Введение
1. Теоретические аспекты метода проектов
1.1. Общая характеристика метода проектов
1.2. Особенности использования проектов на уроках иностранного языка
2. Методика организации проектной работы на уроке иностранного языка
2.1. Этапы и принципы проектной работы
2.2. Разработка комплекса проектных заданий
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Происходящие в настоящее время изменения в сфере образования оказали большое влияние и на систему организации образовательного процесса в школе. Модернизация процесса обучения способствует тому, что каждому преподавателю необходимо искать такие педагогические технологии, которые могли бы активировать интерес учащихся к изучению предмета, что повышает эффективность обучения.
В отличие от традиционной системы обучения по новым ГОС роль учителя изменяется и заключается в создании условий, при которых учащиеся сами добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными или имитирующими проблемы реальной жизни. Такая же тенденция наблюдается в иноязычном образовании. Применение новых технологий обучения иностранному языку направлено на деятельностно-развивающее обучение. Обучение иностранному языку с использованием современных педагогических технологий строится таким образом, чтобы вовлечь учащихся в активную речемыслительную коммуникацию, что способствует формированию иноязычной коммуникативной компетенции.
Актуальность данной работы заключается в необходимости анализа современных технологий обучения иностранным языкам и разработки модели обучения с применением метода проектов в целях повышения эффективности формирования иноязычной коммуникативной компетенции.
Объект исследования: проектная деятельность.
Предмет исследования: технологизация учебного процесса на основе использования проектной деятельности для формирования иноязычной коммуникативной компетенции.
Целью исследования является разработка модели технологизации учебного процесса на основе использования проектной деятельности при формировании иноязычной коммуникативной компетенции для обучающихся старших классов средней общеобразовательной школы.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучить сущность и понятие метода проектов;
2. Выявить значение применения метода проектов в обучении иностранным языкам;
3. Рассмотреть методику создания проектов;
4. Разработать комплекс проектных заданий.
1 Теоретические аспекты метода проектов
1.1 Общая характеристика метода проектов
В литературе существует несколько определений термина «метод проектов». Так, Ю.В. Варламова [1, с. 48] ссылается на определение, представленное Е.С. Полат: «… понимается метод, предполагающий определённую совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов».
Общеизвестно, что этот метод многие авторы связывают с именем Джона Дьюи, американского педагога начала XX века, и его ученика Уильяма Херда Килпатрика. Однако М.М. Морозова [2] и А.Н. Соловьев, И.К. Степанян [3] в своих статьях ссылаются на работы немецкого учёного-педагога М. Кнолля, который в своём ретроспективном анализе метода проектов в зарубежной педагогике предлагает отсчитывать возникновение метода проектов в образовании с XVI века. Он начал использоваться в архитектурных школах Европы, где проектная работа давала учащимся возможность поступления в мастер-классы и получения титула академического архитектора. Всего М. Кнолль выделяет пять этапов в истории использования метода проектов [3, с. 14].
Согласно этой периодизации имя Дж. Дьюи и его ученика Килпатрика связано лишь с третьим этапом с 1880 по 1915 гг., когда их идеи были реализованы в американских школах. В России метод проектов впервые упоминается в 1905 г., когда группа педагогов под руководством С.Т. Шацкого внедрила этот метод в школьную образовательную практику [3, с. 145].
В СССР в 20-е годы ХХ века метод проектов, тесно связанный с дальтон-планом – системой индивидуального обучения в США, был модернизирован и нашёл выражение в бригадно-лабораторном методе. Его использование привело к ухудшению дисциплины и успеваемости обучающихся, и поэтому он был запрещён постановлением ЦК ВКП(б) в 1932 г. [2, с. 31].
Сегодня, когда обучающийся выступает не как объект обучения, а как его субъект, использование метода проектов предоставляет обучающимся возможность реализовывать свою индивидуальность. Метод проектов, или проектная деятельность, представляет собой один из наиболее широко распространённых методов интерактивного обучения в современной педагогике. Термин «интерактивный» - английский вариант «interactive» - означает «процесс, в котором люди работают вместе и обсуждают то, что они делают» («process involves people working together and discussing what they do» [4, р. 142]).
2 Методика организации проектной работы на уроке иностранного языка
2.1 Этапы и принципы проектной работы
Проектная деятельность – это сложная технология процесса обучения, при котором учащиеся приобретают знания в процессе самостоятельной и поэтапной работы в группе. Поскольку работа над проектом – это групповая форма работы, то здесь ключевую роль играет межличностное общение. Оно повышает мотивацию за счет включения социальных стимулов: появляются личная ответственность, чувство удовлетворения от публично переживаемого успеха в учении. Все это формирует у учащегося качественно новое отношение к предмету, чувство личной сопричастности к общему делу, каковым становится совместное овладение знаниями.
Таким образом, Горобец Л.Н. выделяет следующие этапы проектной деятельности:
1. Подготовительный этап.
Этот этап включает формирование творческих групп; выбор темы, определение замысла и планирование проекта, определение целей и задач, выбор средств и ресурсов.
Подготовительный этап является самым критичным этапом жизненного цикла проекта, так как успех проекта напрямую зависит от адекватного планирования проекта. На этом этапе определяются все необходимые параметры для реализации проекта в заданные сроки [18, с. 107].
Учитель на данном этапе помогает учащимся правильно определить цели и задачи проекта.
2. Реализация самого проекта.
Данный этап включает в себя выбор методов исследования, самостоятельную работу учащихся над заданиями проекта; промежуточное обсуждение достигнутых результатов; выбор жанра, стиля, типа речи; оформление полученного творческого продукта. Преподаватель здесь должен обеспечивать материально-техническое и информационное сопровождение проектной деятельности; консультировать учащихся; наблюдать за работой команд (с целью анализа индивидуальной работы учащихся, определения затруднений в деятельности групп). Т.Ю. Тамбовкина предлагает реализовывать проекты на основе такого принципа как связь проекта с реальной жизнью. Выполняя проект, учащиеся получают возможность познакомиться с некоторыми сторонами реальной жизни или своей будущей профессиональной деятельности. В отношении обучения иностранным языкам этот принцип имеет решающее значение, так как изучение иностранного языка всегда должно быть ориентировано на его практическое использование в ситуациях реальной действительности [19, с. 25].
Заключение
Анализ научной и методической литературы по проблемам современных технологий в обучении позволил сделать вывод о том, что технологизация учебного процесса при реализации проектной деятельности состоит в чёткой, структурированной деятельности учащихся и учителя, в которой учащиеся и учитель выступают в роли субъектов образовательного процесса.
Использование технологии проектной деятельности стимулирует познавательную деятельность учащихся, вовлекает каждого из них в творческую активность, развивает способность, как работать в команде, так и самостоятельно.
Технология проектной деятельности широко используется в обучении иностранному языку, особенно при формировании иноязычной коммуникативной компетенции. Учащимся необходимо самостоятельно освоить новый лексический материал по теме проекта, проявить свои качества исследователей проблемы проекта, структурировать и анализировать собранные сведения, решить проблему проекта, а для того, чтобы представить проект, им необходимо овладеть умениями иноязычного общения с использованием соответствующих языковых форм и клише.
В ходе проведённого исследования были выполнены следующие задачи:
1. Проведен анализ современных технологий в обучении иностранному языку, которым является технология метода проекта. Данная технология в обучении иностранному языку направлены на активизацию творческой и самостоятельной деятельности учащихся;
2. Обозначены этапы технологии проектной деятельности, которыми являются: подготовительный этап, этап реализации проекта, «тихая» презентация, этап публичной презентации, рефлексия и подведение итогов;
3. Разработан комплекс заданий учебного процесса на основе проектной деятельности, определены критерии эффективности формирования иноязычной коммуникативной компетенции;
4. Комплекс был рассмотрен на примере системы поэтапной реализации проектной технологии для изучения темы «Сравнительный анализ традиций празднования Рождества в странах Англии, Беларусь, Индии и Австралии» в старших классах общеобразовательной школы, а также критерии контроля эффективности для каждого этапа проектной деятельности.
В заключении, хотелось бы отметить, что технологизация учебного процесса, основанной на проектной деятельности является эффективной при формировании иноязычной коммуникативной компетенции. Учащиеся самостоятельно и в группе получают знания по заданной теме, учатся систематизировать, обобщать и сравнивать материалы на иностранном языке.
1. Варламова, Ю.В. Метод проектов как способ реализации компетентностного подхода при обучении студентов иностранному языку в неязыковом вузе / Ю.В. Варламова // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2014. – №3(Т.1.). – С. 47-52
2. Морозова, М.М. Метод проектов в истории отечественной и зарубежной педагогики / М.М. Морозова // Интеграция образования: Национальный исследовательский мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва. – 2007. – № 3-4. – С. 29-34
3. Соловьёв, А.Н., Степанян, И.К. Метод проектов в педагогике высшей школы: история и перспективы / А.Н. Соловьев, И.К. Степанян // Вестник МГУКИ. – 2009. – №4 (30). – С. 140-149
4. Longman Dictionary of Contemporary English. – Longman Group Ltd.,1995. – 1036 р.
5. Дьяконова, О.О. Эдьютейнмент в образовании взрослых и интерактивные технологии обучения в современной школе / О.О. Дьяконова // Педагогика. – 2014. – №8. – С. 52-61
6. Ветров, Ю.П., Игропуло, И.Ф. Психолого-педагогическая подготовка преподавателей вуза к использованию методов интерактивного обучения / Ю.П. Ветров, И.Ф. Игропуло // Высшее образование в России. – 2012. – №5. – С. 36-41
7. Шимина, А.Н. Бюрократизация сферы образования / А.Н. Шимина // Педагогика. – 2015. – № 8. – С. 52-58
8. Орлов, А.А. Проектирование компетентностно-ориентированного образовательного процесса / А.А. Орлов // Педагогика. – 2015. – № 8. – С. 46-52
9. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 2. – С. 3-10
10. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика / А.Н. Щукин. – М.: Филоматис, 2007. – 186 с.
11. Девтерова, З.Р. Современные технологии обучения иностранному языку в вузе / З.Р. Девтерева // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2009. – №3. – С. 105-111
12. Буланова-Топоркова , М.В. Педагогические технологии / М.В. Буланова-Топорковазд. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ» , 2010. – 333 с.
13. Франковская, В.В. Метод проектов в обучении иностранным языкам / В.В. Франковская // Научное творчество молодёжи: материалы 13 всероссийской научно-практической конференции (14-15 мая 2009). – Томск: Изд-во Том. Ун-та. 2009. – Ч. 2. – 340 с.
14. Белогрудова, В.П. Технология формирования иноязычной коммуникативной компетенции / В.П. Белогрудова // Пермский педагогический журнал. – 2011. – Выпуск 2. – С. 71-76
15. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. – М.: Академия, 2007. – 368 с.
16. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 3. – С. 3-9
17. Копылова, В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка / В.В. Копылова. – М., 2003. – 185 с.
18. Суслова, И.М. Проектная деятельность библиотек: / И.М. Суслова. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. – 176 с.
19. Тамбовкина, Т.Ю. К проблеме автономии обучающихся иностранному языку в педвузе / Т.Ю. Тамбовкина // Иностранные языки в школе. 1988. – № 4. – С. 25-28
20. Минакова, Л.Ю. Обучение иноязычному дискурсу студентов естественных специальностей с использованием профессионально ориентированных проектов (английский язык, неязыковой вуз): дис. …канд. педаг.наук / Л.Ю. Минакова. – Томск, 2013. – 244 с.
21. Горобец, Л.Н. «Метод проекта» как педагогическая технология / Л.Н. Горобец // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2011. – Серия 3: Педагогика и психология. – C. 51-57
22. Бехтенева, Е.Ф. Проектная деятельность школьников на уроках региональной истории / Е.Ф. Бехтенева. – Новосибирск: изд-во НГПУ, 2004. – 52 с.
23. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. – М.: Академия, 2008. – 272 с.
24. Михалева, Л.В. Метод проектов как инновационная технология обучения французскому языку / Л.В. Михалева // Язык и Культура. – 2010. – № 4(12). – С.115-122
25. Евдокимова, М.Г. Способы формирования и развития автономности учащихся в процессе овладения ИЯ / М.Г. Евдокимова. – М.: МИЭТ, 2010. – 96 с.
26. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 2. – С. 3-10
27. Лемберг, С.Н.. Метод проектов как средство совершенствования социокультурной компетенции учащихся основной и средней школы на уроках иностранного языка / С.Н. Лемберг // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2013. – С.119-130
28. Балыкова, Е.Ю. Использование метода проектов на уроке английского языка / Е.Ю. Балыкова // Системные технологии. – 2015. – №16. – С. 34-36
29. Ахраменко, Е.В. Проект на уроке английского языка / Е.В. Ахраменко // Молодой учёный. – 2013. – № 2. – С. 404-406