ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ) В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Характеристика детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении)
1.2 Особенности формирования связной речи у дошкольников с нарушениями психического развития (трудностями в обучении)
1.3 Направления работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста с трудностями в обучении
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ) В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Диагностика уровня сформированности связной речи у детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) старшего дошкольного возраста
2.2 Анализ и интерпретация результатов диагностики
2.3 Методы и приемы формирования связной речи у детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы формирования связной речи у детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) обусловлена тем, что развитие связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает главное место в системе работы по развитию речи в дошкольном учреждении. Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста является достаточно сложным процессом, который еще более усложняется при нарушениях психического развития (трудностей в обучение).
Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка [9, с. 287].
Проблема развития связной речи детей отражена в работах В.К. Воробьевой, В.П. Глухова, Н.С. Жуковой, Т.А. Ткаченко, И.А. Тютюевой и др. Существует ряд методических разработок, методик, статей по развитию связной речи детей (А. М. Бородич, Л. Н. Ефименкова, В. И. Селеверстова, Е. И. Тихеева, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, и др.). Однако, вопросы формирования связной речи у детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) недостаточно освещены в литературе. Лишь в отдельных работах приводятся конкретные формы и приемы обучения связной речи детей.
Важно подчеркнуть, что в современной практике термин «нарушения психического развития» (в России «задержка психического развития») применительно к детям используется преимущественно в медицине, а в педагогике принято использовать соответствующий термин «с трудностями в обучении».
Актуальность исследование и недостаточная освещенность проблемы в современной литературе обусловили выбор темы исследования «Методы и
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ) В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Характеристика детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении)
Для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) характерен замедленный темп психического развития, обусловленный различными причинами: ослабленностью нервной системы вследствие интоксикации, инфекции, травм; нарушениями эндокринной системы; хроническими соматическими заболеваниями, а также педагогической запущенностью при неблагоприятных условиях воспитания.
Дети с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) в отличие от детей с интеллектуальной недостаточностью имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, но испытывают при обучении значительные трудности и этим отличаются от нормально развивающихся сверстников [14, с. 172].
Трудности в обучении вызваны нарушением познавательной деятельности, являющимся следствием
– незрелости эмоционально-волевой сферы;
– пониженной работоспособности;
– функциональной недостаточности высших психических функций (внимания, памяти, речи и др.).
У детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) отмечаются такие особенности как невнимательность, неорганизованность, импульсивность, неуравновешенность, аффективная возбудимость или наоборот, пассивность, вялость, апатичность.
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ) В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Диагностика уровня сформированности связной речи у детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) старшего дошкольного возраста
Цель эмпирического исследования: выявить уровень сформированности связной речи у детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) старшего дошкольного возраста.
Эмпирическое исследование включало в себя три этапа:
1) теоретический анализ литературы по проблеме исследования, подбор методов и методик диагностики, формирование выборки эмпирического исследования;
2) выявление уровня сформированности связной речи у детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) старшего дошкольного возраста;
3) предложены методы и приемы формирования связной речи у детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении).
Методы исследования: теоретический анализ литературы, серия заданий из тестовой методики диагностики устной речи Т.А. Фотековой, количественный и качественный анализ.
База и выборка исследования: исследование проводилось в УО «Специальный ясли-сад № 21 г. Гродно» в старшей группе, где воспитываются 15 детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении). Для сравнительного анализа была сформирована выборка с детьми без отклонений в развитии. Второй базой исследования
Формирование связной речи у дошкольников трудностями в обучении является сложным процессом, который усложняется при нарушениях психического развития. Значительные трудности в овладении связной речью у таких детей обусловлены не грубым недоразвитием речи, недоразвитием основных компонентов языковой системы – фонетико-фонематического восприятия, лексико-грамматического строя, слухоречевой памяти. Наличие у детей отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью.
В результате сравнительного эмпирического исследования уровня сформированности связной речи у детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) и у детей без отклонений в развитии было выявлено, что дети с трудностями в обучении обладают более низким уровнем связной речи, по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Формирование связной речи у дошкольников с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) возможно при использовании следующих методов: наглядных, словесных, практических. Методические приемы: проблемные вопросы; образец педагога; частичный образец педагога; совместное рассказывание; план рассказа; коллективное обсуждение плана будущего рассказа; составление рассказа подгруппами; составление рассказа подгруппами; оценка детских монологов; этапы обучения рассказыванию по картине. Приемы при обучении пересказа: помогающие вопросы, указания, исправление ошибок, подсказ нужных слов, использование предметной или изобразительной наглядности, памяток.
Результаты исследования могут быть использованы логопедами, педагогами, психологами в диагностической и коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения психического развития (трудности в обучении).
1. Алексеева, М. М., Яшина, Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – М. : Академия, 2000. – 400 с.
2. Бородич, А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. – М. : Просвещение, 1981. – 255 с.
3. Винник, М. О. Задержка психического развития у детей. Методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы / М. О. Винник. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. – 155 с.
4. Гладкая, В. В. Планирование коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении / В. В. Гладкая. – Минск : Зорны верасень, 2008. – 112 с.
5. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. – М. : АРКТИ, 2004. – 168 с.
6. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С. Г. Шевченко. – М. : Смысл, 2001. – 488 с.
7. Лалаева, Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержками психического развития / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – М. : Просвещение, 2003. – 513 с.
8. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей : учебное пособие / В. В. Лебединский. – М. : Изд-во Московского университета, 1985. – 438 с.
9. Логопедия / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : Владос, 1998. – 680 с.
10. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками с задержкой психического развития : учеб. пособие / Л. В. Лопатина, О. В. Иванова. – СПб. : КАРО, 2007. – 176 с.
11. Мигунова, Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду : учеб.-метод. пособие / Е. В. Мигунова. – Великий Новгород: НовГУ им. Я. Мудрого, 2006. – 126 с.
12. Основы специальной педагогики и психологии : учеб. пособие / Н. М. Трофимова. – СПб. : Питер, 2006. – 304 с.
13. Психология детей с задержкой психического развития: хрестоматия : учеб. пособие / Сост. О. В. Защиринская. – СПб. : Речь, 2004. – 431 с.
14. Специальная психология : учеб. пособие / Под ред. В.И. Лубовского. - М.: Академия, 2005. – 464 с.
15. Ткаченко, Т. А. Формирование и развитие связной речи : логопедическая тетрадь / Т. А. Ткаченко. – СПб. : Детство-пресс, 1999. – 236 с.
16. Усанова О. Н. Специальная психология : учеб. пособие / О. Н. Усанова. – СПб. : Питер, 2006. – 400 с.
17. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие / О. С Ушакова, Е. М. Струнина. – М .: ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
18. Федоренко, Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев. – М. : Просвещение, 2004. – 323 с.
19. Филичева, Т. Б. Основы логопедии : учеб. пособие / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М. : Просвещение, 1989. – 223 с.
20. Фотекова, Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т. А. Фотекова. – М. : Айрис-пресс, 2000. – 236 с.