ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ПИСЬМА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, СТРАДАЮЩИХ ЗАИКАНИЕМ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика учащихся младших классов, страдающих заиканием
1.2 Виды нарушений письма у детей младшего школьного возраста
1.3 Развитие письма у детей младшего школьного возраста с заиканием
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПИСЬМА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, СТРАДАЮЩИХ ЗАИКАНИЕМ
2.1 Диагностика уровня сформированности навыка письма у детей младшего школьного возраста, страдающих заиканием
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования
2.3 Методические рекомендации по коррекции навыка письма у учащихся младших классов, страдающих заиканием
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы изучения особенностей письма учащихся обусловлена тенденцией к увеличению количества детей с нарушениями речи. Одним из распространенных, сложных и длительно протекающих речевых нарушений у детей является заикание.
Заикание – это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата [13, с. 180]. При заикании в речи ребенка проявляются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание относится к нарушениям темпа, ритма и плавности речи.
Как правило, заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до 3,5 лет. Возникая в период наиболее активного формирования речи (2 - 6 лет), заикание ограничивает коммуникативные возможности ребенка, снижает учебную мотивацию, искажает формирование личности, затрудняет социальную адаптацию. Заикание может явиться причиной возникновения трудностей в овладении ребенком навыка письма. Р. Е. Левина, И. Н. Садовникова указывают, что в письме могут отражаться дефекты развития речи ребенка [12; 17].
Трудности овладения письмом являются нередким явлением, что является препятствием для овладения учащимися грамотой и грамматикой языка. Специфические расстройства в овладении навыка письма носят название дисграфии. Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма [13, с. 116].
Проблема нарушений письменной речи отражена в работах Г. А. Каше [6], А. Н. Корнева [8], Р. И. Лалаевой [10], И. Н. Садовниковой [17], Т.Б. Филичевой [19].
Специфику заикания в детском возрасте представили в своих работах Л. З. Арутюнян [1], Г. А. Волкова [13], Б. З. Драпкин [3],В. И. Селиверстов [18].
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ПИСЬМА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, СТРАДАЮЩИХ ЗАИКАНИЕМ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика учащихся младших классов, страдающих заиканием
Учащиеся младших классов, страдающих заиканием, характеризуются специфическими особенностями психического и речевого развития.
В современной специальной литературе различают три степени заикания:
– легкая, при которой заикаются лишь в возбужденном состоянии при стремлении быстро высказаться. В этом случае задержки легко преодолеваются, заикающиеся говорят, не стесняясь своего дефекта;
– средняя, при которой в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются, в эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание;
– тяжелая, при которой заикаются в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями [1, с. 83].
Учащиеся младших классов, страдающих заиканием, разделяются на группы относительно степени болезненности фиксации. Исследователи заикания в понятие фиксированности на дефекте вкладывают различное содержание. Фиксированность на дефекте определяют как:
– особое свойство внимания (устойчивое, застревающее навязчивое, концентрированное);
– осознание дефекта, представление о нем, разное эмоциональное отношение к нему (переживание, тревожность, боязливость, страх).
По степени болезненной фиксации выделяют три группы заикающихся:
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПИСЬМА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, СТРАДАЮЩИХ ЗАИКАНИЕМ
2.1 Диагностика уровня сформированности навыка письма у детей младшего школьного возраста, страдающих заиканием
Цель эмпирического исследования: выявить уровень сформированности навыка письма у детей младшего школьного возраста, страдающих заиканием.
Эмпирическое исследование включало в себя три этапа:
На первом этапе осуществлялся теоретический анализ литературы по проблеме исследования, подбор методов и методик диагностики, была сформирована выборка эмпирического исследования.
На втором этапе происходило непосредственное выявление уровня сформированности навыка письма у детей младшего школьного возраста, страдающих заиканием.
На третьем этапе, основываясь на полученных результатах диагностики, были разработаны методические рекомендации по коррекции навыка письма у учащихся младших классов, страдающих заиканием.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, методы обследования Т. А. Ахутиной, И. Н. Садовниковой, количественный и качественный анализ.
База исследования: исследование осуществлялось на базе УО «Средняя школа № 16 г. Гродно».
Выборка исследования: в исследовании приняло участие 10 учащихся (из них 6 мальчиков и 4 девочки) 2 класса в возрасте 7–8 лет (таблица 2.1.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
У учащихся младших классов, страдающих заиканием, отмечаются повышенная впечатлительность, тревожность, робость, обидчивость, раздражительность. У учащихся младших классов с неврозоподобной формой заикания отмечается повышенная истощаемость и утомляемость при интеллектуальной и физической нагрузке. Их внимание неустойчиво, они быстро отвлекаются. Основными направлениями логопедической работы по развитию письма у учащихся младших классов с заиканием, являются следующие: а) целенаправленное и всестороннее развитие основных взаимодействующих компонентов речи (фонетика, лексика, грамматика) в процессе работы над ее темпом и плавностью, б) тесная взаимосвязь речевого материала логопедических занятий с содержанием программы по русскому языку начальной школы; в) развитие активности детей.
Основными видами нарушения письма у младших школьников являются трудности в овладении письмом, нарушение формирования процесса письма, дисграфия, дизорфография. Нарушения навыка письма проявляются в специфических дисграфических ошибках. Основными особенностями дисграфических ошибок младших школьников являются их стойкость и специфический характер, связь с несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма; нарушение фонетического принципа письма.
Исследование уровня сформированности навыка письма у детей младшего школьного возраста, страдающих заиканием, показало, что у большинства младших школьников, страдающих заиканием, навык письма сформирован на низком уровне. При этом, учащиеся со слуховым диктантом справились хуже, чем со списыванием с печатного текста. Испытуемые допускали дисграфические ошибки как при списывании, таки при диктанте. Качественный анализ результатов обследования письма позволил выделить особенности письма младших школьников, страдающих заиканием: при
1. Арутюнян, Л. З. Как лечить заикание: методика устойчивой нормализации речи / Л. З. Арутюнян. – М. : Эребус, 1993. – 160 с.
2. Ахутина, Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика / Т. В. Ахутина // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции. – 2001. – С. 45–49.
3. Драпкин, Б. З. Психотерапия в комплексном лечении заикания у подростков / Б. З. Драпкин // Клиника и терапия заикания. – М. : Смысл, 1992. – 367 с.
4. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л. Н. Ефименкова. – М. : Академия, 2001. – 487 с.
5. Калинкина, Е. В. Методы и приемы формирования и становления навыков письма / Е. В. Калинкина // Русский язык в начальной школе. – 2013. – № 1. – С. 1–4.
6. Каше, Г. А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения / Г. А. Каше // Логопедия. Методическое наследие / под ред. Л. С. Волкова. – М. : Владос, 2003. – С. 133–139.
7. Копрова, Т. П. Проблемы дисграфии в психолого–педагогической литературе / Т. П. Копрова // Молодой ученый. – 2014. – № 3. – С. 103–108.
8. Корнев, А. Н. Нарушение чтения и письма у детей / А. Н. Корнев. – СПб. : МиМ, 1997. – 286 с.
9. Коррекция нарушений письменной речи : учебно–метод. пособие / под ред. Н. Н. Яковлевой. – СПб. : Питер, 2004. – 459 с.
10. Лалаева, Р. И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция / Р. И. Лалаева, Л. В. Бенедиктова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2004. – 224 с.
11. Левина, Р. Е. Недостатки чтения и письма у детей / Р. Е. Левина // Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов : в 5 кн. / под ред. Л.С. Волкова. – М. : Владос, 2003. – Кн. 4. – С. 13–57.
12. Левина, Р. Е. О генезисе заикания у детей в связи с развитием коммуникативной функции речи. Симпозиум по вопросам заикания у детей / Р. Е. Левина. – М. : АПН РСФСР, 1983. – 245 с.
13. Логопедия / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : Владос, 1998. – 680 с.
14. Лурия, А. Р. Письмо и речь : нейролингвистические исследования / А. Р. Лурия. – М. : Академия, 2002. – 352 с.
15. Никишина, Н. А. Работа по исправлению недостатков речи на школьных логопедических пунктах / Н. А. Никишина. – М. : Просвещение, 2000. – 357 с.
16. Правдина, О.В. Логопедия / О. В. Правдина. – М. : Просвещение, 1973. – 513 с.
17. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И. Н. Садовникова. – М. : Владос, 1997. – 536 с.
18. Селиверстов, В. И. Заикание у детей : Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия / В. И. Селиверстов. – М. : Владос, 2001. – 423 с.
19. Филичева, Т. Б. Основы логопедии : учеб. пособие / Т. Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М. : Просвещение, 1989. – 223 с.
20. Чевелева, Н. А. Исправление речи у заикающихся школьников / Н. А. Чевелева. – М. : Просвещение, 1966. – 96 с.