Введение
Глава 1. Теоретические аспекты использования деловой игры в обучении иноязычной речи в средней школе
1.1. Основы игровых методов в образовательном процессе в средней школе на старшем этапе
1.2. Деловая игра как форма обучения учащихся деловым компетенциям в процессе учебной коммуникации
Глава 2. Организация и анализ использования деловой игры в обучении иноязычной речи на старшем этапе средней школы
Заключение
Список использованных источников
Введение
Последние годы свидетельствуют о значительном повышении интереса к английскому языку. Он признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности. Самой главной задачей учителя является повышение мотивации к изучению английского языка. Кроме того, среди сложных задач общеобразовательной школы значится проблема совершенствования обучающей и воспитательной деятельности на уроках иностранного языка.
В наши дни учителя пересматривают арсенал воздействия на умы, волю, эмоции учащихся с целью их введения в богатый мир культуры и традиций страны изучаемого языка. Пересматриваются пути и способы формирования всех видов речевой деятельности: чтения, говорения, аудирования, письма. Активизации учебного процесса, стимуляции познавательной деятельности способствует внедрение в процесс обучения, наряду с традиционными занятиями, игры и игровых моментов.
Актуальность темы. Проблема современной методики преподавания иностранных языков заключается в организации обучения учащихся разных возрастов с помощью игр. Актуальность данной проблемы вызвана целым рядом факторов. Во-первых, интенсификация учебного процесса ставит задачу поиска средств поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу и активизации их деятельности на протяжении всего занятия. Эффективным средством решения этой задачи являются учебные игры. Во-вторых, одной из наиболее важных проблем преподавания иностранного языка является обучение устной речи, создающей условия для раскрытия коммуникативной функции языка и позволяющей приблизить процесс обучения к условиям реального обучения, что повышает мотивацию к изучению иностранного языка. Вовлечение учащихся в устную коммуникацию может быть успешно осуществлено в процессе игровой деятельности.
В условиях реализации задач реформы общеобразовательной школы учителя и методисты постоянно ищут резервы повышения уровня качества и эффективности обучения иностранному языку. Одним из этих резервов можно считать деловую игру, которая является эффективным средством создания коммуникативной направленности уроков иностранного языка. Деловая игра, будучи наиболее точной и доступной моделью иноязычного общения, является той организационной формой обучения, которая позволяет оптимально сочетать групповые, парные и индивидуальные формы на уроке. При участии в ролевых играх у учащихся закладываются основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять иноязычное общение учащихся на уроках, что является главной целью обучения иностранному языку. Игра – простой и естественный способ познания человеком окружающей действительности, наиболее доступный путь к овладению знаниями, умениями, навыками. Необходимость рационального построения, организации и применения деловых игр в процессе обучения и воспитания школьников средствами иностранного языка требует тщательного и детального изучения этого вопроса.
1 Теоретические аспекты использования деловой игры в обучении иноязычной речи в средней школе
1.1 Основы игровых методов в образовательном процессе в средней школе на старшем этапе
Использование игры в обучении имеет глубокие исторические корни. Это объясняется многогранностью игры: она способна обучать, воспитывать, социализировать, развлекать и одновременно давать отдых. Однако в историческом разрезе первостепенной задачей игры было именно обучение. По этой причине не возникает сомнений относительно того, что с самых первых моментов своего появления игра являлась одной из форм обучения: она представляла собой первичную школу воспроизведения различных реальных ситуаций, что приводило к их последующему освоению. По этой причине игры и стали использоваться еще в древности: для выработки необходимых качеств, привычек, навыков, а также развития способностей.
В Древних Афинах (VI–IV вв. до н. э.) принцип соревнования, или агонистики, пронизывал всю практику организованного воспитания и обучения [1, c. 36]. Ученики самых разных возрастов постоянно имели состязания: в гимнастике, в словесных спорах, в музыке и других предметах. Это способствовало не только оттачиванию лучших качеств, но также и самоутверждению личности. Для этого же периода характерно использование различных военных игр, в ходе которых разыгрывались бои, маневры и штабные учения.
В Х в. в школах были популярны соревнования по риторике. Рутинное обучение организовывалось по следующей схеме: чтение учителем, предоставление им образцов толкования, ответы на вопросы, организация дискуссий. При этом учащиеся учились цитировать на память, делать пересказ, комментарий, описания (экфразы), импровизации (схеды) [2, c. 64].
Т. Кампанелла и Ф. Рабле были новаторами, и именно они призывали к реформам в образовательной сфере посредством внедрения принципов игрового обучения в эпоху Возрождения. Эти педагоги стремились к тому, чтобы дети знакомились со всеми науками без труда, в процессе игры.
В XV–XVII веках Я.А. Коменский также размышлял о целесообразности использования игровых форм обучения. Он призывал все «школы-каторги», «школы-мастерские» превратить в места игр. По мнению знаменитого педагога, любая школа может стать универсальной игрой, и для этого необходимо осуществление всех видов деятельности в играх и соревнованиях. Такой подход должен быть в полной мере сообразован с возрастом в школах детства, отрочества, юности. Также о важности включения игровых форм обучения в образовательный процесс говорил Д. Локк. Ж.-Ж. Руссо придавал особое значение игре в процессе гражданского воспитания личности наряду с такими формами деятельности, как общественно полезный труд и празднества
2 Организация и анализ использования деловой игры в обучении иноязычной речи на старшем этапе средней школы
Учебные деловые игры, проводимые в рамках занятий по дисциплине «Иностранный язык», можно разделить на следующие виды.
Задания-имитации, цель которых – предоставить возможность обучающимся (курсантам и слушателям) проявить свои способности в процессе творчества, закрепить отдельные навыки, сосредоточить внимание на какой-либо важной лексической единице, термине, речевом клише.
«Анализ конкретных практико-ориентированных коммуникативных ситуаций» - обучающиеся знакомятся с конкретной коммуникативной ситуацией, возникающей перед сотрудником полиции в его профессиональной практике; совместно находят решения и обсуждают их.
«Инсценирование ролей» - обучающиеся получают исходную информацию о конкретной практико-ориентированной коммуникативной ситуации, а затем исполняют отведенные для каждого участника профессиональной коммуникации роли. Незадействованные в игре обучающиеся выполняют роль экспертов и оценивают действия участников деловой игры.
Решения принимаются участниками деловой игры самостоятельно в зависимости от действий остальных исполнителей.
Однако, на наш взгляд, не любое содержание практико-ориентированной деятельности подходит для игрового моделирования: именно проблемность коммуникативных ситуаций, возникающих в профессиональной практике, играет существенную роль.
В организации деловой игры в обучении иностранному языку выделяют, как правило, три основных этапа: подготовительный этап – постановка целей и задач игры, знакомство участников с порядком ее проведения; реализация игровой деятельности – коллективная работа; заключительный этап (рефлексивный) – подведение итогов и определение результатов.
Иногда для успешного проведения деловой игры необходимо четкое структурирование этапов ее проведения, и выделяют четыре блока.
Первый блок – организационно-методический, предполагает постановку целей игры, разработку ее сценария, отбор лексико-грамматического материала, а также рабочих материалов для проведения игры.
Второй блок – подготовительный, включает в себя выполнение комплекса упражнений, необходимых для подготовки участников игры к проведению дискуссии, а также доигровой брифинг. Последний включает в себя знакомство с правилами игры, сценарием, а также распределение участников по командам.
Третий блок – собственно деловая игра, которая представлена в виде скоординированного действия всех ее участников.
Четвертый блок – постигровой брифинг, предполагающий анализ игры, оценку ее результатов, обмен мнениями участников игры.
Заключение
Игра как одна из форм обучения зародилась еще в древности. Ее значимость неоднократно была недооценена, вплоть до ХХ в. Начиная с прошлого столетия, игра как форма обучения стала постоянно включаться в процесс образования, и на сегодняшний день ее популярность только растет.
Использование игр в процессе обучения является вполне обоснованным за счет создания необходимой ситуации общения. С помощью игровых форм обучения можно достичь высоких результатов в изучении иностранного языка, так как они не только помогают снизить нагрузку, но также позволяют реализовать множество учебных задач в ситуациях, максимально приближенным к реальным ситуациям общения.
Использование учебных деловых игр на занятиях по иностранному языку дает возможность моделировать типичные ситуации иноязычного профессионального общения, в ходе которых, в процессе поиска эффективных путей разрешения проблемы, усваиваются новые знания, приобретаются практические навыки.
Все вышеизложенное дает нам обоснование считать, что учебные деловые игры являются одним из эффективных и полезных видов деятельности на занятиях иностранного языка на старшем этапе обучения.
Деловая игра воспитывает личностные качества, интенсифицирует процесс социализации в эмоционально раскрепощенной, интеллектуально и творчески стимулирующей обстановке.
Специфика обучающих возможностей деловой игры как метода активного обучения в сравнении с традиционными методами состоит в следующем:
Во-первых, при использовании деловых игр процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности. Это достигается путем использования в деловых играх моделей реальных систем.
Во-вторых, деловая игра является игровым методом обучения. Все участники игры выступают в тех или иных ролях и принимают решения.
В-третьих, деловая игра является коллективным методом обучения, т.е. решения вырабатываются коллективно. Коллективное мнение формируется и при защите решений собственной группы, а также при критике решений других групп.
В процессе учебной деловой игры развиваются логическое мышление, способность поиска ответов на поставленные вопросы, речь и речевой этикет, умение участвовать в дискуссии и эффективно общаться.
Деловая игра раскрывает личностный потенциал обучающегося: каждый участник может диагностировать собственные возможности – как отдельно, так и в совместной деятельности с другими участниками. Вживаясь в образ, роль учащиеся становятся творцами не только конкретной ситуаций, они решают задачи самоуправления, ищут пути и средства оптимизации общения, выявляют свои недостатки и предпринимают меры по их устранению.
1. Сильвестрова, Д.В. Homo Ludens / Д.В. Сильвестрова, Д.Э. Харитонович. – М.: Прогресс, 1997. – 416 с.
2. Соловейчик, С.И. Учение с увлечением / С.И. Соловейчик. – М.: Детская литература, 1979. – 176 с.
3. Гнатюк, О.Л. Основы теории коммуникации / О.Л. Гнатюк. – М.: Кнорус, 2010. – 256 с.
4. Зиновкина, М.М. Педагогическое творчество: модульно-кодовое учебное пособие / М.М. Зиновкина. – М.: МГИУ, 2007. – 258 с.
5. Газман, О.С. Роль игры в формировании личности школьника / О.С. Газман // Педагогика. – 2000. – №9. – С.17–21.
6. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов. – М.: Традиция, 2003. – 373 с.
7. Калаева, Г.Г. Интенсификация обучения иностранному языку при помощи учебных языковых игр / Г.Г. Калаева // ИЯШ. – 2005. – №6. – С.23–27.
8. Кон, И.С. Социология личности / И.С. Кон. – М.: Политиздат, 2001. – 383 с.
9. Андриевская, В.В. Возрастные особенности учебной деятельности старшеклассников на уроках иностранного языка / В.В. Андриевская // ИЯШ. – 2003. – №6. – С.32–37.
10. Ильченко, Е.В. Игры, импровизации и мини-спектакли на уроках иностранного языка / Е.В. Ильченко. – М.: Центр современных гуманитарных исследований, 2003. – 178 с.
11. Мудрик, А.В. Коммуникативная культура личности / А.В. Мудрик // Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы: сб. науч. тр. – М.: Школа, 2009. – С. 56–67.
12. Кузьмина, Н.В. Особенности коммуникативной деятельности педагога / Н.В. Кузьмина // Казанский педагогический журнал. – 2008. – № 28. – С. 26–37.
13. Johnson, D.W. Social skills for successful group work / D.W. Johnson, R.T. Johnson. – N-Y.: Educational Leadership, 2007. – Р. 29–33.
14. Кукушин, В.С. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / В.С. Кукушкин. – Москва: МарТ, 2004. – 336 с.
15. Абрамова, Г.С. Деловые игры: теория и организация / Г.С. Абрамова, В.А. Степанович. – Екатеринбург: Деловая книга, 2011. – 89 с.
16. Арутюнов, Ю.С. Методологические вопросы деловых игр / Ю.С. Арутюнов // Применение активных методов обучения: тезисы. докл. научн.-техн. школы-семинара. – Л., 2007. – С. 85–90.
17. Галушко, Д.И. Деловые игры / Д.И. Галушко. – Киев: Урожай, 2009. – 208 с.
18. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – М.: Изд-во ИКАР, 2009. – 448 с.
19. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.И. Загвязинский. – М.: Академия, 2001. – 192 с.
20. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: Академия, 2010. – С. 177–184.
21. Гладкина, И.В. Развитие творческой активности студентов на основе использования игровых методов обучения иностранному языку: дис. …канд. пед. наук: 13.00.08 / И.В. Гладкина. – Ростов-н/Д., 1999. – 180 с.
22. Бочарова, Т.И. Комплексная деловая игра как средство формирования профессиональных навыков и функций специалиста: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Т.И. Бочарова. – Ставрополь, 2006. – 26 с.