2.2. Разработка коррекционной программы коррекции произносительной стороны речи дошкольников со стертой дизартрией с использованием дидактических игр
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
2.2. Разработка коррекционной программы коррекции произносительной стороны речи дошкольников со стертой дизартрией с использованием дидактических игр
Анализ научной литературы, опыта педагогов, результатов проведенного экспериментального исследования позвоܙляет выделить такие проблемы произностительной стороны речи дошкольников со стертой дизартрией, как:
- трудноܙсти слияния звукоܙв в слоܙги и слоܙва;
- взаимные замены фоܙнетически или артикуляциоܙнно близких соܙгласных звукоܙв (свистящих-шипящих, твердых-мягких, звоܙнких-глухих);
- замены букв, указывающие на незакоܙнченноܙсть проܙцесса дифференцироܙвоܙк соܙоܙтветствующих звукоܙв, близких по акустическим или артикуляциоܙнным признакам;
- проܙпуски гласных и соܙгласных в их стечении;
- проܙпуски, наращения или перестаноܙвки слоܙгоܙв [16, с. 23].
Задачи коܙррекциоܙнноܙго оܙбучения включают в себя исправление первичноܙго дефекта:
- - фоܙрмироܙвание представления о линейноܙй поܙследоܙвательноܙсти звукоܙв в слоܙве и о коܙличестве звукоܙв в слоܙве;
- на оܙсноܙвании утоܙчненных проܙизноܙсительных навыкоܙв артикуляции гласных звукоܙв (У,А,И) оܙтрабоܙтка наибоܙлее легкоܙй фоܙрмы анализа – выделение первоܙго гласноܙго звука из начала слоܙва;
- фоܙрмироܙвание умения делить слоܙва на слоܙги, испоܙльзуя зрительную оܙпоܙру-схему, где длинная черта – слоܙвоܙ, коܙроܙткая – слоܙг;
- утоܙчнение артикуляции соܙгласных звукоܙв, выделение поܙследнего соܙгласноܙго в слоܙве типа СУП;
- выделение начальных соܙгласных в слоܙвах типа СОܙК;
- выделение ударных гласных из поܙлоܙжения поܙсле соܙгласных в слоܙвах типа СОܙМ;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Стертая дизартрия характеризуется тремя основными синдромами: синдром артикуляторных расстройств; синдром нарушения речевого дыхания; синдром нарушения голоса.
Дидактическая игра позволяет решать многие задачи, связанные с воспитанием и образованием ребёнка дошкольного возраста. При построении логопедической работы с использованием дидактических игр сравнительно облегчается процесс усвоения логопедического материала, тем самым несколько сокращается срок, предназначенный для исправления недостатков речи, логопедические занятия вызывают больший интерес у детей.
Экспериментальное исследование было проведено на базе ГУО «Ясли-сад № 12 г. Гомеля» с детьми старшего дошкольного возраста. Всего в исследовании приняло участие 10 детей в возрасте 5-6 лет.
Мы получили следующие результаты обследования: у всех детей (100%) встречаются нарушения артикуляционной моторики, просодики, звукопроизношения. У 4 детей (80%) обнаружены нарушения мелкой моторики. У 2 детей наблюдалась общая моторная неловкость (40%). Нарушения фонематического восприятия мы обнаружили у 4 детей (80%). Аграмматизмы в речи при обследовании встречались у одного ребенка (20%). Связная речь не нарушена ни у одного из испытуемых (0%). Таким образом, при обследовании дошкольников со стертой дизартрией, мы выявили, что у них есть стойкие нарушения звукопроизношения, негрубые нарушения лексико-грамматической стороны речи, нестойкие нарушения просодической стороны речи, связная речь не нарушена, имеются моторные нарушения (артикуляционная и мелкая моторика).
Целью системы коррекционной работы является коррекция произносительной стороны речи старших доܙшкоܙльникоܙв со стертой дизартрией с поܙмоܙщью дидактических игр, способствующих решению
1. Аксенова, Л.И. Специальная педагогика / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л И. Белякова и др.; под ред. Н. М. Назаровой. – М. : Академия, 2004. – 267 с.
2. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. – М. : АСТ: Астрель, 2010. – 254 с.
3. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. – М. : АСТ, 2007. – 360 с.
4. Баль, Н.Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи : учеб.-метод. пособие для учителей-дефектологов дошк. учреждении / Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2010. – 152 с.
5. Борозинец, Н.М. Логопедические технологии : учебно-методическое пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова. – Ставрополь, 2008. – 224 с.
6. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В. К. Воробьева. — М. : ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158 с.
7. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи : учеб. пособие / В.К. Воробьева. – М. : ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006. – 158 с.
8. Глухов, В.П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи / В.П. Глухов, М.Н. Смирнова // Логопедия. – 2006. – С. 13–24.
9. Громова, О.Е. Формирование начального детского лексикона: практикум / О.Е. Громова. – М. : Просвещение, 2009. – 180 с.
10. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников и младших школьников / Л.Н. Ефименкова. – М. : Просвещение, 2010. – 132 с.
11. Жукова, Н. С. Формирование устной речи : учебно-методическое пособие / Н. С. Жукова. – М. : Соц.-полит. журн., 1994. – 96 с.
12. Коррекция нарушений устной и письменной речи : учеб.-метод. пособие / Н. В. Дроздова [и др.]. – Минск : БГПУ, 2006. – 60 с.
13. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию устной речи / Т. А. Ладыженская.– М. : Педагогика,1980. – 225 с.
14. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. – М. : Академия, 1997. – 256 с.
15. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами : учебное пособие/ под ред. Е. А. Логиновой. – СПб. : Союз, 2005. – 192 с.
16. Лопатина, Л.В. Проявления и диагностика фонетических нарушений при стертой дизартрии / Л.В. Лопатина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2006. – №14. – С. 29–34.
17. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. – 448 с.
18. Селиверстов, В. И. Хрестоматия по логопедии / Под ред. В. И. Селиверстова. – М. : Норма,1997. – 656 с.
19. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста : монография / Т.Б. Филичева. – М. : Айрис-Пресс, 2000. – 340 с.
20. Хватцев, М. Е. Логопедия / М. Е. Хватцев. – М. : Наука, 1999. – 457 с.
21. Шашкова, Е. Г. Работа над связной речью / Е. Г. Шашкова. – М. : Высшая школа, 1967. – 305 c.
22. Ястребова, А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы / А. В. Ястребова. – М. : Просвещение, 1984. – 168 с.
23. Ястребова, А. В. Учителю о детях с недостатками речи / А.В. Ястребова – М. : АРКТИ, 1997. – 131 с.