Введение
1 Теоретические аспекты социально-педагогической профилактики безнадзорности среди детей и подростков
1.1 Безнадзорность как социально-педагогическая проблема
1.2 Особенности социально-педагогической профилактики безнадзорности среди детей и подростков
2 Деятельность СППС по профилактике безнадзорности ГУО «Средняя школа № 4 г. Горки»
2.1 Опыт работы СППС по профилактике безнадзорности ГУО «Средняя школа № 4 г. Горки»
2.2 Программа социально-педагогической профилактики безнадзорности детей и подростков в условиях учреждения образования
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что семья как ячейка общества испытывает значительные трудности, связанные с усилением расслоения семей по уровню дохода, с ростом числа разводов, внебрачных семей, разрушением традиционной структуры семьи, изменением старых общепринятых норм поведения, взаимоотношений между родителями и детьми, изменениями установок на воспитание детей. Согласно данным Белстата, численность детей сирот и оставшихся без попечения родителей, находящихся на усыновлении, в Беларуси неуклонно растет. По состоянию на 1 января 2018 года в адрес органов опеки и попечительства направлено 3 249 информаций о семейном неблагополучии [20].
Проблема беспризорности и безнадзорности детей и подростков одна из наиболее насущных проблем современного белорусского общества, которая заслуживает серьезного и глубокого исследования. Изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семейных устоев способствуют ослаблению воспитательной функции. По статистическим данным, на 1 января 2018 года в Республике Беларусь числилось более 28 тысяч детей, признанных проживающими в социально опасном положении.
Семейные неблагополучие и неблагоприятный морально-психологический климат в семьях стали становятся причинами детской безнадзорности и беспризорности. Дети и подростки, спасаясь от физического и психологического насилия родителей, уходят из семьи, пополняют ряды, нуждающихся в социально-педагогической защите и поддержке. Задача общества – направить свои усилия не только на борьбу с последствиями отклонений от норм социального развития несовершеннолетних, но и на их предупреждение.
1 Теоретические аспекты социально-педагогической профилактики безнадзорности среди детей и подростков
1.1 Безнадзорность как социально-педагогическая проблема
Безнадзорность детей и подростков – это сложная социально-педагогическая проблема, которая оказывает негативное влияние на процесс социализации подрастающего поколения.
Согласно Закону Республики Беларуси «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» безнадзорность – социальное явление, которое характеризуется отсутствием надлежащего надзора за поведением и образом жизни несовершеннолетних, способствующим совершению ими деяний, содержащих признаки административного правонарушения либо преступления (далее, если не установлено иное, – правонарушения) [17].
В педагогическом словаре безнадзорность определяется как общественное явление, которое заключается в отсутствии надлежащего наблюдения за детьми со стороны родителей или лиц, их заменяющих [8, с. 127].
По определению Ж.М. Глозмана безнадзорность представляет собой отсутствие надзора (контроля) со стороны родителей, либо заменяющих их лиц. Безнадзорность является одной из форм социальной дезадаптации несовершеннолетних и тесно связана с такими ее проявлениями, как уклонение от учебы, бродяжничество, ранняя алкоголизация и наркотизация, девиантное и криминальное поведение [19, с. 144].
Выводы по главе 1
Безнадзорность представляет собой отсутствие или недостаточность контроля за поведением и занятиями детей и подростков. Безнадзорные дети – это те, которые проживают в семье, но должный контроль за их воспитанием, обучением, поведением и развитием со стороны родителей или лиц, их заменяющих, не осуществляется. В основе возникновения проблемы безнадзорности детей и подростков лежит семейное неблагополучие, связанное с нарушением выполнения воспитательной функции семьи, вызывающих деформацию личности ребенка и приводящих к девиантному поведению. Проблема безнадзорности порождает не менее глобальную проблему – преступное поведение несовершеннолетних. Значительную часть безнадзорных детей составляют подростки, характеризующиеся девиантным поведением, употреблением психоактивных веществ, совершающие правонарушения.
2 Деятельность СППС по профилактике безнадзорности ГУО «Средняя школа №4 г. Горки»
2.1 Опыт работы СППС по профилактике безнадзорности ГУО «Средняя школа № 4 г. Горки
В деятельности социального педагога ГУО «Средняя школа №4 г. Горки» с детьми и подростками важное место занимают профилактическая деятельность, направленная на предупреждение безнадзорности и правонарушений, осуществляемая в рамках профилактики девиантного поведения.
Профилактическая работа осуществляется со всеми участниками образовательного процесса: учащимися, их семьей и педагогами.
Основными направлениями профилактической работы в ГУО «Средняя школа №4 г. Горки» являются:
– индивидуальные беседы с учащимися с целью информирования и консультирования;
– посещение уроков и классных часов;
– посещения на дому (посещаются семьи детей с девиантным поведением с целью преодоления трудностей в освоении норм поведения и предотвращения безнадзорности и правонарушений со стороны данных подростков);
– консультирование классных руководителей, педагогов-предметников;
– родительские собрания (тематические родительские собрания проводятся с целью недопущения роста преступности и совершения правонарушений несовершеннолетними);
– родительский всеобуч (информирование и консультирование родителей об успеваемости их детей, рекомендации по преодолению девиантного поведения подростков);
– привлечение к оказанию помощи различные службы и ведомства.
Выводы по главе 2
Анализ опыта работы по профилактике безнадзорности показал, что социальный педагог в ГУО «Средняя школа №4 г. Горки» при профилактике безнадзорности подростков большое внимание уделяет просветительской деятельности среди педагогов и родителей по проблеме безнадзорности и девиантного поведения, применяет традиционные методы и формы работы с учащимися. Однако, применяемые социальным педагогом меры в учреждении образования не дают эффективным результатов. В связи с вышеизложенным, возникает необходимость разработки программы социально-педагогической профилактики безнадзорности детей и подростков в условиях учреждения образования.
Заключение
В ходе теоретического анализа литературы по проблеме исследования установлено, что безнадзорность представляет собой отсутствие или недостаточность контроля за поведением и занятиями детей и подростков. Безнадзорные дети – это те, которые проживают в семье, но должный контроль за их воспитанием, обучением, поведением и развитием со стороны родителей или лиц, их заменяющих, не осуществляется. В основе возникновения проблемы безнадзорности детей и подростков лежит семейное неблагополучие, связанное с нарушением выполнения воспитательной функции семьи, вызывающих деформацию личности ребенка и приводящих к девиантному поведению. Проблема безнадзорности порождает не менее глобальную проблему – преступное поведение несовершеннолетних. Значительную часть безнадзорных детей составляют подростки, характеризующиеся девиантным поведением, употреблением психоактивных веществ, совершающие правонарушения.
Профилактика безнадзорности – это система социальных, правовых и других мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности, которые осуществляются в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении. Профилактическая работа с безнадзорными детьми и подростками предполагает реализацию следующих направлений: перевод социальной ситуации в педагогическую; воспитание нравственно-правовой убежденности; включение детей и подростков в социально значимые виды деятельности; формирование адекватной самооценки, предупреждение эмоциональных нарушений.
1. Васильева, Л.Л. Социально-педагогические риски: безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних / Л.Л. Васильева // Известия Саратовского ун-та. – 2011. – № 2. – С. 86-89.
2. Волкова, Н. Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи / Н. Волкова, О. Величко // Законность. – 2008. – № 2. – С. 23-26.
3. Голоднюк, Н.Н. Предупреждение преступности: учебное пособие / Н.Н. Голоднюк, В.И. Зубкова. – М.: ВЛАДОС., 2006. – 354 с.
4. Гостева, А.Ю. Особенности взаимодействия социального педагога с неблагополучными семьями в СОШ / А.Ю. Гостева // Молодой ученый. – 2014. – № 4. – С. 940-943.
5. Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) / Е.В. Змановская. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 562 с.
6. Истратова, О.Н. Семейное неблагополучие как социально-психологическая проблема / О.Н. Истратова // Известия ЮФУ. – 2013. – № 10. – С. 115-119.
7. Ковалевская А.В. Психолого-педагогическая помощь детям, находящимся в социально опасном положении / А.В. Ковалевская, З.Н. Ганчарик. – Минск: Зорны Верасок, 2010. – 271 с.
8. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспиров, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2003. – 176 с.
9. Кулясова, Ю.А. Особенности воспитания в неблагополучных семьях / Ю.А. Кулясова // Молодой ученый. – 2014. – № 2. – С. 804-806.
10. Курочкина, М.Н. Безнадзорность несовершеннолетних как социально-педагогическая проблема / М.Н. Курочкина // Психология и педагогика на современном этапе. – 2015. – № 6. – С. 43-48.
11. Маглыш, В.А. Социально-педагогические основы охраны и защиты детства / В.А. Маглыш. – Минск: БГПУ, 2009. – 120 с.
12. Максименя, С.А. Влияние семьи на процесс формирования личности подростков с девиантным поведением / С.А. Максименя // Адукацыя i выхаванне. – 2008. – № 6. – С. 33-37.
13. Мартынова, В.В. Социально-педагогическая работа с семьей / В.В. Мартынова, А.Н. Ходосок – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. – 216 с.
14. Мельников, С.Ю. Беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних как предпосылка детской преступности / С.Ю. Мельников // Отечественная юриспруденция. – 2017. – № 6. – С. 87-89.
15. Мустаева, Ф.А. Основы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних / Ф.А. Мустафаева. – Издательство: Академический проект, 2003. – 128 с.
16. Никончук, А.С. Социально-педагогическое сопровождение семьи как института воспитания / А.С. Никончук. – Мн., АПО, 2008. – 120 с.
17. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Закон Республики Беларусь 31 мая 2003 г. № 200-з [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3961&p0=H10300200. – Дата доступа:
18. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М.: Сфера, 2004. – 480 с.
19. Поспелова, Н.С. Раннее выявление неблагополучных семей. Примерная модель работы социальных педагогов учреждений образования / Н.С. Поспелова. – Минск: Народная асвета, 2002. – 420 с.
20. Проблемы социального сиротства в цифрах 2017-2018 // Главный информационно-аналитический центр РБ [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: http://giac.unibel.by. – Дата доступа:
21. Программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении: приказ Министерства образования Республики Беларусь №336 от 24 мая 2011 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: pravo.by/. – Дата доступа:
22. Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних: практическое пособие для социальных педагогов, специалистов по социальной работе / авт.-сост. Л.Н. Смотрова, П.А. Шацков. – Саратов: Изд. центр «Наука», 2007. – 80 с.
23. Ревазов, В.Ч. Социально-психологические аспекты безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних детей и подростков / В.Ч. Ревазов, Э.Ч. Ревазова // Современны тенденции развития наук и технологии. – 2017. – № 1. – С. 149-152
24. Селиванова, Л.И. Социально-педагогические и психологические службы: работа с неблагополучными и замещающими семьями: практическое руководствово / Л.И. Селиванова; М-во образования Республики Беларусь, Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2016. – 43 с.
25. Смагина, Т.А. Общественные объединения в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних / Т.А. Смагина // Вестник Саратовской государственной академии права. – 2011. – № 4 (80). – С. 53-57.
26. Снитко, Т.В. Социально-психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетнего, оказавшегося в социально опасном положении / Т.В. Снитко // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2006. – № 4. – С. 43-48.
27. Торхова, А.В. Профилактика противоправного поведения школьников: пособие для педагогов общеобразоват. учреждений / А.В. Торхова, И.А. Царик, А.С. Чернявская. – Минск: Нац.ин-т образования, 2009. – 120 с.
28. Фурманов, И.А. Психолого-педагогическая профилактика семейного неблагополучия / И.А. Фурманов. – Минск: Национальный институт образования, 2010. – 160 с.
29. Челышева, Ю.В. Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних в образовательном учреждении / Ю.В. Челышева // Среднее профессиональное образование. – 2009. – № 5. – С. 27-29.
30. Черторицкая, О.Ю. Организация работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в общеобразовательной организации / Л.Ю. Черторицкая. – 2017. – № 1. – С. 175-177.
31. Эйдемиллер, Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии / Э.Г. Эйдемиллер. – СПб.: Питер, 1996. – 365 с.