На современном этапе развития образовательной системы разработана определенная система требований, предъявляемых к начальному обучению. Они актуализируют целый ряд психолого-педагогических проблем, которые направлены на решение вопросов по подготовке детей к школе. Именно готовность ребенка к осуществлению учебной деятельности на начальном этапе во многом определяет его дальнейшие успехи в учебе. Особое значение это имеет для дошкольников, так как это связано с проблемой их социальной адаптации.
В настоящее время исследователями отмечается ускоренный рост речевых патологий, что объясняется большим количеством пагубных биологических причин. Общее недоразвитие речи является весьма распространенным нарушением речи.
Распространенность общего недоразвития речи и требования к современному начальному образованию определяют актуальность исследования.
Изучением детей с общим недоразвитием речи занимались многие исследователи, среди которых И.Т. Власенко, Л.Н. Ефименкова, И.М. Жукова, Г.А. Каше, Р.Е. Левина и многие другие.
Речь – сложная и специально организованная форма психической деятельности. Речь принимает участие в мыслительных процессах и является регулятором человеческого поведения. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.
Развитие и формирование словоизменения, уточнение значения слова, формирование лексической системности имеет большое значение и для развития познавательной деятельности ребенка.
Объект исследования — процесс словоизменения у детей дошкольного
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В исследованиях Л.С. Выготского, А.Р. Лурии проиллюстрировано, что слово может не только служить номинацией для предмета, действия, качества или отношения. Оно также способно вызывать в сознании множество ассоциаций. При этом слово включает в себя систему самых разнообразных связей. Они могут быть ситуационными, понятийными, звуковыми и другими [1].
Ряд ассоциаций, которые возникает в сознании человека при упоминании того или иного слова, называется семантическим полем. Именно с его помощью человек обладает способностью быстрого отбора тех или иных слов в процессе общения. Также человек, в случае, если он забыл какое-либо слово, ищет его в семантическом поле [1, c.45]. В состоянии нормы слова должны быть сгруппированы по определенным парадигмам и семантическим полям, то есть их хранение в сознании должно носить упорядоченный характер.
Семантическое поле имеет следующий состав: ядро, которое окружено периферией, ил концернами. Наибольшим объемом и единственной смысловой значимостью обладает именно ядро. Как было упомянуто, семантическое поле включает множество различных ассоциаций, которые могут быть дифференцированы на смысловые и несмысловые. К несмысловым могут быть отнесены случайные и звуковые. Соответственно, все остальные ассоциаты относятся к смысловым.
Семантическое поле значительного объема имеет под собой пролонгированный процесс своего формирования. Сначала дети моделируют поле, небольшое по размерам, но постепенно расширяют его [2, c.88]. В ходе расширения семантического поля, связанного с определенной ситуацией, ребенок может легко актуализировать и запоминать до 25-35 слов на одном занятии. Важно
В логопедии как педагогической науке понятие «общее недоразвитие речи» (далее – ОНР) применяется в такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, когда нарушается формирование всех компонентов речевой системы [9, с. 6].
Перед первой формулировкой теоретического обоснования ОНР было проведено множество исследований патологии у детей различного возраста. Авторами таких исследований были Р.Е. Левина [10], Т.А. Каше [9], Л.Ф. Спирова [11]. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться в качестве нарушений развития, которые протекают по определенным законам иерархического строения высших психических функций. С помощью системного подхода была выявлена структура различных форм речевых патологий на основе дифференциации по состоянию компонентов речевой системы.
В ходе исследований также было выявлено клиническое разнообразие проявлений общего недоразвития речи. Они могут быть разделены на три группы:
1) дети имеют признаки лишь общего недоразвития речи, при этом нет каких-либо других выраженных нарушений нервно-психической деятельности. Отсутствие парезов и параличей, выраженных подкорковых и мозжечковых нарушений свидетельствует о сохранности у них первичных (ядерных) зон речедвигательного анализатора;
2) у детей с ОНР также присутствует ряд неврологических и психопатологических синдромов. Этот вариант ОНР является осложненным, в нем также имеет место дизонтогенетический энцефалопатический симптомокомплекс нарушений;
дети обладают наиболее стойким и специфическим недоразвитием речи, которое клинически обозначается как моторная алалия. Эти дети имеют
В ходе исследования нами была изучена теоретическая база, которая была представлена работами в сфере педагогической, логопедической и психологической литературы. Среди исследователей, чьи труды были подвержены изучению и последующему анализу, можно выделить Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурию, Л.В. Сахарного, Н.В. Новотворцеву, Р.И. Лалаеву, Н.С. Жукову и многих других.
Нами были изучены лингвистические и психолингвистические аспекты словоизменения. Было выявлено, что процесс формирования семантических полей тесным образом связан с процессом изучения значения слова. Этот процесс является достаточно длительным, что обусловлено его важностью и сложностью.
Также в ходе исследования мы уделили внимание изучению особенностей развития грамматического строя речи и словоизменения в онтогенезе. Результатом этого стал вывод о том, что ребенок овладевает большей частью сложной системы практической грамматики к школьному возрасту. Так как этот уровень владения грамматикой является достаточно высоким, это позволяет ребенку понимать ее закономерности в процессе изучения русского языка в школе.
Особую важность для исследования представляет выявление причин появления общего недоразвития речи. Было выяснено, что основными причинами возникновения общего недоразвития речи являются нарушения в системе высших психических функций. Они могут быть разного характера: незначительные нарушения; неврологические и психопатологические синдромы; моторная алалия корковых речевых зон головного мозга (в особенности зоны Брока).
В ходе исследования также была изучена симптоматика ОНР. Выделяются следующие ее признаки: позднее появление речи, малый словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования. ОНР также может влиять на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. По этой причине понимание структуры общего недоразвития речи, причин, лежащих в его основе, понимание соотношения первичных и вторичных
1. Новотворцева, Н.В. Развитие речи детей / Н.В. Новотворцева. – Ярославль : Академия развития, 1996. — 312 с.
2. Лурия, А.Р. Внимание и память / А.Р. Лурия. — М. : Просвещение, 1975. — 201 с.
3. Львов, М.Р. Учись различать слова и их значения / М.Р. Львов. – М.: Дрофа,2003. — 188 с.
4. Волосовец, М.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / М.В. Волосовец. – М. : Куб, 2004. — 215 с.
5. Гвоздев, А.Н. Формирование у ребёнка грамматического строя языка / А.Н. Гвоздев. – М. : Наука, 1999. — 301 с.
6. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Владос,2003. — 115 с.
7. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Владос, 1998. — 680 с.
8. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р.И. Лалаева, И.В. Серебрякова. – СПб. : Академия наук, 2001. — 309 с.
9. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда / Г.А. Каше. – М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
10. Левина, Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей / Р.Е. Левина // Специальная школа. — 1967. — №2. — 92 с.
11. Спирова, П.Ф. Учителю о детях с нарушениями речи / П.Ф. Спирова. – М. : Просвещение, 1985. — 188 с.
12. Мастюкова, Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова. – М.: Просвещение,1992. — 302 с.
13. Жукова, Н.С. Логопедия: преодоление общего недоразвития у дошкольников / Н.С. Жукова. – Екатеринбург : Арфа, 1998. — 255 с.
14. Лопатина, А.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста / А.В. Лопатина. – СПб: Союз,2005. — 214 с.
15. Филичева, Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Альфа,1993. — 190 с.
16. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г.Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М. : Академия, 2003. — 240 с.
17. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М, 2004. — 118 с.