РЕФЕРАТ
СОДЕРЖАНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
1.Инновационная политика Республики Беларусь
1.1 Содержание целей и задач инновационной политики
1.2 Характеристика основных научно-технических приоритетов и критерии их выбора
1.3 Механизм реализации инновационной политики
2.Методы государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности
2.1 Система финансирования и налогообложения сферы «наука и научное обслуживание»
2.2 Анализ влияния прямых и косвенных методов государственной поддержки инновационной деятельности и ее результативности
3. Анализ инновационной деятельности в ОАО "Рассвет им. К. П. Орловского"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Инновационная политика и регламентация инновационных процессов - одно из важнейших условий перехода работы экономики на пути рыночного развития эффективная.
На современном этапе развития государственная инновационная политика нашей страны стоит на стадии формирования. С позиции органов исполнительной власти системный подход к развитию инновационной экономики предусматривает создание нормативно-законодательной базы для инновационной деятельности, положительно зарекомендовавших себя условий и звеньев тиражирования элементов инфраструктуры, полное изучение сложившейся ситуации.
Что качается инновационной деятельности, основными направлениями являются меры, которые обеспечивают внедрение и использование результатов исследований, новых знаний и технологий в экономику страны.
Развитие национальной системы (НИС) должно стать важнейшей задачей и неотъемлемой составляющей экономической политики РБ.
Актуальность темы обусловлена тем фактом, что инновационная экономика является гарантом формирования высокого уровня жизни и достойных условий существования.
Объект исследования – инновационная экономика.
Предмет исследования – государственное регулирование инновационной деятельности.
Основная цель исследования – изучить государственное регулирование инновационной деятельности.
Перед курсовой работой поставлены следующие задачи:
- изучить цели и задачи инновационной экономики;
- дать характеристику основным научно-техническим приоритетам и критериям их отбора;
- рассмотреть механизмы реализации инновационной политики;
- изучить систему финансирования и налогообложения сферы «наука и научное обслуживание»;
- провести анализ влияния прямых и косвенных методов государственной поддержки инновационной деятельности и ее результативности.
При написании курсовой работы использовались метода анализ и синтеза информации, дедукции и индукции.
Курсовая работа состоит из двух структурных частей:
- в первой части рассматривается инновационная политика Республики Беларусь;
- во второй части – методы государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности.
1 Инновационная политика Республики Беларусь
1.1 Содержание целей и задач инновационной политики
Одним из важнейших условий перехода работы экономики на пути рыночного развития является эффективная инновационная политика и регламентация инновационных процессов.
На современном этапе развития государственная инновационная политика нашей страны стоит на стадии формирования. С позиции органов исполнительной власти системный подход к развитию инновационной экономики предусматривает создание нормативно-законодательной базы для инновационной деятельности, положительно зарекомендовавших себя условий и звеньев тиражирования элементов инфраструктуры, полное изучение сложившейся ситуации.
Создание комплексных концепций научно-технического прогресса является базовой задачей в Республике Беларусь:
- совершенствуются методы управления научно-технический прогрессом;
- оказывается помощь научным исследованиям и разработкам;
- повышается конкурентоспособность промышленности;
- устанавливается государственная система аттестации работников НТП;
- регулируются направления научно-технического прогресса;
- разрабатываются критерии оценки результатов инновационной деятельности, дается ее оценка;
- предусматривается правовая, техническая, финансовая поддержка;
- усовершенствуются системы стимулирования развития НТП;
- формируются целые программы и проекты развития НТП;
- осуществляется выбор приоритетных направлений науки и техники.
- проводится охрана интеллектуальной собственности.
Главными задачами государственной инновационной политики Республики Беларусь являются:
- разработка мер поддержки отечественной инновационной продукции для развития экспортного потенциала страны;
- создание правовых, организационных и экономических условий для развития инновационной деятельности;
- активизация инновационной деятельности, а также развитие предпринимательства в данной сфере;
2 Методы государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности
2.1 Система финансирования и налогообложения сферы «наука и научное обслуживание»
В условиях экономического кризиса, в котором оказалось большинство научных учреждений Республики Беларусь, все более актуальной становится проблема создания эффективной системы налогообложения, которая обеспечивала бы связь стоимостных показателей научных организаций с результатами их научно-технической деятельности и была бы направлена на развитие НТП. Система налогообложения научных организаций и инновационных фирм отвечает в наибольшей мере цели ее построения -эффективности и соответствует следующим общим требованиям: максимальной простоте налоговой системы (для ее достижения необходимо
свести количество взимаемых налогов к минимуму и обеспечить понятную связь величины налога с объектом налогообложения, источником его уплаты); целостности налоговой системы, при которой все виды налогов взаимоувязаны, согласованы между собой, дополняют, а не дублируют друг друга; исключению фонда научно-технического и социального развития из объектов налогообложения.
Взимаемые с научных учреждений и инновационных фирм налоги не должны лишать их источников саморазвития, сдерживать расширение и техническое совершенствование научно-инновационного процесса; стабильности и устойчивости налоговых ставок и порядка исчисления налоговых взносов в бюджет, в государственные внебюджетные фонды; нейтральности системы налогообложения по отношению ко всем плательщикам налогов, независимо от форм собственности, обеспечению равных требований к научно-инновационным субъектам с точки зрения их участия в формировании общегосударственного фонда денежных ресурсов; согласованности механизмов налогообложения научно-инновационных организаций во всех государствах, образующих единое экономическое пространство.
Налогообложение должно рассматриваться не только как способ формирования государственных доходов, но и как инструмент регулирования экономических отношений, обеспечивающих максимизацию роста инновационного потенциала Республики Беларусь.
3 Анализ инновационной деятельности в ОАО "Рассвет им. К. П. Орловского"
Открытое акционерное общество «Рассвет им. К.П. Орловского» (далее – Общество) создано на основании решения общего собрания членов сельскохозяйственного производственного кооператива «Рассвет» им. К.П. Орловскогоот 18 марта 2016 г. № 1 в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 17 июля 2014 г. № 349 «О реорганизации колхозов (сельскохозяйственных производственных кооперативов)».
Предприятие характеризуется многопрофильным по специализации сельскохозяйственным производством. Специализация хозяйства – мясо-молочное скотоводство с развитым производством зерна, рапса, сахарной свеклы, картофеля, овощей открытого и защищенного грунта.
К основным направлениям производственной деятельности в растениеводстве относятся выращивание зерновых и зернобобовых (пшеница, ячмень, овес, тритикале), рапса, сахарной свеклы, картофеля.
Для кормовой базы выращивают кукурузу на силос, зеленый корм, однолетние и многолетние травы, прочие культуры.
К животноводческому направлению деятельности общества относится молочное животноводство, а также производство мяса КРС.
Инновационная политика ОАО «Рассвет им. К.П. Орловского» направлена на увеличение объемов производства и эффективное использование отходов. В этих целях используются результаты научно-технического прогресса и последние инновационные разработки.
Так, для увеличения объемов заготавливаемого кукурузного силоса используется биогазовая установка с 2016 году. Кукурузный силос должен убираться в молочно-восковой спелости и в сжатые сроки. Для обеспечения сроков уборки в хозяйстве имеется импортный кормоуборочный комбайн «BICX» 2012 года выпуска, «Джон-Дир» 2006 года выпуска и Нью-Холланд 2015 года выпуска для уборки данного вида сырья, а также в 2017 году приобретен кормоуборочный комбайн КВК.
Увеличение объема качественного сырья для производства электроэнергии позволит постепенно увеличить эффективность биогазовой установки до 85%.
Последние инновационные технологии в рамках переработки отходов позволяют:
- создавать безопасные с экологической точки зрения отходы;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение можно делать вывод, что инновационная политика является важнейшим фактором экономического роста страны, обеспечивает достойный уровень и качество жизни населения.
Мировые тенденции и практика основных направлений НТП предполагает производство высокоемкой конкурентной продукции и услуг, немаловажной остается экологическая безопасность. Сюда следует относить биотехнологии, лазерные, аэрокосмические и информационные технологии.
Выделяют следующие виды критериев, по которым осуществляется отбор приоритетных направлений: организационных и социально-политических условий реализации; перспективность и научная значимость.
Использование научных разработок применяется в различных сферах: промышленности, строительстве, в области информатизации и связи, в агропромышленном комплексе, в области обеспечения жизнедеятельности и охраны окружающей среды, здравоохранении и др. Важным приоритетом социально-экономического развития страны являются реализация государственной инновационной политики, которая бы обеспечивала технологическую перестройку социальной и производственной сфер на базе научно-технического прогресса.
Все методы поддержки инновационной деятельности делятся на две группы методов - экономические и организационно-правовые. Прямые и косвенные методы государственной поддержки инновационной деятельности относятся к экономическим методам.
Организационно-правовые методы предусматривают комплекс законодательных и административных мер, направленных на создание условий для осуществления и активизации инновационной деятельности. К числу этих методов относятся законодательное обеспечение инновационной деятельности; участие государства в продвижении инновационной продукции на внешний рынок; обеспечение защиты интеллектуальной собственности участников инновационной деятельности; содействие в организации выставок, конференций, симпозиумов, презентаций, семинаров, совещаний научно-деловых экспедиций и др. методы.
Прямые методы в большей степени подходят для стимулирования фундаментальных и прикладных исследований, в то время как косвенные методы более эффективны в сфере коммерциализации их результатов.
1. Агарков, С.А., Кузнецова, Е.С., Грязнова, М.О. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика Учебное пособие. - Издательство "Академия Естествознания", 2011. - 143 с.
2. Байнев В. Ф., Переход к инновационной экономике в условиях межгосударственной интеграции: тенденции, проблемы, белорусский опыт: Монография; Под общ. ред. проф. В. Ф. Байнева. – Мн.: Право и экономика, 2007. – 180 с.
3. Ботеновская, Е.С. Направления и механизмы реализации инновационной политики Республики Беларусь / Е.С. Ботеновская // Банковский вестник — 2014. — № 1/606. — С. 36—43.
4. Воронин, В. П. Мировая экономика: конспект лекций / В. П. Воронин, Г. В. Кандакова, И. М. Подмолодина; под ред. В. П. Воронина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. – 184 с.
5. Глущенко, Л.Д., Пилявоз Т. Н. Усовершенствование государственного регулирования инновационной деятельности промышленных предприятий Украины // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 168-172.
6. Голубев А.А., Экономика и управление инновационной деятельностью: Учебное пособие / А.А.Голубев. — СПб : СПбГУ ИТМО, 2012 — 119 с.
7. Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы.
8. Жариков, В.В. Управление инновационными процессами : учебное пособие / В.В. Жариков, И.А. Жариков, В.Г. Однолько, А.И. Евсейчев. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. унта, 2009. – 180 с.
9. Закрытое акционерное общество "Технологический парк Могилев" Инновации и их виды [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.technopark.by/files/topic01.pdf. Ивашенцева, Т.А. Экономика предприятия: учебник / Т. А. Ивашенцева. – Москва: КноРус, 2016. – 284 с.
10. Инновационная деятельность как объект управления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mjob.by/innov-proj/136. Инновационная политика и государственное управление инновационной деятельностью в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elib.psu.by:8080/bitstream/123456789/15811/10/Тема %209.pdf. Кожухар, В. М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / В. М. Кожухар. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. – 292 с.
11. Мухамедьяров, А.М. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. – 2-е изд.: ИНФРА-М; Москва; 2008. – 137 с.
12. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь. Статистический сборник. Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2016. – 141 с.
13. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.pravo.by. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] / . – Минск,2017. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by. О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 10.07.2012 г. № 425-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 26.07.2012 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь Пшигошева А.Ю., Хочуева З.М. Формирование конкурентоспособной региональной инновационной системы // Сибирская финансовая школа. — 2014. — №5(106). — С. 140-143.
14. Экономика инноваций: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся в магистратуре по экономическим специальностям / [А. И. Базилевич и др.] ; под редакцией В. Я. Горфинкеля, Т. Г. Попадюк. - 2-е изд., переработанное и дополненное. - Москва: Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2015. – 335с.
15. Экономический портал. Модели инновационной политики США, Японии и Германии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://newinspire.ru/lektsii-po-gosregulirovaniiu-ekonomiki/modeli-innovatsionnoy-politiki-ssha-yaponii-i-germanii-2344. DataBank – Theworldbank. Grossnationalincomepercapita 2015, AtlasmethodandPPP [Электронныйресурс]. – Режим доступа: http://databank.worldbank.org/data/download/GNIPC.pdf. The Global Innovation Index. The Global Innovation Index 2015. Effective Innovation Policies for Development [Электронныйресурс]. – Режим доступа: https://www.globalinnovationindex.org/userfiles/file/reportpdf/GII-2015-v5.pdf.