ВВЕДЕНИЕ. 3
1 Теоретическое исследование понятия «образ» в литературе. 5
1.1 Анализ многогранности понятия художественного образа. 5
1.2 Средства создания художественного образа. 7
1.3 Типология художественных образов в литературных произведениях. 11
2 Литературоведческий анализ произведения Д. Лоджа «Хорошая работа». 14
2.1 Дэвид Лодж и его «университетская трилогия». 14
2.2 Параллелизм как средство построения системы образов персонажей романа 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 28
ВВЕДЕНИЕ
Образная система сложным элементом художественного произведения. Зачастую она представляет некоторые трудности для понимания читателем. Несмотря на это, ее анализ и рассмотрение имеют большую ценность для лингвистов и литературоведов.
Исследовательская работа посвящена изучению особенностей образной системы и способов ее языкового воплощения романа Дэвида Лоджа «Хорошая работа». Это и является предметом исследования.
Творчество Лоджа привлекает большое количество не только исследователей, но и читателей, и зрителей. В произведениях писателя очень ярко продемонстрированы недостатки образовательной системы, религии, а также происходит противопоставление одних явлений и персонажей другим.
В данной работе дается анализ образов персонажей романа Дэвида Лоджа «Хорошая работа». Объектом исследования названа образная система романа Дэвида Лоджа «Хорошая работа». Предметом исследования являются способы и средства, помощью которых автор демонстрирует образы своих персонажей в романе.
Цель исследования – комплексное и системное описание, анализ, научно-теоретическое осмысление и описание образов главных героев в романе «Хорошая работа».
На основе выявленной цели были поставлены следующие задачи исследования:
• определить сущность понятия «система образов»;
• проанализировать образы в романе, стилистические приемы, используемые автором для создания тех или иных образов;
• проследить влияние концепции бинарности романа на образы главных героев.
Практическое значение данной работы определяется тем, что
1 Теоретическое исследование понятия «образ» в литературе
1.1 Анализ многогранности понятия художественного образа
Понятие «образ» имеет очень широкий спектр значений. В первую очередь образ – это субъективная форма отражения объективной действительности в сознании человека. Для человеческого сознания характерно присутствие образов-впечатлений, представлений, воображения, памяти, умозаключений и многих других. Также понятию «образ» можно дать более узкое определение — образ как это конкретный облик целостного предмета, явления, человека.
Посредством человеческого мышления может быть создана особая форма мысли – художественный образ. Основное значение, функция и содержание образа искусства заключаются в том, что образ изображает в конкретном лике действительность, ее предметный, вещественный мир, человека и его среду, изображает события общественной и личной жизни людей, их взаимоотношения, их внешние и духовно-психологические особенности [1, c.82].
На протяжении длительного времени ведутся активные дискуссии относительно характера происхождения художественного образа: является ли он собранием впечатлений действительности или опосредован в процессе возникновения этапом абстрактного мышления.
В любой сфере искусства, не только в литературе, существует система образов. Ее формирование происходит на нескольких уровнях сознания, а именно чувств. Интуиции, воображения, логики, фантазии, мысли. Художественная изобразительность не копирует действительность, она демонстрирует вторичность своей природы как результат участия мышления в ходе создания альтернативной художественной реальности.
Для образной сферы искусства характерна такая черта, как спонтанное
2 Литературоведческий анализ произведения Д. Лоджа «Хорошая работа»
2.1 Дэвид Лодж и его «университетская трилогия»
Дэвид Лодж — известный британский литературовед, писатель, драматург и сценарист. Его перу принадлежат романы «Киношники» (The Picturegoers, 1960), «Рыжий, ты свихнулся» (Ginger, You're Barmy, 1962), «Крушение Британского музея» (The British Museum Is Falling Down, 1965), «Из укрытия» (Out of the Shelter, 1970), «Академический обмен» (Changing Places, 1975), «Хорошая работа» (Nice Work, 1988) и многие другие. Он также принимал участие в экранизации собственного романа «Хорошая работа» и произведения Ч. Диккенса «Жизнь и приключения Мартина Чезлвита». Творчество Д. Лоджа, одного из членов Королевского общества литературы, отмечено многочисленными премиями, а романы «Мир тесен» и «Хорошая работа» вошли в число номинантов на премию Букера. В своих романах Лодж часто высмеивает академические круги, в частности гуманитариев. Дэвида Лоджа воспитывали как католика (позже он назовёт себя католиком-агностиком), многие его герои тоже католики, и их вера — одна из тем его романов.
Перед уходом в отставку, писатель преподавал английскую литературу в Университете Бирмингема в течение 27 лет. По той причине, что он знал университетскую жизнь очень хорошо с внутренней стороны, все его литературные произведения являются основанными на личном опыте. Автор считает, что он умеет писать о научных кругах и реальном мире по одной причине. Он объясняет это следующим образом: “I have always regarded myself as having a foot in both camps – the world of academic scholarship and higher education, and the world of literary culture at large, in which books are written, published, discussed and consumed for profit and pleasure in all senses of those words” [9, c.7].
Первая часть трилогии, «Академический обмен» [10] , была написана
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Роман «Хорошая работа» занял значимое место в творчестве писателя Д. Лоджа. Вся трилогия олицетворяет результат его творческого развития, в которой сконцентрировались результаты его литературных поисков.
В процессе исследования была изучена библиография по теме исследования, что позволило рассмотреть понятие «образ в художественном произведении», определить роль образа как такового и образа персонажей, их структуру и средства создания.
В ходе исследования был осуществлен анализ романа Дэвида Лоджа «Хорошая работа». Был также общий стиль трилогии, что имеет существенно значение для понимания основных идей автора в исследуемом романе, и, как следствие, для анализа образной системы главных героев произведения. Роман может быть отнесен к стилю постмодернизма, в нем присутствует множество элементов дуальности и параллелизма, с помощью которых автор хочет раскрыть глаза читателя на проблемы, существующие в сфере образования и промышленности. Это доказывается теми параллелями, в том числе и между персонажами, которые проводит автор. Именно с помощью постоянного сравнения, противопоставления автор с точностью до деталей обрисовывает образы персонажей, помогает читателю понять их идеи, стремления, ценности. Понимание этих качеств и аспектов внутри одного образа того или иного персонажа помогает читателю в полной мере понять идеи автора. Также следует отметить, что на протяжении всего романа можно отметить нотки комичности, иронии. Они употребляются автором не только при описании каких-либо ситуаций, но также и при описании внешнего вида и поступков героев. Таким образом, автор как бы смещает часть ответственности за те идеи, которые он пытается донести читателю, с себя, и переложить ее непосредственно на самого реципиента, объясняя это его субъективным восприятием.
Сочетание постоянного параллелизма, неизменно сопровождающего
1. Рыженина, И.А. Феномен образного мышления в пространстве личностной структуры общества / И.А. Рыженина // Вопросы духовной культуры: философские науки. — М., 2005. — 120 с.
2. Скиба, В.А. Чернец Л.В. Художественный образ / В.А. Скиба, Л.ВЧернец // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. — М., 2000. — 556 с.
3. Поспелов, Г.Н. Введение в литературоведение / Г.Н. Поспелов. — М., 1988. — 3-е изд. — С. 38-44.
4. Кутузов, А.В. Культурология: учеб. пособие / А.В. Кутузов. — М.; СПб.: ГОУ ВПО РПА Минюста России, 2008. — 56 с.
5. Чернышевский, Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности / Н.Г. Чернышевский // Эстетика. — М., 1958. — 312 с.
6. Кожина, М.Н. Стилистика русского языка / М.Н. Кожина, Л.Р. Дускаева, В.А. Салимовский. — М., 2008. — 464 с.
7. Николаев, А.И. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей / А.И.Николаев. — Иваново: Листос, 2011. — 255 с.
8. Левитан, Л.С. Сюжет в художественной системе литературного произведения / Л.С. Левитан, Л.М. Цилевич. — Рига: Зинатне, 1990. — 512 с.
9. Lodge, D. After Bakhtin: Essays on Fiction and Criticism / D. Lodge. — London: Routledge, 1990. — 312 p.
10. Lodge, D. Changing Places: A Tale of Two Campuses / D. Lodge. — Harmondsworth: Penguin Books, 1978. — 251 p.
11. Lodge, D. Small World: An Academic Romance / D. Lodge. — London: Secker & Warburg, 1984. — 352 p.
12. Lodge, D. Nice Work / D. Lodge. — Harmondsworth: Penguin Books, 1989. — 277 p.
13. Сидорова, О.Г. Комическое в романе Дэвида Лоджа «Хорошая работа» / О.Г. Сидорова // Традиции и новаторство в зарубежной литературе. — 1998. — 62 с.
14. Lambertsson, E. Campus Clowns and the Canon. David Lodge’s Campus Fiction / E. Lambertsson. — Stockholm: Almquist & Wiksell Int., 1993. — 212 p.
15. Ammann, D. David Lodge and the Art-and-Reality Novel / D. Ammann. — Heidelberg: Carl Winter Universitätsverlag, 1991. — 187 p.
16. Mulhay, M. On Humor: Its Nature and Its Place in Modern Society / M. Mulhay. — Cambridge: Polity, 1988. — 243 p.