ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
1.1 Особенности учебной деятельности учащихся с тяжелыми нарушениями речи
1.2 Особенности использования наглядных методов обучения у младших школьников с ТНР
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХНАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1 Выявление уровня сформированности математических навыков у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
2.2 Рекомендации по использованию наглядности у детей с ТНР на уроках математики в начальной школе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Каждый ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться, но если не научить его это делать, то с первых шагов школьной жизни он встретится с трудностями, неудачами, которые постепенно могут погасить его желание учиться. Это вдвойне справедливо для детей с тяжелыми нарушениями речи.
В начальной школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В дальнейшем знания, умения и навыки, полученные при ее изучении, и первоначальное овладение математическим языком станут необходимыми для успешной жизнедеятельности.
Актуальность исследования работы обусловлена неослабевающим вниманием к поиску оптимальных форм и методов обучения младшего школьника с тяжелыми нарушениями речи.
Цель исследования: изучить возможности использования наглядных методов обучения на уроках математики у младших школьников с ТНР.
Задачи исследования:
- рассмотреть особенности учебной деятельности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи;
- определить особенности использования наглядных методов обучения у младших школьников с ТНР;
- провести экспериментальное изучение возможностей использования наглядных методов обучения на уроках математики у младших школьников с ТНР;
- предложить рекомендации по использованию наглядных методов обучения на уроках математики у младших школьников с ТНР.
Объект исследования – методика обучения младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
1.1 Особенности учебной деятельности учащихся с тяжелыми нарушениями речи
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики [9, с. 302]. Эти дети обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач.
Характерно для тяжёлых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи вследствие этого у большинства детей данного категории наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме.
С.Ю. Кондратьева отмечает, что у детей с ТНР на уроках математики могут возникать определенные трудности, которые могут проявляться в:
– нарушении внимания: дети данной категории не способны удерживать внимание длительное время и своевременно переключать его при смене деятельности. Повышенная отвлекаемость замедляет темп выполняемой деятельности и значительно увеличивает число ошибок;
– затруднениях ориентировочно-исследовательской деятельности;
– ограничении объема памяти (особенно вербальной), ее концентрации, переключении, устойчивости, снижении продуктивности запоминания;
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1. Выявление уровня сформированности математических навыков у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Экспериментальное исследование было проведено на базе ГУО «Средняя школа №23 г. Гродно». Всего в исследовании приняло участие 15 учащихся 4 класса.
Цель констатирующего экспериментального исследования: выявить уровень математических навыков у учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
Экспериментальное исследование проводилось в привычной для детей обстановке в виде метода индивидуального эксперимента.
В целях исследования уровня сформированности математических навыков у учащихся с тяжелыми нарушениями речи использовались серии заданий.
Детям предлагались следующие задания:
1. Найдите сумму 48 и 7; 35 и 9.
Чему равна разность 53 и 7; 62 и 9?
На сколько 30 больше 20; 8 меньше 18?
Во сколько раз 24 больше 8; 45 меньше 90.
Цель: выявить уровень сформированности математических навыков.
Инструкция: Я называю задание (пример), а ты считаешь в уме и называешь мне ответ.
Пакет молока стоит 4 р. 50 к., а пакет сметаны дороже на 3 рубля. Сколько стоят молоко и сметана вместе?
В 3 детские сада отправили по 27 кг огурцов. Сколько всего огурцов отправили в детские сады?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В младших классах необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании наглядных методов обучения на уроках.
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Математическое развитие детей с ТНР осуществляется учителем в процессе учебной деятельности, а учитель-логопед включает в индивидуальную логопедическую работу с детьми игры и упражнения с элементами материала математического содержания.
В ходе данного исследования на базе ГУО «Средняя школа №23 г. Гродно» на учениках 4 класса с ТНР было проведено экспериментальное исследование. Всего в исследовании приняло участие 15 детей.
В ходе исследования необходимо было выявить уровень математических навыков у учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
Анализ результатов выполнения заданий позволил выявить следующее. Низкий уровень сформированности математических навыков у учащихся с тяжелыми нарушениями речи составил 12 %. Средний уровень сформированности математических навыков продемонстрировали 55 % учащихся. Дети с тяжелыми нарушениями речи допускали ошибки, иногда исправляли их самостоятельно по ходу выполнения задания, но в большинстве случаев для выполнения задания им требовалась активная помощь взрослого. Высокий уровень сформированности математических навыков у учащихся с тяжелыми нарушениями речи составил 33 %.
По итогам данного исследования были предложены следующие рекомендации по использованию:
Знакомя с новым материалом, нужно использовать наглядное пособие с целью конкретизации сообщаемых знаний. В этом случае наглядное пособие выступает как иллюстрация словесных объяснений. При ознакомлении с
1. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах / под ред. М.И. Моро. –М. : Педагогика, 1997. – 220 с.
2. Ахутина, Т.В. Трудности усвоения начального курса математикидетьми младшего школьного возраста и их причины / Т.В. Ахутина, Л.Ф. Обухова, О.Б. Обухова // Психологическая наука и образование. – 2001. – № 1. – С. 65–78.
3. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / А.В. Белошистая. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
4. Беляков, Е.В. Понятие информационно-коммуникационных технологий и их роль в образовательном процессе / Е.В. Беляков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belyk5.narod.ru/IKT_new.htm. – Дата доступа: 12.09.2016.
5. Волков, К.Н. Психологи о педагогических проблемах : кн. для учителя / К.Н. Волков ; под ред. А. А. Бодалева. – М. : Просвещение, 1981. – 128 с.
6. Волкова, Л.С. Логопедия / Л.С. Волкова. – М. : Просвещение, 1989. – 320 с.
7. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. – М. : Изд-во МГУ, 1985. – 45 с.
8. Денисов, Д.Е. Дидактические принципы применения средств обучения / Д.Е. Денисов, В.М. Казанский. – К. : Вища школа, 1982. – 52 с.
9. Кондратьева, С.Ю. Вопросы изучения формирования культуры познания математики в системе профилактики дискалькулии у детей с тяжелыми нарушениями речи / С.Ю. Кондратьева // Теория и практика общественного развития. – 2015. – №11. – С. 302-306.
10. Перова, М. Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида : учеб. для студ. дефект. фак. педвузов / М. Н. Перова. – М. : Владос, 2001. – 408 с.
11. Спирова, Л. Ф. Учителю о детях с нарушениями речи / Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова. – М. : Высшая школа, 1976.– 280 с.
12. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М. : ГНОМ и Д, 2007. – 238 с.
13. Фридман, Л.М. Наглядность и моделирование в обучении / Л.М. Фридман. – М. : Знание, 2010. – 80 c.
14. Шахмаев, Н.М. Технические средства обучения / Н.М. Шахмаев. – М. : Просвещение, 2009. – 125 с.
15. Эк, В.В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы : пособие для учителя / В.В. Эк. – М. : Просвещение, 1990. –120 с.
16. Югова, Л.Б. Использование мультимедиа технологий на уроках математики / Л.Б. Югова. – Режим доступа: http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-286. – Дата доступа: 30. 09. 2016.
17. Ястребова, А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы / А.В. Ястребова. – М. : Высшая школа, 1984. – 280 с.