Введение
Глава 1 Теоретические основы обучения говорению
1.1 Говорение как вид речевой деятельности
1.2 Психологическая характеристика механизмов говорения
Глава 2 Наглядность как метод в формировании речевых навыков и умений говорения
2.1 Роль наглядности как фактора, определяющего успешность говорения
2.2 Основные виды и средства наглядности. Главные функции наглядности и возможности применения её методов в обучении иностранному языку
2.3 Наглядность как одно из универсальных средств обучения иностранному языку: формы, достоинства и недостатки
2.4 Комплексное использование средств наглядности в процессе обучения английскому языку. Методы и приемы комплексного использования средств наглядности в обучении говорению
Глава 3 Разработка заданий и упражнений комплексного использования средств наглядности для обучения говорению
Заключение
Список используемых источников
Введение
На сегодняшний день в связи с увеличением значения и роли международных связей иностранные языки с каждым годом становятся все более значимыми в нашей жизни.
Данный аспект, несомненно, оказывает влияние на тот факт, что сегодняшнее поколение активнее обращается к изучению различных языков с более раннего возраста.
Однако немаловажным аспектом, который оказывает влияние на процесс обучения, является и стремительное развитие современных технологий, которые открывают перед нами безграничные возможности для изучения зарубежного языка. Всё это, несомненно, оказывает влияние на трансформацию процесса обучения в школе, его пересмотр. Новые компьютерные и электронные технологии позволили нам расширить возможности и одновременно упростить восприятие материала [28, c. 9].
Одной из найважнейшей частью любого иностранного языка, является говорение. Отсутствие языковой, культурной среды и возможности быть окруженным условиями посредственно-бытовой жизни, которая предполагает изменчивость ситуаций, диалогов, взаимодействия и коммуникации, является главным барьером в обучении говорению.
Однако благодаря внедрению новых технических средств в процесс обучения способствовало формированию новых, уникальных наглядных методов, которые направлены на представление широких возможностей ускорить процесс обучения говорению на иностранной языке, сделать его более увлекательным и побуждающим к мотивации изучать иностранный язык [28, c.11].
Глава 1 Теоретические основы обучения говорению
1.1 Говорение как вид речевой деятельности
Говорение как вид речевой деятельности базируется на языке, который выступает в роли средства коммуникации. Именно благодаря языку обеспечивается общение между людьми, понимание, кто сообщает информацию, кто её получает, кодируя её в значениях слов, выбранных для определенной цели, и расшифровывая эти значения, трансформируя на данной основе, а именно полученной информации свое повествование.
Для понимания между коммуникатором, человеком, который адресует информацию другому человеку, и реципиентом, тем, кто её принимает, необходимо использование одной системы кодификации и декодификации знаний. Данный аспект проявляется в необходимости общения и взаимодействия на одном языке, который будет понятен обоим, участвующим в диалоге. Однако если коммуникатор и реципиент применяют различные системы кодификации, то есть пользуются разными языками, то достижение взаимопонимания между собеседниками невозможно [30, c. 49].
Именно эту цель стремятся реализовать и достигнуть во время процесса обучения английскому языку в школе: построить одну общую единую систему кодификации, то есть овладеть английским языком для установления понимания между учащимся и преподавателем, а также между учащимися в целом. Однако обмен информацией и взаимодействие между собеседниками возможны только в том случае, если значение знаков, слов, жестов известны обеим сторонам, принимающим участие в диалоге. Таким образом, значение есть содержательная часть знака в качестве элемента [30, c. 62].
Глава 2 Наглядность как метод в формировании речевых навыков и умений говорения
2.1 Роль наглядности как фактора, определяющего успешность говорения
Одним из способов интенсификации процесса обучения иностранному языку является применение средств и методов наглядности. Важными принципами наглядности являются умение понятно и доступно для учащихся излагать свой материал, проявлять педагогическое мастерство в течение процесса обучения иностранным языком в соответствии с закономерностями этого процесса и основными дидактическими принципами.
Вопрос о применении методов наглядности в процессе обучения иностранным языкам был актуален во все времена. Однако в последние годы по причине стремления человека и всего человечества в целом к «обществу без границ», присоединению к культурному наследию и духовным ценностям народов мира, знание иностранного языка как инструмента межкультурной коммуникации является как никогда престижно и востребовано.
Таким образом, на сегодняшний день заметно увеличилась и расширилась область применения и внедрения методов наглядности, усложнился её спектр возможностей в использовании. Если раннее диапазон использования методов наглядности варьировался от предметов и картинок, жестов и движений, то на сегодняшний день он расширился до видеофильмов и компьютерных программ, при помощи которых преподаватель отображает модели и фрагменты объективной действительности.
Принцип наглядности обучения предполагает обязательную и непрерывную трансформацию средств и методов обучения, использование наглядных пособий, соответствующие степени эволюции науки и техники на данном этапе развития [10, c. 49].
Глава 3 Разработка заданий и упражнений комплексного использования средств наглядности для обучения говорению
Комплекс упражнений для обучения говорению представляет собой предречевую ориентировку учащихся, речевую интенцию, ролевую социализацию.
Предречевая ориентировка учащихся обеспечивает существенные для формирования конкретного речевого действия мотив, замысел высказывания, необходимые для его реализации стратегии и тактики. В наиболее общей форме такая совокупность определяется посредством:
1. формулировки задания упражнений, определяющую мотив или цель речевого действия;
2. отображения обстановки, условий и участников общения, моделирующие обстановочную аффектацию и субъекты действия [6, c. 396].
В первую очередь учебно-речевая ситуация устремлена на выведение на первый план факторов предречевой ориентации, обуславливающие мотивационный аспект речевого действия и влияющие на его содержание и форму.
Создавая обстановку общения в учебном процессе, преподаватель обязан исходить как из особенностей моделирования вообще, так и из специфики процесса обучения в частности. В качестве критериев, на основании которых достигается решение вопроса о необходимости каждого компонента ситуации, в процессе разработки комплекса упражнений и используют следующие положения:
1. детерминирующее воздействие на содержание или форму высказывания;
2. обеспеченность мотивационной и исполнительной стороны речевого действия;
3. процессуальную значимость [6, c. 402].
Заключение
Говорение является неотъемлемой частью нашей жизни. Каждый день мы взаимодействуем с людьми, общаемся, окружены коммуникативно-социальной средой.
При изучении иностранному языку говорению уделяется большое внимание со стороны преподавателя, так как данная сфера иностранная языка является одной из трудно поддающейся обучению в силу отсутствия языковой и культурной среды.
Однако благодаря развитию современных технологий в процессе обучения говорению всю большую роль играют методы наглядности.
Необходимость использования методов наглядности также появилась по причине возникновения разрабатываемой коммуникативной теории речи и выявившейся за последнее время необходимости обучать практическому пользованию иностранным языком в моделях устного и письменного обучения.
В результате проведенного исследования, изучения ряда научных работ можно сделать вывод, что на сегодняшний день преподаватели иностранного языка стремятся активно задействовать различные методы, формы и виды наглядности в процессе обучения говорению на иностранной языке.
Наглядность обладает уникальной способностью задействовать одновременно разные виды и каналы восприятиятия информации: звуковой, зрительный, тактильный и другие. Одновременное задействование различных видов восприятия информации способствует прочному усвоению знаний, умений и навыков посредством многогранней чувственно-эмоциональной реакции учащегося.
1. Бабинская, П. К. Практический курс методики преподавания иностранных языков: учебное пособие / П. К. Бабинская, Т. М. Леонтьева, А.Ф. Будько. - М.: Тетра Систем, 2009. - 146 с.
2. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика: учеб. пособие для студентов лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высших пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова. – М.: Издат. Центр «Академия», 2004. – 336 с.
3. Пассов, Е. И. Коммуникативное иноязычное образование: пособие для учителей / С.И. Пассов. - М.: Лексис, 2003. - 306 с.
4. Елухина, Н. В. Преодоление основных трудностей понимания иноязычной речи на слух как условие формирования способности устно общаться / Н. В. Елухина. - Иностранные языки в школе. - 1996. - № 4. - 25-29.
5. Клычникова, З. И. К вопросу о взаимоотношении внимания и понимания при восприятии иноязычного речевого сообщения / З. И. Клычникова // ИЯШ. 1968. - Вып. 4. - С. 27-36.
6. Бабинская, П. К., Будько А.Ф., Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справочное пособие / П. К. Бабинская, А.Ф. Будько, Е.А. Маслыко. - Мн.: Высшая школа, 2003. - 522 с.
7. Белова, Л. В., Рахманкулова, Л. К. Некоторые приемы работы с картинками на уроках английского языка / Л. В. Белова, Л. К. Рахманкулова. - М.: Просвещение, 2006. – 210 с.
8. Фридман, А.М. Наглядность и моделирование в обучении / А.М. Фридман. - М.: Знание, 2010. - 280 c.
9. Гез, Н. И. Методика обучения иностранному языку в средней школе: учебник / Н.И. Гез. М.: Высшая школа, 1982. - 373 с.
10. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций / Е.Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2002. – 239 с.
11. Шехтер, И.Ю. Комплексное применение технических средств наглядности при обучении иностранному языку / И.Ю. Шахтер. М.: Академия, 2009. - 113с.
12. Зимняя, И.А. ТСО и наглядность в обучении иностранному языку / И.А. Зимняя. М.: Высшая школа, 1979. - 267 с.
13. Шахмаев, Н. М. Технические средства обучения / Н.М. Шахмаев. М.: Просвещение, 2009. - 327с.
14. Пассов, Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е.И. Пассов. - М.: Просвещение, 2007. 295 c.
15. Пассов, Е.С. Основные вопросы обучения иностранной речи / Е.С. Пассов. - Воронеж: Воронежский гос. пед. институт, 2008. - 164 c.
16. Коджаспирова, Г. М., Петров, К. В. Технические средства обучения и методика их использования / Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров. - М.: Академия, 2001. - 256 с.
17. Щукин, А.Н. Методика комплексного использования аудиовизуальных средств / А.Н. Щукин. М.: Высшая школа, 1981. - 218 с.
18. Кохановская, А.И. Щерба, Л.В. Преподавание иностранного языка в школе / Л.В. Щерба. М., 2007. – 244 с.
19. Клейман, Г. Б. Школы будущего: компьютеры в процессе обучения / Г.Б. Клейман. М.: Радиосвязь, 1987. - 224 с.
20. Полилова, Т.А., Пономарева, В.В. Внедрение компьютерных технологий в преподавание иностранных языков / Т.А. Полилова, В.В. Понаморева // ИЯШ. 1997. - 115с.
21. Колкер, Я.М. Обучение восприятию на слух английской речи: практикум: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Я. М. Колкер. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. 320 с.
22. Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка / Е. А. Маслыко. – Мн.: Выш. школа, 1999. – 522 с.
23. Мятова, М. И. Использование видеофильмов при обучении ИЯ в средней школе: иностранные языки в школе / М.И. Мятова. - М.: Высшая школа, 2006. - Вып. 4. - С.31.
24. Близнюк, А.И. Основы картинной наглядности для обучения устной иноязычной речи в школе: автореф. дис. канд. пед. наук / А. И. Близнюк. М., 1976. - 102 с.
25. Рожкова, Ф.М. Кинофильмы на уроках английского языка / Ф.М. Рожкова. М.: «Просвещение», 1967. - 138 с.
26. Ляховицкий, М. В. Методика преподавания иностранных языков / М.В. Луховицкий. М., 1981. - 159 с.
27. Ляховицкий, М.В., Кошман, И.М. Технические средства в обучении иностранным языкам / М.В. Ляховицкий, И.М. Кошман. М., 1981.- 143 с.
28. Барышников, Н.В. Использование аутентичных видеодокументов в профессиональной подготовке учителей иностранного языка / Н.В. Барышников // ИЯШ. 1998. - Вып. 4. - С. 18.
29. Колкер, Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку: учебное пособие / Я.М. Колкер, Е.С. Устинова, Т.М. Енамива. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. 244 с.
30. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учеб. пособие для преподавателей и студентов / А.Н. Щукин. – М.: Филоматис, 2010. – 480 c.
31. Сергеева, Н.Н. Элементы аудиовизуального и аудиолингвального методов при обучении профессионально-ориентированному аудированию / Н.Н.Сергеева, В.А. Яковлева // Сопоставительная лингвистика. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2003. С. 138—143.
32. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. -М.: Просвещение, 2002. 198 с.
33. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку: пособие для учителей / Н.Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2001. 176 с.
34. Бим, И.Л. Теория и практика обучения английскому языку в средней школе: Проблемы и перспективы: Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. №2103 «Иностр. язык» / И. Л. Бим. М.: Просвещение, 1988. 256 с.