Введение
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОЩУЩЕНИЙ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
1.1. Общее понятие и природа ощущений
1.2. Классификация и виды ощущений
1.3. Значение ощущений в жизни человека
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ОЩУЩЕНИЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
2.1. Описание испытуемых, методов и процедуры исследования
2.2 Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложение Б. Методики, использованные при проведении исследования
Приложение А. Первичный эмпирический материал
ВВЕДЕНИЕ
На первый взгляд, ощущение представляет собой, довольно сложное явление психики. Даже не смотря на то, что ощущения являются вполне хорошо исследованным явление, многогранность и обширность роли, которое оно играет в психологии человеческой деятельности и в психологии познавательных процессов человека не получает справедливой высокой оценки. Для человека, ощущения выступают в качестве принимаемой первичной и привычной формой связи с окружающей средой. Ощущения имеют большое распространение и ежедневно используются человеком в процессе его жизнедеятельности.
Родоначальник отечественной нейропсихологии Александр Романович Лурия, описывая ощущения, говорит о том, что ограниченность ощущений или полная их потеря, ведёт в конечном итоге к торможению процесса развития у человека. На формирование и развитие познавательных процессов (речь, воображение, мышление, память, восприятие и. т.д.) и в целом на овладение деятельностью, как особой формой активности личности, имеющую направление на материальные вещи и объекты духовной культуры, перестройка и изменение своих способностей
Человек является по своей сути существом био-социальным, т.е. содержит в себе как природное, так и общественное начало. В своей структуре личность содержит темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивацию, социальные установки. Процессы познания оказывают огромное влияние на то, как будет формироваться личность. В сою очередь на качества, которые приобретает личность в процессе становления, оказывает влияние процесс образования. Без ощущений образовательный процесс представить себе невозможно.
В своих работах, советский психолог Борис Герасимович Ананьев, указывает на то, основная функция ощущений выражается в том, чтобы быстро и качественно сигнализировать центральной нервной системе информацию о значимых факторах окружающей среды и внутреннем состоянии организма
Актуальность темы исследования работы определяется тем, что ощущения играют огромную роль в повседневной жизни человека.
Гипотеза: имеются различия в процессе ощущения и восприятия у человека, при тактильном воздействии.
Цель работы: исследовать роль ощущений в жизни человека
Объект исследования: ощущение как самый познавательный психический процесс
Предмет исследования: роль ощущений в жизни человека
Для достижения цели исследования были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть специфику и раскрыть понятия «чувство».
2. Провести анализ классификаций и видов ощущений
3. Провести анализ роли ощущений в жизни человека.
4. Провести исследование роли ощущений в познавательной деятельности человека
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОЩУЩЕНИЙ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
1.1. Общее понятие и природа ощущений
Познавая мир вокруг себя, человек задействует внутренние резервы своего организма и психики. Одним из процессов познания окружающего мира, являются ощущения.
Ощущение, есть один из простейших психических процессов, процесс отображения в коре головного мозга некоторых предметов, свойств и явлений, содержащихся в окружающем мире и оказывающих воздействие на мозг, посредством органов чувств человека. Например, рассматривая коробку, человек, задействуя зрение способен определить некоторые характеристики объекта (форма, цвет, величина и т. д.), при помощи тактильных ощущений (через прикосновения), узнает о мягкости и гладкости предмета, передвигая предмет – получает информацию о его весе. Обо всех этих свойствах объекта человек имеет возможность узнать, благодаря ощущениям [11, с. 6-7].
Внешний мир может проникнуть в сознание человека только призовя на помощь ощущения. Ощущения помогают ориентироваться в окружающей среде, приспосабливаться к ней.
В своих работах Першина Л. А. разбирает суждение о том, что наши имеющиеся органы чувств – это следствие довольно длительной эволюции, в следствии этого они приспособлены и готовы к отражению именно определенных видов и форм энергии, определенных свойств и качеств предметов и явлений окружающей действительности, которые являются значимыми и важными раздражителями для конкретных групп органов чувств. Свет, например, точно выступает самым адекватным и подходящим раздражителем для восприятия глаза, а звук, как следствие - естественно, подходи для уха и т. д. В целом, такая точная дифференцировка и иерархия в области имеющихся ощущений и чувств у человека точно связана с определенным историческим процессом развития всего многогранного человеческого общества. Разнообразную качественную информацию о состоянии и динамике внешней и внутренней среды, любой человеческий организм точно получает именно с помощью своих органов чувств, представленную в виде именно ощущений. Ощущения в психологии точно считаются самыми простыми и обыденными из всех имеющихся психических явлений. Врождённая способность к ощущениям закономерно имеется и характерна для всего множества живых существ, которые обладают нервной системой. Чего не скажешь о осознаваемых ощущениях, они имеются только и именно у живых существ, которые имеют развитый головной мозг, а также, конечно кору головного мозга [19, c.70]. Данный факт, в частности, подтверждается тем, что при торможении, замедлении деятельности высших отделов и областей центральной нервной системы живого существа, либо же
Выводы по главе 1.
1. Ощущение, есть один из простейших психических процессов, процесс отображения в коре головного мозга некоторых предметов, свойств и явлений, содержащихся в окружающем мире и оказывающих воздействие на мозг, посредством органов чувств человека.
2. Понятие чувства – включают в себя все то, что отличается и противопоставлено рациональному, разумному началу в человеке и его природе, все, что, так или иначе, относится к аффективной эмоциональной сфере: человеческие чувства, различные эмоции, возникающие настроения, желания и потребности, имеющиеся у личности.
3. В настоящее время в организме существует около двух с половиной десятков различных анализаторских систем, эти системы отражают воздействия среды, внешней и внутренней, напрямую на рецепторы. Создание классификации позволяет грамотно сгруппировать их в системы и группы и представить существующие связи взаимозависимости.
Отечественные исследователи Казаков Р.Н. и Кондратьева Л.Л. в своих работах выделили следующие обоснованные основания, помогающие классификации ощущений:
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ОЩУЩЕНИЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
2.1. Описание испытуемых, методов и процедуры исследования
Так как кожные ощущения - это наиболее широко представленный вид чувственности, мы проведем исследование тактильных ощущений.
Ощущения тактильные - дают информацию о том, что соприкасается с телом субъекта.
При проведении эмпирического исследования, главной целью являлось установить нижний порог тактильных ощущений у испытуемых и отличие ощущений от восприятия при тактильном распознавании предметов.
Процедура исследования
Описание выборки
В исследовании приняли участие 20 студентов в возрасте 18-25 лет
Для начала, было произведено изменение нижнего порога тактильных ощущений у участников исследования. Нижний порог тактильных ощущений измерялся с помощью методики «Исследование порога чувствительности» (Приложение А, методика 1) [17, с. 38-40]. Исследование проводится с помощью эстезиометра (или обычного циркуля-измерителя, на котором расстояние между углами устанавливается с помощью линейки). Испытуемому на глаза надевалась повязка. Затем, к его кожной поверхности, на тыльной стороне ладони, прикасались ножками измерительного прибора, разведенными на 1 мм, не надавливая на кожу. Затем ножки разводились на 1,5; 2 и 2,5 мм и т.д. до тех пор, пока не появлялось ощущение двух прикосновений. Затем ножки сближались до появления одного прикосновения. Опыт повторялся 3 раза. За основу брался средний результат (в мм). Оценка точности тактильного ощущения (его нижнего порога) осуществляется по таблице (Приложение А, таблица 1)
Затем, производилось выяснялась роль тактильных ощущений в познавательной деятельности субъекта, с помощью методики «Исследование роли тактильных ощущений в познавательной деятельности человека» [17, с. 26-30]. Данная состоит из двух серий опытов и проводилась отдельно с каждым испытуемым (Приложение А, методика 2).
Выводы по главе 2.
1. Тактильные ощущения являются важнейшими в контактной ориентировке и позволяют человеку выжить и учиться даже при отсутствии слуха и зрения. Они расширяют познавательные возможности индивида, привыкшего полагаться на свое зрение, а потому опыт с закрытыми или завязанными глазами можно использовать как средство отдыха после длительного чтения книг или просмотра фильмов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам исследований, наиболее простым и понятным из существующих познавательных психических процессов у человека является именно ощущение. Такой важный и значимый психический процесс как ощущение, естественно возникает вследствие того, что происходит воздействие на человеческие органы чувств самых разных факторов, которые по-другому называются раздражителями, соответственно, сам процесс осуществления воздействия этих факторов – принято называть раздражением. Феномен раздражения органов чувств вызывает комплексный процесс возбуждения, которое в свою очередь, по центростремительным нервам очень быстро перебирается в кору головного мозга субъекта, там, в коре, соответственно и возникают ощущения. В итоге получается, что, ощущение, по своей сути - это ничто иное, как чувственное отображение окружающей, объективной реальности. Обобщая, можно сказать, что суть ощущения, как психического процесса, состоит в отражении определённых, однозначных свойств, которыми обладает предмет. Для рецепторов, каждый раздражитель имеет свои особенные, важные характеристики, благодаря которым данный тип раздражения и может восприниматься определенными, специализированными органами чувств. Весь этот процесс и является сутью отражения отдельных свойств, которые имеются у отражаемого предмета.
В представленной работе была рассмотрена теоретическая часть, основанная на анализе литературных источников. Также было проведено эмпирическое исследование, для определения роли одной из самых важных групп ощущений - тактильных, в процессе познания окружающей действительности
Были поставлены и решены следующие задачи:
1. Рассмотрена специфика ощущений и раскрыто понятие «чувство».
2. Проведен анализ классификаций и видов ощущений
3. Проведен анализ роли ощущений в жизни человека.
4. Проведено исследование роли ощущений в познавательной деятельности человека
5. Проведен анализ полученных данных
Исследуя литературу по теме курсовой работы, были сделаны следующие выводы:
1. Ощущение – по своей сути является простейшим, из известных на сегодняшний день, психическим процессом, который заключается в отражения непосредственно в коре головного мозга человека самых разнообразных свойств, которыми обладают предметы и явления окружающего человека мира, свойства этих предметов и явлений производят воздействие на мозг, обращаясь к соответствующим органам чувств.
2. Способность ощущения - это особенное, единственно явление в человеческом организме, посредством которого автономный внешний мир может проникать и взаимодействовать с человеческим сознанием. Кроме того,
1. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. –М., 1961- 455 с
2. Артамонов И. Д. Иллюзии зрения. М., 1961
3. Богословский В.В. Общая психология. –М., 1981- 383 с
4. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психофизиология восприятия. – М., 1972. С.59-82.
5. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. –М., 1999- 176 с
6. Демидов В. Как мы видим то, что видим. Изд. "Знание", М.,1987
7. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. — М., 1982. (Восприятие и иконическая память: 46—61. Сенсорика и язык: 117— 154.)
8. Забродин Ю.М., Лебедев А.Н. Психофизиология и психофизика. — М., 1977. (Очерк истории основных проблем психофизики: 46—92. Теоретике-психологические основы современной психофизики: 93—167.)
9. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т, -Т. I. — М., 1986. (Развитие восприятия и деятельность: 112—153.)
10. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология. –М., 1995- 383 с
11. Клацки Р. Память человека. Структуры и процессы. — М., 1978. (Память и зрение: 272—291.)
12. Кон И. С. Психология ранней юности. –М., 1989. -М., 2002- 256 с
13. Коул М., Скибнер С. Культура и мышление. Психологический очерк, — М., 1977. (Культура и восприятие: 81—123.)
14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975. С.133-140.
15. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. Введение в психологию. –М., 1974- 550 с
16. Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. –М., 1978- 247 с
17. Мельникова Н.Н., Марковская И.М. Практикум по общей психологии. Часть 1: Методы изучения ощущений и восприятия. Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2010.8. Немов Р.С. Психология. –М., 1998- 496 с
18. Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. Психология и педагогика. –М., 1979- 175 с
19. Першина Л.А. Общая психология. –М., 2004- 256 c
20. Петровский А.В., Брушлинский А.В., Зинченко В.П. Общая психология. –М., 2005- 464 c
21. Петровский А.В. Введение в психологию. –М., 2004- 494 c
22. Предвечный Г.П., Шерковин Ю.А. Социальная психология. –М., 1989- 319 c
23. Рок И. Введение в зрительное восприятие. Книга первая. М.,
24. Рудик П.А. Психология. –М., 2007- 260 c
25. Рубинштейн С.Л. Вопросы языкознания. –М., 1980- 598 c
26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. –М., 2000- 592 c
27. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. –М., 1973- 424 c
28. Пиаже Жан. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. — М., 1969. (Интеллект и восприятие: 109—142.)
29. Смирнов С.Д. Психология образа. Проблема активности психического отражения. — М., 1985. (Познание как высшая форма отражения. Активность познавательной деятельности: 43—53, 56-127.)
30. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. — Вып. I, II. — М., 1966. (Ощущения. Психофизика: 241—313.)
31. Хрестоматия по ощущению и восприятию. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.Б.Михалевской. – М., 1975.