ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Братские школы и педагогическая мысль 17 века на территории Беларуси
1.1. Педагогическая мысль 17 века.
1.2. Братские школы: создание, развитие, значение
ГЛАВА 2. Педагогическая деятельность и взгляды Симиона Полоцкого
2.1. Симион Полоцкий:педагогическая деятельность и взгляды
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Большое значение в истории педагогики, имеет просветительская деятельность активистов и, конечно, педагогические идеи присущие мыслителям Беларуси, продвигаемые ими непосредственно в эпоху Возрождения и Реформации. В работах учёных-историков, период развития Беларуси XVI – XVII вв. широко известен как особенный период заметного и яркого оживления в области социально-политической сферы, а также культурной жизни, это время знаменующиеся расширением производства и общественных социальных отношений.
Работы, идеи и исследования того времени тесно и неразрывно связано в истории Беларуси с именами таких талантливых и выдающихся деятелей, создателей белоруской культуры и самобытности, просвещения, образования и научной мысли нашей страны, как философ и первопечатник Франциск Скорина, литературный деятель и поэт Николай Гусовский, гуманист и просветитель Симон Будный, переводчик. гуманист и писатель Василий Тяпинский, монах, богослов, астролог и писатель Симеон Полоцкий, и другие активисты, благодаря которым активно развивалась и процветала духовная и научная мысль.
Братские школы. являлись одним из средств борьбы за национальную. независимость и сыграли важную роль в воссоединении Украины с Россией. Братские школы открывались как в крупных городах, так и в сельских местностях. Особенно известны братские школы: Львовская (основана в 1586), Виленская (1585), Киевская (1615), Луцкая (1624). Они работали на основе уставов, прототипом которых был устав Львовской школы, организованной Успенским братством. Существовали начальные, средние и повышенные братские школы, где изучались слова, греческого и латинского языка (грамматика, риторика, пиитика), диалектика, музыка. Большое место занимало изучение православной религии. Иногда при школах создавались интернаты для сирот и беднейших учеников. Ректор и учителя братских школ выбирались на собраниях братства. В 1632 школа Киево-Богоявленского братства и Высшая коллегия при Киево-Печерской лавре были объединены и реорганизованы в Киево-Могилянскую коллегию (с 1701 — Киево-Могилянская академия).
ГЛАВА 1. Братские школы и педагогическая мысль 17 века на территории Беларуси
1.1. Педагогическая мысль 17 века
Согласно исследованиям историков, начиная примерно со второй половины XVII столетия, в связи с тем фактом, что произошло расширение католической западной экспансии (контрреформации), на территории Белоруссии отмечается все большее укоренение и развития иезуитской формы системы образования. Приверженцы иезуитской церкви, а также представители униатского течения жестоко и хладнокровно расправлялись со всеми своими многочисленными идейными противниками (например, уничтожали книги известных в то время просветителей, публично казнили неугодных им деятелей, и, конечно, закрывали школы транслирующие ложные, по мнению иезуитов и униатов, взгляды). Таким образом, в результате активной деятельности представителей этих систем образования в конце XVII в. преимущественно на всей территории бывшего Великого Княжества Литовского в скором времени были закрыты и расформированы все Братские школы, под гонения и "репрессии" также попали униатские, кальвинистские и другие типы, существовавших в то время заведений образования (на территории Белой Руси в то время насчитывалось около двадцати одного действующего типа школ различных течений и взглядов). В то же время, в 1697 году белорусский язык на всей территории бывшего Княжества Литовского официально перестал существовать в качестве государственного и с этих пор, стал употребляться представителями шляхты исключительно и только в процессе общении с представителями крестьянского сословия. Официальным государственным языком того времени стал польский язык [9, с 17].
Выводы по главе
1. Примерно со второй половины XVII столетия, в связи с тем фактом, что произошло расширение католической западной экспансии (контрреформации), на территории Белоруссии отмечается все большее укоренение и развития иезуитской формы системы образования.
2. Работы, идеи и исследования того времени тесно и неразрывно связано в истории Беларуси с именами таких талантливых и выдающихся деятелей, создателей белоруской культуры и самобытности, просвещения, образования и научной мысли нашей страны, как философ и первопечатник Франциск Скорина, литературный деятель и поэт Николай Гусовский, гуманист и просветитель Симон Будный, переводчик. гуманист и писатель Василий Тяпинский, монах, богослов, астролог и писатель Симеон Полоцкий, и другие активисты, благодаря которым активно развивалась и процветала духовная и научная мысль.
ГЛАВА 2. Педагогическая деятельность и взгляды Симиона Полоцкого
2.1 Симион Полоцкий:педагогическая деятельность и взгляды
Появление на свет будущего белорусского поэта философа, педагога и гуманиста Самуила Гавриловича Петровскийа – Ситняновича произошло, как свидетельствуют документ в первых числах зимнего месяца декабря в1629 году. Мсследователи биографии Симеона Полоцкго, сходятся во мнении, что по – видимому, почти наверняка метом в котором появился на свет будущий поэт был Полоцк. Анализ данных в сохранившихся до наших дней «росписях дворцов», показывает, что Симеон, фамилия которого Петровский в этих документах называется рядом с такими звучными и важными фамилиями, как Скорины и Тяпинские. Что касается полученного им намного позднее, уже по приезду и началу деятельности в Москве, прозвище – Полоцкий. Вполне вероятно и не стоит исключать той возможности, что повлияло на закрепление такого прозвища, великий писатель напрямую обязан своей длительной принадлежностью к такой известной братии как развитая и обширная братия Полоцкого Богоявленского монастыря, в данную организацию Семион был принят, по свидетельствам документов 8 июня 1656 года, причём записан он уже под новым, данным ему по этому случаю, именем Симеон. С точки зрения учёта выдвигаемого непосредственно самим Симеоном Полоцким деление и градацию всего того времени, которое он посвятил своему обучению на равные семилетние периоды, ученые изучающие его биографию могут полагать и подтверждать свои суждения о том, что Симеон Полоцкий, получил свое начальное образование, по подсётам истоиков, приблизительно в 1643году, время, когда он становится действующим студентом духовно ориентированной академии Киево – Могилянской коллегии. Затем, уже примерно в 1650 году, ему было присвоено заслуженное звание «дидаскал», что в переводе с древне греческого языка означает учитель или наставник.
Выводы по главе 2
1. Большую и невероятно важную роль в развитии пропаганде и формировании идей обучения развития и воспитания личности на всей территории Беларуси в период эпохи Возрождения и Реформации, сыграл известный как современникам, так и потомкам, известный белорусский монах-просветитель Симеон Полоцкий.
2. Согласно принятой философской традиции поэт и просветитель Симеон Полоцкий считал, что окружающий нас мир состоит из трех основных частей: во-первых, первообразного мира (Бог), во-вторых, макрокосмоса (природа) ну и в-третьих, микрокосмоса (человек).
3. Выпускник широко известной Киево-Могилянской академии Симеон Полоцкий (1629-1680) и другие известные деятели не только участвовали в создании и организации новых учебных заведений в России, но и активно развивали отечественную педагогическую мысль.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для развития педагогической и философской мысли, большую и невероятно важную роль в Беларуси в период эпохи Возрождения и Реформации, сыграл известный как современникам, так и потомкам, известный белорусский монах-просветитель, поэт Симеон Полоцкий
В июле 1655 года будучи уже в сане дадискала Симеон осознанно принимает постриг в ряды монахов, принадлежащих к Богоявленскому монастырю. Именно с приходом Симеона в Полоцкий Богоявленский монастырь, данное духовное заведение с его братским училищем, окончательно превращается в важный значимый культурный центр.
Во второй половине XVII столетия в Полоцкой братской школе проповедовал и преподавал Симеон Полоцкий. При школе он организовал театр, для которого писал морально-поучающие произведения на церковную тематику. на первое место в братских школах активно выдвигалось обучение на славянском языке. В братских школах также изучались греческий, латинский язык, грамматика, диалектика, красноречие, арифметика, геометрия, астрономия, музыка
Братские школы — учебные заведения, существовавшие в Центральной и Восточной. Европе в XVI—XVIII вв.; создавались религиозно- национальными и просветитительскими организациями-братствами. Наибольшую известность получили братские школы, созданные на Украине и в Белоруссии (входивших в XV—XVII вв. в состав Польско-Литовского государства). Братские школы. являлись одним из средств борьбы за национальную. независимость и сыграли важную роль в воссоединении Украины с Россией. Братские школы открывались как в крупных городах, так и в сельских местностях. Особенно известны братские школы: Львовская (основана в 1586), Виленская (1585), Киевская (1615), Луцкая (1624). Они работали на основе уставов, прототипом которых был устав Львовской школы, организованной Успенским братством. Существовали начальные, средние и повышенные братские школы, где изучались слова, греческого и латинского языка (грамматика, риторика, пиитика), диалектика, музыка. Большое место занимало изучение православной религии.
1. Антология педагогической мысли Белорусской ССР // Сост. Э.К. Дорошевич, М.С. Мятельский, П.С. Солнцев. – М.: Педагогика, 1986. – 468 с.
2. Антология педагогической мысли народов СССР. – М., 1986.
3. Асвета и педагагiчная думка у Беларусi. Са старажытных часоу да 1917 года. – Минск.: Народная асвета, 1985.
4. Ист.: Пам'ятки братських шкiл на Украïнi, кiн. XVI - поч. XVII ст.: Тексти и дослiдження / Ред. В. I. Шинкарчук. К., 1988.
5. История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: учеб. пособие для пед. Учеб. Заведений /под ред. А.И.Пискунова- М.: ТЦСФРА, 2007-496с./стр.163.
6. Каиров И.А. Педагогическая энциклопедия. /Изд. Советская энциклопедия с.447/
7. Козел А.А. Философская мысль Беларуси: учеб. пособие/ А.А. Козел.-Мн.: Амалфея, 2004.-852с./стр.165-170.
8. Константинов Н.А. и др. История педагогики :учебник для студентов педвузов /А.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шибаев – М.: Просвещение, 1982-447с. /стр.153.
9. Коялович М. О. Литовская церковная уния / М. О. Коялович . — СПб.,1859,1861
10. Кулiнковiч, К.А. А.А. Гiсторыя педагогiкi / К.А. Кулiнковiч, А.А. Грымаць. – Мiнск, 2001.
11. Кулинкович К.А., Грыметь А.А. История педагогики: учеб. Для студентов пед. Спец. Высш. науч. зав.- Мн.: изд. М.Скакун, 2000.-256с./стр.58.
12. Марцинович А.А. Кто мы, откуда мы…истор. Эсэ,нарысы. В 2-х кн. КН.-1,-Мн.: Полымя , 1996-511с./стр.115.
13. Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: учеб.пособие для студентов пед ин-тов/А.И.Пискунов.-М., Просвещение 1971-560с./стр. 90.
14. Полоцкий С. Верши. /Сост. подгот. текстов.вступ.ст.и коммен. В.К. Былинина, Л.У. Звонарева; науч. Ред. В.Г.Короткий.- Мн: Маст.лит., 1990.-447с. /Стр. 6-10.
15. Сегянюк, Г.В. Гiсторыя педагогiкi / Г.В. Сегянюк. – Мазыр, 2000.
16. Скобелев Э. Хранители света: драмы.-Мн.: Маст.лит., 1991-272с./стр. 10,11,13.