ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы обучения иноязычной письменной речи учащихся III ступени общего среднего образования
1.1 Цели обучения иноязычной письменной речи учащихся старших классов средней школы
1.2 Характеристика письменной речи как вида речевой деятельности
1.3 Виды письменной речи
2 Методика обучения иноязычной письменной речи учащихся III ступени общего среднего образования
2.1 Подходы обучению письменной речи
2.2 Упражнения и приемы обучения иноязычной письменной речи старших классов средней школы
2.3 Методическая разработка комплекса упражнений для обучения написанию учащихся 10 классов средней школы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Содержание обучения иностранным языкам в средней школе реализует его основные цели, направленные на развитие у школьников культуры общения в процессе формирования всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции. Эти компетенции предполагают формирование лингвистических навыков, а именно лексических, фонетических и грамматических, а также их использование в устной и письменной речи в соответствии с нормами.
Целью исследования данной работы является обучение письменной речи на старшем этапе, так как уровень языковой компетенции старших школьников позволяет использовать наибольшее разнообразие методов обучения.
В 10-11 классах обучение иностранному языку способствует развитию иноязычной коммуникативной компетенции. Она, в свою очередь, обеспечивает использование иностранного языка в ситуациях официального и неофициального общения в различных сферах коммуникативного взаимодействия, а именно: учебной, социально-бытовой, культурной, административной, профессиональной. В центре внимания обучения находится развитие культуры устной и письменной речи на иностранном языке, а также углубление культуроведческих знаний об образе и стилях жизни в странах изучаемых языков.
Обучение иностранному языку на старшей ступени направлено на:
1. Развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности школьников, позволяющей им быть равноправными партнёрами межкультурного общения на иностранном языке в бытовой культурной и учебно-профессиональной сферах;
2. Обучение этике дискуссионного общения на иностранном языке;
3. Обсуждение культуры, стилей и образа жизни людей;
Формирование письменной коммуникативной компетенции является основной целью обучения письменной речи. Эта компетенция включает такие компоненты, как владение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения речи.
Для овладения содержанием обучения письменной речи должны быть созданы определенные условия. Они непосредственно связаны со следующими задачами обучения:
· формирование у учащихся необходимых графических автоматизмов;
· формирование у учащихся речемыслительных навыков и умений формулировать мысль в соответствии с письменным стилем, расширение знаний и кругозора;
· овладение культурой и интеллектуальной готовностью создавать содержание письменного произведения;
· формирование аутентичных представлений о предметном содержании, речевом стиле и графической форме письменного текста [1].
Практическое умение применять иноязычное письмо как способ общения, творчества и познания является конечным требованием к процессу обучения письменной речи. При этом уровень этой способности должен соответствовать определенным программным требованиям.
Учебной программой предусмотрены определенные требования к умениям в области письменной речи. К таким умениям относятся:
На современном этапе развития международных отношений письменная речь все в большей степени интегрирует в межличностную и профессиональную межкультурную коммуникацию. Поэтому особое внимание обучению письменной речи отведено в процессе обучения иностранным языкам. Это вполне объяснимо возрастанием роли разнообразных информационных коммуникационных технологий во всех сферах и отраслях деятельности человека.
Вопрос того, что представляет собой письменная речь, и стоит ли обучать детей письму от руки¸ является весьма актуальным. Несмотря на повсеместное распространение компьютера, до их пор остается множество ситуаций, в которых целесообразно использование письма от руки (например, экзамены, сочинения, записи лекций, выступлений, записки, открытки и другое).
Англоязычными и русскими исследователями выделены основные моменты, основанные на определениях письменной речи:
· это выражение своих мыслей с целью передачи информации другим людям в виде письменного сообщения;
· "Effective writing involves conveying a message in such a way as to affect the audience as the writer intends'' [7, р.211];
· "... any piece of writing is an attempt to communicate something: that the writer has a goal or purpose in mind; that he has to establish and maintain contact with his reader; that he has to organise his material and that he does this through the use of certain logical and grammatical devices" [15, р.14];
В данной курсовой работе были исследованы различные способы обучения письменной речи на старшем этапе. В ходе исследования стало очевидно, что учет особенностей развития учащихся III ступени средней школы определяет процесс обучения и специфику выбранных для работы упражнений.
Было также выявлено, что письменная речь в методике обучения иностранному языку выступает не только как средство обучения, но всё более как цель обучения иностранному языку. Письмо – это технический компонент письменной речи. Письменная речь наряду с говорением представляет так называемый продуктивный (экспрессивный) вид речевой деятельности и выражается в фиксации определённого содержания графическими знаками. Психофизической основой письменной речи является взаимодействие двигательного, зрительного и слухо-речемоторного анализаторов.
Разные этапы обучения письменной речи включают в себя различные виды упражнений. Для совершенствования уже имеющихся навыков на старшем этапе обучения используются более сложные упражнения, к которым можно отнести аннотирование и реферирование. Допустимо использование и более простых по схеме своего выполнения упражнения, но в таком случае усложняется их тематика.
Также стоит отметить, что нужно не забывать о совершенствовании техники письма, каллиграфии.
Вся система языковых и условно-речевых упражнений, выполняемых в письменной форме, относится к учебной письменной речи. Письменные изложения, сочинения, творческие диктанты, составление планов и тезисов для сообщения на заданную тему, написание личного или делового письма, то есть письменные рассказы по заданным ситуациям, относятся к
1. Берман, И.М. Методика обучения английскому языку / И.М. Берман. – М.: 1970. – С. 99 – 103.
2. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе / Е.И. Пассов. – М.: Просвещение, 1988. — 243 c.
3. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М. : Академия, 2005. – 336 с.
4. Зимняя, И.А. Психологические аспекты обучения говорени ю на иностранном языке / И.А. Зимняя. — М.. 1984. — 216 с.
5. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.
6. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский // Собр. соч. в 8 т. — Т.2. — М., 1982 — 615 с.
7. Лурия, А.Р. Основные проблемы нейролингвистики / А.Р. Лурия. — М., 1975. — 318 с.
8. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций / Е.Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2002. – 239 с.
9. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. — М., 2001. — 215 с.
10. Osgood, C.E. Lectures on Language Performance / C.E. Osgood. — New York, 1980. — 343 p.
11. Мильруд, Р.П. Методика обучения иноязычной письменной речи / Р.П. Мильруд // Иностранные языки в школе. - 1997. - № 2.
12. Цветкова, Л.С. Афазия и восстановительное обучение / Л.С. Цветкова. — М., 1988. — 340 с.
13. Демьяненко, М.Я. Основы общей методики обучения иностранным языкам / М.Я. Демьяненко, К.А. Лазаренко, С.В. Кислая. – Киев: Высш. шк., 1976. – С. 157 – 167.
14. Гез, Н.И. Взаимоотношения между устной и письменной формами коммуникации / Н.И. Гез // Иностранные языки в школе. – 1966. — 512 c.
15. Byrne, D. Teaching Writing Skills / D. Byrne. — Longman, 1988. — 212 p.
16. Леонтьев, А.А. Общая методика обучения иностранным языкам / А.А. Леонтьев. – М. : Русский язык, 1991. – 360 с.
17. Щукин, А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного / А.Н. Щукин. — М., 1990. — 304 с.
18. Методика обучения иностранным языкам в школе / Н.И. Гез [и др.]. – М.: Высш. шк., 1982 – 573 с.
19. Кузьмина Л.Г. New challenges in writing: Пособие по развитию культуры письменной речи. – М. «Еврошкола», 1998 – С.46-48.
20. Беляев, Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам / Б.В. Беляев. – М. : 1965. – С. 99 – 104
21. Настольная книга преподавателя иностранного языка / Е.А. Маслыко [и др.]. – Минск: Выш. шк., 2004. – С. 148 – 159.
22. Пассов, Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е.И. Пассов. – М.: Русский язык, 1977. – 216 с.