ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
1.1 Теория восприятия речи в психолого-педагогической литературе
1.2 Психологи и методисты о развитии фонематического восприятия у детей в норме
1.3 Особенности диагностики фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Методика исследования состояния фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
2.2 Количественный и качественный анализ констатирующего эксперимента
2.3 Практические аспекты работы учителя-дефектолога по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития логопедии остро стоит вопрос о резком росте речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Среди всех речевых дефектов у младших школьников с нарушениями речи или интеллектуальной недостаточностью фонетико-фонематическое недоразвитие является наиболее распространённым.
Фонетико-фонематическое недоразвитие часто связанно с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произношение, а, кроме того, не даёт возможности детям овладевать в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем и, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом.
Устранение дефектов речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью невозможно без специальной коррекции фонематического восприятия. Без умения чётко дифференцировать на слух фонемы родного языка невозможно овладевать и навыками звукослогового анализа и синтеза, усваивать грамоту.
Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную педагогическую работу.
Все больше уделяется внимания психологически ориентированному обучению, когда весь коррекционный процесс планируется «от ребенка», а не «от дефекта» и в программе учитывается не только структура дефекта, но и психологические особенности ребенка, предпочитаемые им стили общения, каналы получения информации и способы действий.
Цель исследования – изучить особенности фонетико-фонематического восприятия речи у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Объектом исследования является фонематическое восприятие детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Предметом изучения данной работы являются особенности фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
1.1 Теория восприятия речи в психолого-педагогической литературе
Центральное значение для отражения объективной действительности, ориентации в ней и регуляции действий имеют психические процессы (восприятие, память, мышление, эмоции и т.д.). По мнению Б. Г. Ананьева, любой психический процесс формируется «как определённая констелляция психофизиологических функций (сенсорных, мнемических, вербальных, тонических и т.д.), действий с разнообразными операциями (перцептивных, мнемических, логических и т.д.) и мотиваций (потребностей, установок, интересов и ценностных ориентации)» [2, с. 89].
Без участия этих функций не могут осуществляться никакие психические процессы, в том числе и процессы восприятия.
В специальной справочной литературе восприятие определяется как:
– «форма чувственного отражения действительности в сознании, способность обнаруживать, принимать, различать и усваивать явления внешнего мира и формировать их образ» [8, с. 84];
– «непосредственное, чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков». [8, с. 84];
– «субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов. Процесс формирования этого образа» [8, с. 84].
Таким образом, восприятие рассматривается большинством психологов, как чувственный процесс, включающий осознание (опознание отдельных признаков и узнавание предмета и явления в целом).
При изучении восприятия в психологической литературе разрабатываются проблемы константности этого процесса, фильтрации или отбора информации, поступающей в процессе восприятия, актуализации знаний или извлечения информации из памяти. Исследователи отмечают зависимость восприятия от процессов сличения поступающей информации с хранимым в памяти образом, следом того или иного стимула.
По мнению А. А. Леонтьева, существуют «две различные ситуации восприятия. Первая ситуация – когда происходит первичное формирование образа восприятия. Вторая – когда происходит опознание уже сформированного образа» [12, с. 24].
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Методика исследования состояния фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
экспериментального исследования стало выявления состояния фонематического и синтеза детей дошкольного с фонетико-фонематическим речи.
В соответствии целью исследования поставлены следующие задачи:
– уровни сформированности восприятия и звуков;
– выявить уровни сформированности фонематического анализа, синтеза, представлений;
– уровни сформированности звуко-слогового анализа синтеза.
Эмпирическое исследование в несколько этапов:
– методы и для определения фонематического анализа синтеза в выборках;
– уровень сформированности анализа и детей возраста с недоразвитием речии у развивающихся детей;
– определить содержание работы по формированию фонематического анализа и детей дошкольного с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
– повторное исследование фонематических процессов, и синтеза у дошкольного возраста фонетико-фонематическим недоразвитием речи с оценки эффективности этапа исследования.
Эмпирическое состояния уровня анализа и дошкольников общим недоразвитием проводилось на ГУО « №13 г. Сморгонь». В приняли участие детей дошкольного возраста: детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (5 мальчиков 5 девочек) – экспериментальная и нормально развивающихся дошкольников (5 и 5 – контрольная группа Возраст учащихся: 6-7 лет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
увеличения детей дошкольного возраста фонетико-фонематическим формирования них фонематического занимает важнейшее логопедии, вопрос о их остается из самых актуальных.
что речь сложной многоуровневой деятельностью, включающей восприятия и речевого высказывания, которой зависит активности протекания когнитивных речедвигательной и Одним важнейших факторов является вербальных которое функционированием В восприятия звуков, фонемах, и слов, фраз.
Дети дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи обладают особенностями восприятия, испытывая серьёзные школьного Умение слышать различать создает для обобщения признаков для фонем в потоке. восприятие акустических признаков не а – смыслоразличительный.
Современное предполагает, что слух – человека к и синтезу звуков, т.е. обеспечивающий восприятие данного языка. слух является из компонентов слуха и в себя восприятие, фонематический и синтез, представление.
восприятие способность различать и воспроизвести устно, звуковой – же чтобы воспроизвести в форме.
восприятие в движении в грамотой, синтез вторая. Поэтому важно формировании восприятия и анализа младших предупреждая и различные нарушения.
1. З. И. Логопедическая нарушений слоговой слов детей. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС. – 2001.
2. Быстрова, Г. А. игры задания / Г. А. Быстрова, Э А. Сизова, Т. А. Шуйская – Спб. : Каро, 2002.
3. Балобанова, В. П. Диагностика речи у логопедической работы условиях образовательного учреждения / В. П. Балобанова, Л. Г. Богданова, Л. В. Венедиктова СПб. : Детство-пресс, 2001.
4. Варенцова, Н. С. Развитие фонематического слуха у школьников / Н. С. Варенцова, Е. В. Колесникова – М. : Владос, 1997.
5. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г. А. Волкова – СПб. : Детство – пресс, 2005.
6. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического / О. Е. Грибова – М.: Айрис-пресс, 2008.
7. Гриншпун, Б. М. Дислалия // Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой. – М., 2004. – С. 142–145.
8. Екжанова, Е. А. Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях: Методика коррекционно-педагогической работы в начальных классах общеобразовательной школы / Е. А. Екжанова, О. А. Фроликова – СПб. : Каро, 2007.
9. Елецкая, О. В. Организация логопедической работы в школе / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская – М. : ТЦ Сфера, 2007
10. Жовницкая, О. Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников // Начальная школа, 2001 – № 11. – С. 48–52.
11. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова. – М., 1990. – 541 с.
12. Журова, Л. Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Л. Е. Журова. – М. : Просвещение, 1963. – С. 213–227.
13. Зикеева, А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений / А. Г. Зикеева – М., 2000.
14. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В. И. Селиверстова. Вып. 2. – М., 1987.
15. Каше, Г. А. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи / Г. А. Каше, Т. Б. Филичёва – М., 1978.
16. Лалаева, Р. И. Развитие фонематического анализа и синтеза. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р. И. Лалаева – М.: Владос, 2004.
17. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой: в 5 кн.. – М. : Владос, 2003. – Кн. 5.
18. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Гуманитар., изд. центр ВЛАДОС, 2004.
19. Лопатина, Л. В. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей / Л. В. Лопатина, Г. Г. Голубева, В. А. Калягин – СПб., Москва: САГА: Форум, 2006.
20. Ткаченко, Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа / Т. А. Ткаченко – СПб., 1998.
21. Филичева, Т. Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова – М. : Владос, 1999.
22. Швачкин, Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте / Н. Х. Швачкин. – М., 1998. – 645 с.
23. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г. С. Швайко – М., 1983.