«Анализ методик совершенствования техник ведения мяча на учебно-тренировочных занятиях по баскетболу разных возрастных группах»
Работа содержит: 33 страницы, 26 использованных источника литературы.
Ключевые слова: баскетбол, методика обучения игре в баскетбол, техника ведения мяча.
Цель курсовой работы – провести анализ методик совершенствования техник ведения мяча на учебно-тренировочных занятиях по баскетболу разных возрастных группах.
Объектом исследования выступает педагогический процесс по физической культуре.
Предметом исследования настоящей работы является методика совершенствования техники ведения мяча на учебно-тренировочных занятиях по баскетболу разных возрастных группах.
В работе были использованы следующие методы: метод изучения литературных данных.
Введение
Баскетбол, как средство физического воспитания включен в программу физической культуры. Данная игра помогает сформировать широких спектр двигательных актов, развивать физические качества, такие как быстрота, выносливость, координация движений. Кроме того, воспитательное значение применения игры в баскетбол на уроках физического воспитания состоит в формировании настойчивости, смелости, чувства коллективизма, решительности, честности и уверенности в себе.
Обучение базируется на принципах сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, постепенности, систематичности и последовательности. Применение данных принципов отражается в подборе средств и методов физического воспитания, которые учитель активно использует для организации учебного процесса.
Техническая подготовка спортсмена баскетболиста является основой, которая строится на общефизической подготовке и предшествует обучению тактическим прием игры. Можно сказать, что то начало специализации и связующее звено всей подготовки спортсмена. Поэтому так важно детализировать классификацию техники игры для того, чтобы построить методику ее поэтапному обучению.
Техника игры в баскетбол представляет совокупность двигательных актов, игровых приемов, которые позволяют наиболее успешно решать конкретные соревновательные задачи с применением оптимальных и энергоэффективных методов, построенных на правильном технической их выполнении.
Классификация игровой техники баскетбола разделяет технические приемы в зависимости от их назначения и основных способов реализации, разделяя по особенностям выполнения и в иерархии от простого к сложному прием. На основании выделенной классификации игровых приемов можно выделить методику обучения техническим приемам игры в баскетбол, которые будут подчинены принципу последовательности и доступности обучения, и строится на отработке навыков предыдущих двигательных актов с неуклонным совершенствованием мастерства их применения на игровой площадке.
Включение занятий баскетболом в учебную программу предмета физической культуры несет в себе не только цель обучения игре в баскетбол, но и всестороннее развитие детского организма, согласно возрастным особенностям. Поэтому, при разработке занятия необходимо обратить внимание на общую теорию и методику физической культуры в трудах В.Л. Волкова,В.И. Лях, Л.П. Матвеева, но и разработки С.С. Ермакова,В.П. Бизина, И. Г. Максименко по применению новых методов наглядного и практического обучения, применение проектного метода на стадии организации вводных уроков, методов стимуляции и повышения интересов учащихся к занятиям физической культурой и спортом и здоровому образу жизни в целом.
Цель исследования: провести анализ методик совершенствования техник ведения мяча на учебно-тренировочных занятиях по баскетболу разных возрастных группах.
Задачи:
- изучить теоретические основы обучения техники игры в баскетбол на уроках физической культуры и здоровья с учащимися 8 классов;
- проанализировать методику обучения игре в баскетбол на уроках физической культуры и здоровья в средней школе;
- выяснить особенности методики ведения мяча без зрительного контроля на уроке по баскетболу с учащимися 8 классов.
Объект исследования: педагогический процесс по физической культуре.
Предметом исследования настоящей работы является методика совершенствования техники ведения мяча на учебно-тренировочных занятиях по баскетболу разных возрастных группах.
В исследовании были использованы: метод изучения литературных данных.
Структура работы: введение, 2 раздела, заключение, список использованных источников, приложения.
Глава1 Место баскетбола в структуре физического воспитания школьников
1.1 Развитие физических качеств школьников по средствам игры в баскетбол
В программе физического воспитания школьников предусмотрено комплексное развитие физических качества средствами различных видов спорта, которые представлены разделами учебной программы. При этом виды спорта подобраны так, чтобы обеспечить максимально разностороннее и равновеликое воздействие на организм занимающегося.
Баскетбол, как подвижная атлетическая игра является эффективным средством для развития всех физических качеств, обучения двигательным актам полезным для спортивной деятельности и повседневной жизни.
Техника учащегося при занятиях баскетболом складывается из элементов игры в нападении и в защите, элементами техники являются различные передвижения, прыжки, удары по мячу, вбрасывания мяча [2, с.89].
При беге ученик должен постоянно готов к быстрому изменению скорости и направления, неожиданности смене частоты и длины шагов, ускорениям. Особые требования к бегу предъявляются при ведении мяча, когда кроме быстрого продвижения требуется надежно контролировать мяч.
Занятия баскетболом развивают у учащегося такое качество как быстрота.
Быстрота - это способность человека в определенных специфических условиях мгновенно реагировать с высокой скоростью движений на тот или иной раздражитель, выполняемых при условии значительного внешнего сопротивления, сложных координации работы мышц в минимальный для данных условий отрезок времени и не требующих больших энергозатрат [7, с.42].
Физиологический механизм проявления быстроты представляется как многофункциональное свойство, зависящее от состояния нервной системы и ее двигательной сферы периферического нервно-мышечного аппарата.
Показатель, характеризующий быстроту (быстродействие) как качество, определяется временем одиночного движения, временем двигательной реакции (реагирование на сигнал) и частотой одинаковых движений в единицу времени называется темпом.
Глава 2 Анализ методик обучения техникам ведения мяча
2.1 Техника ведения мяча с высоким отскоком
Ведение мяча - один из основных технических элементов баскетбола, второй, после передачи, способ перемещения мяча по площадке. Правильное, технически грамотное ведение мяча - фундамент для стабильного контроля за ним, основа индивидуального обыгрывания соперника.
В зависимости от цели применения можно классифицировать ведение по высоте отскока мяча. Ведение с высоким отскоком мяча применяется в тех случаях, когда важна скорость и защита позволяет выполнить его:
- при проходе к корзине,
- при быстром прорыве,
- при продвижении мяча в передовую зону без сопротивления противника.
Технически прием высокого ведения, когда мяча выполняется в положении, когда тело игрока почти выпрямлено, ноги слегка согнуты в коленях для лучшего равновесия, и скорость передвижения ограничивается только его способностью контролировать мяч. Для искусного дриблера это ограничение должно быть очень близким к его высшей скорости бега.
Рука, ведущая мяч, почти полностью выпрямлена. Мяч толкается вперед со стороны руки, осуществляющей ведение. Высота отскока колеблется от уровня пояса до плеч, в зависимости от индивидуальных особенностей игрока, но должна быть такой, чтобы позволить максимальную скорость бега. Мяч постоянно посылается в пол движением, напоминающим работу насоса.
Также, ведение с высоким отскоком мяча (высокое ведение) применяется при отсутствии плотной опеки со стороны защитника чаще всего в ситуации, требующей быстрого передвижения с мячом в избранном направлении. Мяч при этом варианте ведения после каждого выталкивания поднимается до уровня пояса. Это скоростной вид дриблинга. Незаменимо высокое ведение и в случае необходимости замедления игры, т.е. для затяжки времени при удержании счета. Характерной его особенностью является отсутствие движений на укрывание мяча от соперника.
Заключение
Система занятий физической культурой и спортом в школе опирается на исследования анатомо-физиологических особенностей, а также возрастной психологии школьников. Программа строится в соответствии с физическими возможностями, основного вида деятельности, особенностей гендерного подхода и развития в среднем школьном возрасте.
Баскетбол является наиболее популярным видом спорта, что положительно влияет на интерес к занятию и мотивацию деятельности учащегося. Баскетбол развивает все физические качества организма, такие как ловкость, выносливость, силу, координацию движения, гибкость (в основном относится к суставам). Силовая подготовка на занятиях по баскетболу имеет универсальную направленность: на общеподготовительном и специализированном этапе. Силовая подготовка важна для реализации, как ловкости, так выносливости и координации. Скорость также важна при подготовке баскетболистов, поскольку не только скорость выполнения игровых действий обеспечивают преимущество, но и скорость реакции на изменение игровой обстановки, скорость принятия решения и взаимодействия в команде. Гибкость необходима также для активизации восстановительных процессов. Выносливость во всех проявлениях также важна при подготовке баскетболистов. При решении игровых задач необходима, как скоростная, так и силовая выносливость. Ловкость, являясь интегральным показателем проявления координационных, силовых, скоростных способностей. Можно подвести итог, что занятия баскетболом являются эффективных средством физической культуры для педагогического воздействия на организм обучающегося с целью сбалансированного развития всех физических качеств. Учитывая командный и соревновательный характер игры, баскетбол также воспитывает эмоционально-волевую сферу учащихся, учит основам взаимодействия в команде, командной работе на единый результат.
На протяжении обучения средних и старших школьников средствами игровых приемов игры в баскетбол необходимо учитывать возрастные периоды, которые проходят учащиеся и их особенности. Однозначно, что также отражено в программе, баскетбол, как вид спорта не применим в программе обучения младших школьников из-за недостаточной физической и физиологической подготовки организма. Допустимы только схожие с баскетболом игровые приемы. У средних школьников при определении нагрузки необходимо планировать занятия, основываясь на общефизической подготовке, и именно с нее необходимо начинать обучение, постепенно дозированно вводя элементы специальной подготовки и обучения приемам техники. На основании перечисленных особенностей организма школьника 14-15 лет можно рекомендовать занятия по баскетболу в средней школе разрабатывать с учетом возрастных особенностей и, связанных с ними, рекомендациями. Несмотря на функционирование всех систем организма близко к нормам для взрослого необходимо дозировать нагрузку, как силовую, так и кардионагрузку на сердечно-сосудистую систему, к которой занятия баскетболом выдвигают повышенные требования. Необходимо также учитывать нестабильный эмоциональный фон и особенности психики в раннем подростковом возрасте.
Обучение баскетболу базируется на принципах сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, постепенности, систематичности и последовательности. Применение данных принципов отражается в подборе средств и методов физического воспитания, которые учитель активно использует для организации учебного процесса. Методы можно классифицировать на словесные, наглядные и практические. Словесные методы отличаются от общепедагогических наличием команд, разбором игр. Это специфические методы для физической культуры и для баскетбола в частности. Наглядные методы также представлены демонстрацией, показом, визуализацией, однако специфическим является метод ориентирования, который выражается в разметке игровой площадки и других особенностях правил игры. Практические методы – это в первую очередь упражнений. В зависимости от целей применяются методы целостного и расчлененного обучения двигательному акту, сопряженные и подводящие упражнения для более глубокого детального изучения техники, игровые и соревновательные методы, как вершина игрового мастерства и эмоционального подъема от процесса игры. Применения всех средств и методов подчинено целям и задачам занятия, которые планируются на микро и макро циклах. Чем выше мастерство преподавателя, тем шире палитра применяемых им методов, а также выше эффективность их применения для решения педагогических задач обучения баскетболу на уроках физической культуры.