Глава 2. Творчество Лу Синя: взгляды критиков
2.1. Изучение творчества Лу Синя в советском и российском востоковедении
2.2. Изучение творчества Лу Синя в Китае
Глава 3. Основные проблемы и темы произведений Лу Синя
3.1. Тип повествования в прозе Лу Синя
3.2. Тема медицины в творчестве Лу Синя
3.3. Образ сумасшествия в произведении «Дневник Сумасшедшего»
ГЛАВА 2 Творчество Лу Синя: взгляды критиков
Лу Синя называют автором, который стоит у истоков формирования современной китайской литературы. Исследования творчества Лу Синя достаточно сложны, в основном посвящены литературоведческому анализу его произведений.
2.1 Изучение творчества Лу Синя в советском и российском востоковедении
Русские ученые начали изучать творчество Лу Синя в 50-е годы прошлого века.
Исследование публицистического и художественного творчества Лу Синя в России советского периода проводилось на высоком уровне. Произведения Лу Синя издавались в Советском Союзе многократно, начиная с 1923 года. Лу Синь привлек серьезное внимание советских исследователей и литераторов после того, как он стал руководителем Лиги китайских левых писателей в 1931 году.
В 1936 году после смерти Jly Синя, в кругах советских исследователей появился повышенный интерес к творчеству и жизни этого выдающегося китайского публициста. Только с сентября по декабрь 1936 года в таких советских периодических изданиях, как «Правда», «Труд», «Интернациональная литература», «Литературная газета», «Звезда» было опубликовано более 10 статей. После этого исследование жизни и творчества Лу Синя стало предметом изучения литературоведения и журналистики, появилось большое количество публикаций, отдельных монографий и статей о Лу Сине. Даже в годы разрыва советско-китайских отношений, в условиях отсутствия необходимых исторических первоисточников и научных обменов с 1961 по 1981 гг. в Советском Союзе все же было опубликовано более 40 отдельных научных статей о жизни и творчестве Лу Синя в разных изданиях («Проблема Дальнего Востока», «Иностранная литература» и др.). В 1954—1955 гг. в связи с выходом в свет 4-томного собрания сочинений Лу Синя на русском языке издавались также научные исследования в виде монографий и сборников статей.
2.2 Изучение творчества Лу Синя в Китае
На сегодняшний день в Китае лусиневедение является одним из важных направлений литературоведческого и журналистского исследования, хорошо разработаны в количественном и качественном отношениях исследования в нескольких аспектах: жизнь и творчество Лу Синя, идейная основа творчества, литературоведческий анализ его произведений, исследование его творчества, аспекта сравнительного культуроведения, эстетическое изучение произведений и т.д.
В Китае за 20 лет после окончания периода «крайнего левого веяния» было издано свыше 60 монографий исследователей лусиневедения, было опубликовано более 1000 отдельных научных статей, и с 1977 и 1980 гг. начали выходить 2 специальных научных журнала, несколько ежегодных научных бюллетеней направления лусиневедения, также издавалось несколько видов библиографических указателей по материалам исследования лусиневедения.
ГЛАВА 3 Основные проблемы и темы произведений Лу Синя
Молодой Лу Синь вступил в литературу, имея четкую цель просвещение народа и преобразование общественной жизни. На литературное произведение он смотрел, в первую очередь, как на инструмент идейного воздействия. Ему требовалось, чтобы этот инструмент был удобен, чтобы как можно свободнее выразить свои мысли, свою идеологическую позицию. Судьба писателя принадлежит к сравнительно небольшой категории писателей-реформаторов, и сейчас его именем обозначают вехи пути становления национальной литературы, поворотные моменты в ее историческом развитии. Один из главных моментов творчества Лу Синя заключается в стремлении обновить старую литературную систему. Лу Синь сознавал свое отличие от своих литературных предшественников и решительно вел поиск новых путей в литературе.
3.1 Тип повествования в прозе Лу Синя
Первыми литературными произведениями автора были короткие рассказы. Они были написаны на древнем китайском языке вэньяне, языке, который понятен только узкому кругу людей.
Рассказы Лу Синя очень просты по содержанию - их тоже можно считать «бессюжетными». Когда они стали выходить в свет, то оказались столь непривычными для публики, что некоторые критики даже отказывались признать большинство из них рассказами. Композиция рассказа Лу Синя выглядит очень простой. В большинстве рассказов существует лишь одна сюжетная линия. События преподносятся, как правило, через восприятие одного человека, а второстепенные персонажи вводятся в рассказ лишь в тесной связи с судьбой главного героя.
Анализируя такие рассказы, как «Подлинная история А-кью», «Моление о счастье», «В кабачке», «Одинокий» и другие, можно заметить, что нигде конфликт между главными персонажами и оппонентами не составляет сюжетную основу, которая проходит от начала до конца рассказа.
3.2 Тема медицины в творчестве Лу Синя
Анализируя творчество писателя и начало его жизненного пути, также важно сказать об интересе к медицине.
Почти все образы врачей в творчестве Лу Синя не положительные, они обманывают людей только для своей выгоды. Писатель показывает отрицательное отношение людей к китайской медицине, поскольку в восточной традиции любовь к родственникам зачастую мешает правильно делать выбор, поступать рационально, и такое осмысление находит своё отражение в произведениях.
Однако во время года обучения в Японии одно событие изменило его взгляды. В то время было русско-японская война, на лекциях время от времени демонстрировались кинофильмы о войне. Однажды он увидел китайцев, один из них был связан, а остальные стояли вокруг него. Хотя эти китайцы были крепкими с виду, но на их лицах застыли оцепеневшие выражения: они смотрели на отрубленную голову, выставленную на позор японскими солдатами.
3.3 Образ сумасшествия в произведении «Дневник Сумасшедшего»
Анализируя тему медицины в творчестве Лу Синя, нельзя не упомянуть важную повесть «Дневник сумасшедшего». Это произведение считается значимым в творчестве писателя. Повесть обладают глубоким смыслом: в них показана попытка протеста против несправедливого, несовершенного, жестокого общества. Образ главного героя – сумасшедший.
В повести «Дневник сумасшедшего» Лу Синя рассказывается о людях, которые страдают манией преследования. Кажется, что нет логики в словах сумасшедшего, но из них мы можем понять, что по-настоящему вредно людям и почему появились различные пороки общества. В произведении Лу Синя герой находится дома, а не содержится в психиатрической клинике. Он боится, что окружающие люди убьют его. То, о чём он мыслит и говорит, кажется довольно странным. Весь дневник полон абракадабры, чепухи.
Например, герой пишет: «Я понимаю их приёмы, убить прямо они не желают, да и не смеют, опасаясь злого наваждения. Поэтому все они связались друг с другом и понаставили всюду силки и сети, чтобы я сам попался в них» [3, с.67].
Как и в русской классической традиции, при глубоком взгляде на слова литературных сумасшедших можно понять, что на самом деле в их хаосе скрыта истина, которую так называемые здоровые люди не могут познать.
1. Линь Фэй. Лу Синь и китайская культура. Пекин. 1990. С. 87.
2. Линь Чжихао. Лу Синь. Пекин, 1996; Хуан Хоусин. Лу Синь — символ духа нации. Цинань. 1996 (на кит. яз.).
3. Лу Синь, Дневник Сумасшедшего, 1954, 1 т. Пекин
4. Мао Цзэдун. О новой демократии // Избранные произведения. Т. 3. М., 1953. С. 256.
5. Петров В.В. Лу Синь. Очерк жизни и творчества. М., 1960. С. 3.
6. Позднеева Л.Д. Лу Синь. Жизнь и творчество. М., 1959. С. 437.
7. Семанов В.И. Эволюция китайского романа. Конец XVIII—начало XX в. М., 1970. С. 305.
8. Янь Циншэн. Художественная характеристика лусиньевской публицистики. Сиань, 1983 (на кит. яз.).
9. Сюй Гуанпин. Полное собрание сочинений. Цзянсу, 1999. С. 373 (на кит. яз.).
10. Фэн Сюэфэн. Литературный творческий путь Лу Синя (1881—1936). Чанша. 1980. С. 266 (на кит. яз.).