ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА
1.1 Проблематика изучения значения слова
1.2 Изучение семантической структуры слова как метод изучения лексики
1.3 Современные методы изучения значения слова
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА КОМПОНЕНТНОГО АНАЛИЗА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА
2.1 Основные концепции метода компонентного анализа
2.2 Компонентный анализ лексико-семантического поля Weather
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития школьного образования одной из наиболее актуальных проблем, требующих новых путей решения, является необходимость качественного улучшения знания английского языка при малом количестве часов учебной нагрузки, отведенной на изучение данного предмета школьной программой. Успешное овладение иностранным языком сегодня — это необходимая предпосылка для получения интересной работы в стране и за рубежом, укрепления дружбы с представителями различных стран, для продолжения обучения в международных высших учебных заведениях и профессионального роста в избранной области специализации.
Однако, к сожалению, большинство школьных программ, за исключением таковых для специализированных лингвистических школ, предусматривают 1−2 урока английского языка в неделю. Этого далеко не достаточно для обеспечения должного уровня знания языка при использовании традиционных методов и форм работы на уроке. Основная сложность при изучении языка заключается в понимании и изучении значения слов. Поэтому важно применять современные методы изучения семантики слов, чем и определяется актуальность исследовательской работы.
В исследованиях Л.С. Выготского, А.Р. Лурии проиллюстрировано, что слово может не только служить номинацией для предмета, действия, качества или отношения. Оно также способно вызывать в сознании множество ассоциаций. При этом слово включает в себя систему самых разнообразных связей. Они могут быть ситуационными, понятийными, звуковыми и другими.
Ряд ассоциаций, который возникает в сознании человека при упоминании того или иного слова, называется семантическим полем. Именно с его помощью человек обладает способностью быстрого отбора тех или иных слов в процессе общения. Также человек, в случае, если он забыл какое-либо слово, ищет его в семантическом поле.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА
1.1 Проблематика изучения значения слова
Любой язык имеет сложную структуру, и поэтому лингвистика для его всестороннего изучения зачастую прибегает к помощи других наук. Многие языковые явления определены сугубо в пределах этих наук. Такое взаимовлияние наук существует уже множество столетий, меняется только характер их отношений. Например, если говорить о древних временах, то ведущая роль в таких отношениях принадлежала логике. После этого языкознание пережило ряд трансформаций, ставших следствием воздействия психологии, физиологии, социологии, эстетики и других наук.
На сегодняшний день ситуация такова, что языкознание опять может изменять свои концепции и положения во взаимодействии с другими науками [20, c.34]. Одни лингвисты, опираясь на открытие в языке чрезвычайно важного семиотического аспекта, готовы свести «естественный» язык лишь к частному и очень несовершенному случаю семиотической системы (закрыв глаза на наличие у языка других, не менее существенных аспектов). Другие под лозунгом необходимости придания науке о языке более научного, объективного характера стремятся подчинить лингвистику целиком математике — как будто использование математических методов преимущественно в прикладных областях языкознания должно обязательно иметь своим следствием полное растворение последнего в математике и даже изменение характера самой этой науки — превращение ее из общественной в точную [9, c.57].
Все эти изменения, происходящие внутри науки, определены ее стремлением к самоопределению, они аргументируются задачами такого самоопределения. Эта потребность в изменениях стала очевидна после публикации «Курса общей лингвистики» Ф. де Соссюра [21].
Определение явлений языка в собственно лингвистических терминах
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА КОМПОНЕНТНОГО АНАЛИЗА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА
2.1 Основные концепции метода компонентного анализа
Метод компонентного анализа был развит Н.С. Трубецким применительно к фонемам. Позднее он был признан эффективным и универсальным, и поэтому распространился также на исследование грамматических и лексических значений.
Признаки для описания выделяются на основании сопоставления однородных единиц языка. Такие языковые единицы, как слова, могут исследоваться с помощью компонентного анализа в отдельности и лексическими группами. Описание лексических групп строится путем выделения в содержании входящих в них единиц компонентов, с помощью которых одни слова в группе различаются между собой, другие отождествляются.
Семантическая структура слова строится на базисе тех его значений, которые представлены в словаре. Внутри каждого из значений при этом выделяются присущие ему семантические признаки, которые отличают это значение от других.
Описание значений слов, которые составляют определенную группу лексики, обыкновенно представляется в табличном виде. В таблице по вертикали располагаются анализируемые слова, а по горизонтали — названия семантических признаков, используемых для компонентного анализа. На пересечении слов и названий признаков ставятся знаки + (если признак присущ значению слова) или — (если признак в значении слова отсутствует).
Рассмотрим на примере существительные, входящих в группу “Feelings”. Эта группа может быть проанализирована по следующим признакам:
· первичность/вторичность;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При незнании лексических единиц, непонимании их значения невозможно построить связную иноязычную речь. Поэтому лексика — это фундамент, на котором строится весь процесс изучения иностранного языка. Поэтому в исследовании был рассмотрен очень важный вопрос, а именно изучение значения слова.
В ходе исследования была изучена теоретическая база по теме. Результатом стало определение основных проблем, которые существуют при изучении значения слова. Также было определено, что основным фактором, определяющим проблемный характер изучения значения слова, является то, что существует множество подходов к этому процессу: как сугубо языковых, так и включающих в себя интеграцию с другими науками. Также в ходе изучения теоретической базы было выявлено, что значение слова является уровневым, и включает в себя как физический, так и уровень социальной оценки.
Также было рассмотрено значение изучения семантики слова в качестве метода изучения лексики. В этом разделе была охарактеризована общая семантическая структура слова, то есть была определена одновременно идеальная и сложная структура семантики каждого отдельного слова. Было выявлено, что в семантическом значении слова заключается не только его наименование, но также и определяются его функции. Изучение семантики слова не является исключительной прерогативой лингвистических исследований – они неизменно сопряжены с включением таких наук, как психология речи и психолингвистика. Также было отмечено, что процесс изучения семантики слова представляет собой процесс сложный и пролонгированный во временном континууме.
В процессе изучения теоретической базы по теме исследования были выделены такие методы, как дистрибутивный, статистический, психолингвистический и метод компонентного анализа. Каждый из вышеперечисленных методов имеет свои плюсы и минусы.
1. Апресян, Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка / Ю.Д. Апресян. — М. : Наука, 1974. — 214 с.
2. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. — 2-е изд., стер. — М. : Едиториал УРСС, 2004. — 571 с.
3. Болдова, Т.А. Многообразие дидактических методов обучения иностранным языкам / Т.А. Болдова // Совершенствование преподавания языков в школе и вузе. — 2000. - Вып.5. - С.52-61.
4. Ван Дейк, Т.А. Язык. Познание. Коммуникация / Т.А. Ван Дейк. — М. : Прогресс, 1989. — 312 с.
5. Васильев, Л.М. Современная лингвистическая семантика: учеб. пособие для ВУЗов / Л.М. Васильев. — М. : Высшая школа, 1990. — 176 с.
6. Глисон, Г. Введение в дескриптивную лингвистику / Г. Глисон. —М. : Просвещение, 1959. — 212 с.
7. Григорьева, Т.З. Новый когнитивно-интеллектуальный подход к компьютерной лингводидактике / Т.З. Григорьева // Новые направления в методике преподавания иностранных языков в школе и вузе. — СПб. : Образование, 1992. — С.66-71.
8. Ельмслев, Л. Пролегомены к теории языка / Л. Ельмслев. — М. : КомКнига, 2006. — 248 с.
9. Звегинцев, В.А. Семасиология / В.А. Звегинцев. — М. : изд-во Московск. ун-та, 1957. — 321 с.
10. Клименко, А.П. Основы теории речевой деятельности / А.П. Клименко, А.Е. Супрун // Исследования лексики и семантики. — М. : Наука, 1974. — 402 с.
11. Конышева, А.В. Игра в обучении иностранному языку: теория и практика / А.В. Конышева. — Минск, ТетраСистемс, 2008. — 288 с.
12. Оsgood, C. The measurement of meaning / C. Osgood, G. Suci, P. Tannenbaum. — Illinois : University of Illinois Press, 1957. — 256 p.
13. Основы компонентного анализа / под ред. Э.М. Медниковой. — М. : изд-во МГУ, 1969. — С. 65–77.
14. Потебня, А.А. Из записок по грамматике: об изменении значения и заменах существительного / под ред. В.И. Борковского. — М. : Просвещение, 1968. — 552 с.
15. Соссюр, Ф. де. Труды по языкознанию / Ф. де Соссюр. — М. : Прогресс, 1977. — 695 с.
16. Ульман, С. Семантические универсалии / С. Ульман. — Спб., 1970. — 280 с.
17. Уфимцева, А.А. Аспекты семантических исследований / А.А. Уфимцева // Семантика слова. — М. : Просвещение, 1980. — С.212–224.
18. Шайкевич, А.Я. Дистрибутивно-статистический анализ в семантике / А.Я. Шайкевич // Принципы и методы семантических исследований. — М., 1976. – С. 353–377.
19. Firth, J.R. The Semantics of Linguistic Science / J.R. Firth. — PL, 1948. — P. 139–147.
20. Fries, C. Meaning and linguistic analysis / C. Fries // Language. — 1954. — №1. — P.57–68.
21. Gallant, S. Context vector representations for document retrieval / S. Gallant // Proceedings of AAAI Workshop on Natural Language Text Retrieval: конференция. — 1991.
22. Harris, Z. Methods in structural linguistics / Z. Harris. — Chicago, 1951. — 301 p.
23. Longman Dictionary of American English. – New York : Longman, 2000. — 1024 р.