особенностей организма школьника 14-15 лет можно рекомендовать занятия по баскетболу в средней школе разрабатывать с учетом возрастных особенностей и, связанных с ними, рекомендациями. Несмотря на функционирование всех систем организма близко к нормам для взрослого необходимо дозировать нагрузку, как силовую, так и кардионагрузку на сердечно-сосудистую систему, к которой занятия баскетболом выдвигают повышенные требования. Команды школьников следует делить на девушек и юношей, так как половое созревание делает их игроками разной подготовленности и возможностей.
Необходимо также учитывать нестабильный эмоциональный фон и особенности психики в раннем подростковом возрасте. Баскетбол, с одной стороны, игра командная и может помочь формировать командный дух, умение играть в команде, организовывать коллектив и взаимодействовать в нем. Однако, баскетбол – это всегда соревнование, и противоборствующие команды не должны переносить противостояние за игровое поле. В данном случае, преподавателю отводится не только роль тренера, но у руководителя ученического коллектива, формирующего его в сплочённую команду.
3. Техника игры в баскетбол — это совокупность двигательных актов, игровых приемов, которые позволяют наиболее успешно решать конкретные соревновательные задачи с применением оптимальных и энергоэффективных методов, построенных на правильном технической их выполнении. Классификация игровой техники баскетбола разделяет технические приемы в зависимости от их назначения и основных способов реализации, разделяя по особенностям выполнения и в иерархии от простого к сложному прием. Таким образом, классификация приемов игры в баскетбол позволяет выстроить технические приемы в зависимости от задач игровой деятельности, решению которых они подчинены. Также, при классификации выстраивается иерархия приемов и методов от простых к более сложных. На основании проведенной классификации строится методика обучения технике выполнения игровых приемов, чтобы более сложные двигательные акты основывались на более простых приемах техники игры. Технику игры можно условно разделить на основании задач на технику нападения и технику защиты. В технике нападения более типичными для применения являются техника передвижения и техника владения мячом, которые позволяют создавать и реализовывать атакующие моменты. В технике защиты, также актуальна техника передвижения, но с мячом работают в направлении отбора мяча и противодействия. Также, существует классификация таких приемов, как бег, ходьба, остановка. Например в бега, выделяют легкоатлетический и специальных, каждый из которых имеет свои методы оптимальные для его применения. При этом специализированный отличается техникой выполнения и более устойчивой постановкой и возможностью остановки с елью выполнения игровых действий при передаче, броске или других приемов.
4. Техническая подготовка спортсмена баскетболиста является основой, которая строится на общефизической подготовке и предшествует обучению тактическим прием игры. Можно сказать, что то начало специализации и связующее звено всей подготовки спортсмена. Поэтому так важно детализировать классификацию техники игры для того, чтобы построить методику ее поэтапному обучению. На основании классификации игровой техники в баскетболе строится методика обучения. Обучения баскетболу, согласно программе физического воспитания, проходит с 5 по 11 класс. С каждым годом повышается сложность изучаемых приемов в зависимости от возрастных особенностей учащихся. Основой начала обучения являются методы передвижения по игровой площадки и особенности их применения в игре. Синхронно с техникой передвижения обучают ловле и передаче мяча в различных комбинациях и приемах, отрабатывают технику броска с места и в движении, различные виды техники ведения мяча. Данные технические приемы имеет место в программе обучения каждого года, но в зависимости от возрастных возможностей и уровня подготовки меняется их сложность и связь с другими приемами. Тактические действия изучаются на более высоком этапе подготовке с 8-9 класса. Основным и итоговым методом применения навыков является игровой метод. Однако, особенности его применения позволяют применять его дозировано, постепенно увеличивая количество игрового времени в сторону увеличения. Поскольку во время игры нет возможности корректировать поведение игроков на площадке в силу динамичности игры и эмоционального восприятия игры. После игры должно обязательно проводиться обсуждение с разбором техники и тактики, будет лучше, если возможна видеофискация, чтобы более детально разбирать игру.
1. Андреев, А.А. Педагогика высшей школы / А.А. Андреев. – М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2012. - 264 с
2. Ахмедзянов, М.Н. Физическое воспитание учащихся в деятельности начинающего педагога: Учебное пособие / М.Н. Ахмедзянов. – Челябинск: Чел. ГУ, 2007. – 98 с
3. Бабанский, Ю.К. Педагогика. Учеб. Пособие / Ю.К. Бабанский, В.А.Сластенин. - М., 1988. – 271 с
4. Бабкин, Н.И. Проблемы управления образованием: Учеб. Пособие / Н.И. Бабкин. - Чебоксары, 2013. – 126 с
5. Бадаев, Л.А. Активные формы обучения / Л.А. Бадаев. - М., 2006. – 194 с
6. Барчуков, И.С. Физическая культура: Учебное пособие для вузов / И.С. Барчуков. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 173 с
7. Баскетбол: Пер. с фр./ Л. Легран, М. Ра.- М. : ООО «Издательство АСТ» : ООО «Издательство Астрель», 2004. – 471 c
8. Власов, А.М. Комплексный контроль физической подготовленности и морфо-функционального состояния юных баскетболистов 12-15 лет: дис. ... канд. пед. наук / А.М. Власов. – М., 2004. – 142 с
9. Вуден, Д. Современный баскетбол / Д. Вуден. - М.: ФиС, 1999. - 256 с
10. Выготский, Л.С. Педагогика. Учебник для вузов / Л.С. Выготский. - СПб: Издательство " Питер",2000. - 304 с
11. Гатмен, Билл Все о тренировке юного баскетболиста /Билл, Гатмен, Том Фин-неган: пер. с англ. - М.: АСТ: Астрель, 2006. – 211 с
12. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов / Е.Н. Гогунов. – М.: «Академия». – 2000. – 288 с
13. Гомельский А.Я. Баскетбол. Секреты мастера / А.Я. Гомельский. - М.: Агентство «ФАИ», 1999. -224 с
14. Грехнев, B.C. Культура педагогического общения: Кн. для учителя / В.С. Грехнев. - М., 2010. – 194 с
15. Гримоть, А.Л. Педагогический профессионализм/ А.Л. Гримоть, П.П. Шоцкий. - Мн., 2006. – 329 с
16. Железняк, Ю.Д. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенство / Ю.Д. Железняк. – М.: Академия, 2012. – 127 с
17. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин. – М.: Советский спорт, 2013. – 197 с
18. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для ин-тов физ. Культуры / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 2011. – 206 с
19. Педагогика. Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с
20. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с
21. Портных, Ю.И. Игры в тренировке баскетболистов: Учебно-методическое пособие. / И.Ю. Портных - СПб. ГУФК им. П.Ф.Лесгафта, 2008. - 62 с
22. Родин, А.В. Баскетбол в университет: теоретическое и учебно-методическое обеспечение системы подготовки студентов в спортивном клубе / А.В. Родин, Д.В. Губин// Учебное пособие. - Изд.: ОАО "Издательство "Советский спорт", 2009. - 166 с
23. Сарапкин, А.Л. Эффективность построения учебно-тренировочного процесса на начальных этапах подготовки юных баскетболистов /А.Л. Сарапкин // Физическая культу-ра: воспитание, образование, тренировка: Детский тренер: Журнал в журнале. – 2004. – N 3. – С. 29-31
24. Скворцова, М.Ю. Методика проведения занятий по физической подготовке баскетболистов: учебное пособие / М.Ю. Скворцова. – Кемерово, Изд-во ГУ КузГТУ, 2007. – 112 с
25. Скворцова, М.Ю. Совершенствование скоростно-силовых качеств баскетболистов / М.Ю. Скворцова // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. – С. 171–173
26. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с
27. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. Учебник / Ж.К. Холодов, В.С.Кузнецов. – М.: Академия, 2001. – 219 с