Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения игрушки как средства реализации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования
1.1. Понятие игрушки и её педагогическое значение
1.2. Роль дидактической игрушки в процессе обучения
1.3. Методика использования дидактической игрушки на занятиях в дошкольном учреждении
Глава 2. Опыт использования дидактических игр и игрушек на занятиях а практике работы ГУО «Ясли-сад № 19 г. Гомеля»
2.1. Анализ опыта работы по использованию дидактической игры и игрушки на занятиях в старшей группе
2.2. Игрушки в предметно-развивающей среде дошкольного учреждения
2.3. Методические рекомендации к подбору игрушек
Заключение
Список использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ВВЕДЕНИЕ
Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Не менее важным направлением исследований стало изучение детской игрушки как необходимой принадлежности детства, средства передачи общественно-исторического опыта от старшего поколения к младшему и средства формирования детской субкультуры. Игрушка в данном случае выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми надлежит ребёнку.
Игрушка – неизменный спутник ребёнка с первых дней жизни. Её специально создаёт взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. С помощью игрушки происходит целенаправленное формирование интеллектуальных, творческих, физических качеств детей в условиях дошкольного учреждения. Главная задача взрослых состоит в том, чтоб научить ребёнка действовать с игрушками. Однако социально-педагогический потенциал игрушки не реализуется автоматически, игровая деятельность детей носит во многом стихийный характер. Поэтому использование игрушки как средства обучения зависит не только от оказавшихся в его распоряжении игрушек, но и от способности педагогов направлять его игровую деятельность и качественно организовать включение игрушки в общий образовательный процесс дошкольного учреждения.
Важным условием реализации социально-педагогических возможностей дошкольников посредством детской игрушки является хорошая ориентация педагогов в современном игровом материале, который в отличие от достаточно стабильного набора традиционных игрушек имеет тенденцию к непрерывному и стремительному расширению, обновлению, технологическому совершенствованию.
Изучением проблемы влияния игрушки на психику ребёнка, занимались многие исследователи, как прошлого века, так и современности. Большой вклад в проблему использования игрушки в дошкольном учреждении внесли работы Е.А. Аркина, Л.В. Артемовой, Е.М. Гаспаровой, Т.Н. Дороновой, Е.В. Зворыгиной, Е.А. Косаковской, Н.П. Линьковой, Д.В. Менджерицкой, С.Л. Новоселовой, Е.А. Е.О. Смирновой, В.В. Абраменковой и др.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРУШКИ КАК СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Понятие игрушки и её педагогическое значение
Игрушка – это специально изготовленный предмет, предназначенный для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Цель игрушки – служить разностороннему развитию ребенка [1, с. 31].
Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок, играя, воспроизводит те или иные действия.
В игрушке присутствует условность изображения предмета. Динамика в игрушке обеспечивается конструкцией, материалами, подвижностью частей, звучанием [2].
Многие детские игрушки развивают движения, удовлетворяют потребность детей в двигательной активности, общении. Игрушки с сюрпризом, звучащие, заводные вызывают удивление, неожиданную радость, смешат и забавляют, делают жизнь ребенка счастливее. Игрушки для маленького ребенка – своеобразное окно в мир, они расширяют его кругозор, пробуждают любознательность.
Игрушка помогает ребёнку познавать окружающий мир, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций.
Игрушка широко используется в учебно-воспитательной работе с детьми, в частности для развития детского, технического и художественного творчества. Типы, характер, содержание и оформление игрушки определяются конкретными воспитательными задачами применительно к возрасту детей с учётом их развития и интересов. Как произведения декоративно-прикладного искусства игрушки, особенно национально-традиционные, используются в качестве декоративных элементов в современном интерьере [1, с. 39].
ГЛАВА 2. ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ИГРУШЕК НА ЗАНЯТИЯХ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ГУО « ЯСЛИ-САД № 19 г. ГОМЕЛЯ»
2.1 Анализ опыта работы по использованию дидактической игры и игрушки на занятиях в старшей группе
Мы обобщили опыт работы по применению дидактической игры и игрушки воспитателя старшей группы Дубцовой О.С.
В своей работе с детьми воспитатель использует игры двух видов:
1) свободные игры, стимулированные окружающей средой, в том числе и педагогической;
2) игры, организованные педагогом, игры с правилами.
Дети на занятиях играют как индивидуально, так и коллективно. Воспитатель старается организовать работу с детьми так, чтобы детские взаимоотношения в процессе проведения дидактических игр складывались положительно.
Воспитанники Ольги Степановны с огромным удовольствием играют в дидактические игры. В своей работе воспитатель использует как приобретенные игры в магазине, так и сделанные своими руками. Большую помощь в изготовлении различных развивающих игр воспитателю оказывают родители. Они сделали игры – шнуровки для развития моторики «Еж и грибы», «Яблонька с яблочками», «Уточки на озере»; игры с прищепками разных цветов. Так же собрали для познавательной деятельности коллекции из различных тканей, для развития тактильных ощущений у детей.
В своей практике педагог часто использует игры-занятия, с применением дидактических игр (см. Приложение А). В играх – занятиях педагог целенаправленно воздействует на детей, продумывает содержание игр, методические приёмы их проведения, добивается, чтобы дидактические задачи были приняты всеми детьми, систематически усложняя материал с учётом требований программы, воспитатель через игры – занятия сообщает доступные знания, формирует необходимые умения, совершенствует психические процессы (восприятие, мышление, речь и др.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Детские игрушки, наборы, разные забавы для детского сада – это неотъемлемая часть воспитательного, развивающего и образовательного процесса.
Проанализировав научно-методическую литературу по проблеме исследования, а также изучив опыт работы педагога дошкольного учреждения по исследуемой проблеме, мы можем сделать следующие выводы:
1. игрушка – это предмет, изготовленный для игры, средство игры, объект игры, важнейший компонент предметно-игровой развивающей среды.
2. В практике образовательного процесса игрушка выполняет как воспитательные, так и обучающие функции.
3. Самым многообразным и значимым видом детской игрушки является дидактическая игрушка, которая используется в различных направлениях: как своеобразный метод или приём обучения на занятиях; как средство для закрепления полученных знаний, повторения, упражнения; как произведение декоративно-прикладного искусства для знакомства детей с народным искусством, его видами; как эталон для развития творчества и творческой активности на занятиях по рисованию и лепке; как декоративный элемент в интерьере дошкольного учреждения.
4. Применение дидактической игрушки на занятиях – это не стихийный, а хорошо продуманный и управляемый процесс, в основе которого знание воспитателем методических приёмов обучения, структуры и специфики каждого вида занятия, владение информацией о возрастных возможностях и индивидуальных предпочтениях каждого ребёнка.
5. Дидактическая игрушка является необходимым элементом предметно-развивающей среды, которая организуется в каждой детской группе и содержит набор дидактических игр, игрушек, пособий и других элементов детского развития.
1. Максимук, Н. Ещё раз об игре! / Н. Максимук // Пралеска. – 2016. – № 9. – С. 31– 33.
2. Семенова, Т. А. Анализ педагогической ценности игрушек современных детей /Т.А. Семёнова // Молодой ученый. – 2016. – № 7. – С. 204 – 207.
3. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2005. – 160 с.
4. Червоная, Л.И. Виды дидактических игр и игрушек используемых в обучении детей дошкольного возраста / Л.И. Червоная // Психология, социология и педагогика. – 2013. – № 1. –С. 10 –16.
5. Борисенко М.Г., Лукина Н. А. / А Мне купили игрушку. – СПб.: Паритет, 2004. – 123 с.
6. Карпова, Е.В. / Дидактические игры в начальный период обучения /Е.А. Карпова. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 98 с.
7. Печора, К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи /К.Л. Печора. – М: Скрипторий, 2003. – 2006. – 122 с.
8. Дыбина, О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром / О.В. Дыбина. – М.: Пед. общ-во России, 2007. – 128 с.
9. Артемова, Л.В. Окружающий мир дидактических игр дошкольников: книга для воспитателей детского сада и родителей /Л.В. Артемова. – М.: Просвещение, 1992. – 96 с.
10. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей дошкольного возраста / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.
11. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью / С.А. Козлова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 132 с.
12. Акимова, Ю.А., Вачкова, С.Н., Ключко Психолого-педагогическая экспертиза игрушки: учебно-методическое пособие / М.: МГПУ, 2016. – 110 с.
13. Смирнова, Е.О. Игры и игрушки для детей раннего возраста / Е.О.Смирнова, С.Ю. Мещерякова, Т.В. Ермолова. – М.: МГППУ, 2004. – 72 с.
14. Смирнова, Е.О. Во что играют наши дети? Игры и игрушки в зеркале психологии / Е.О. Смирнова, Е.А. Абдуллаева, А.Ю. Коркина. – М.: ЛомоносовЪ, 2009. – 220 с.
15. Романова, А.Л. Образная игрушка как носитель социокультурных ценностей: сравнительный анализ советских и современных кукол / A.JI. Романова // Психологическая наука и образование. – 2008. – № 3. – С. 38 – 52.
16. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателей / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 96 с.
17. Бочкарева, JI. Игры дошкольников с техническими игрушками / JL Бочкарева // Дошкольное воспитание. – 1990. – № 10. – С. 38 – 40.
18. Коссаковская, Е.А. Игрушка в жизни ребенка / Е.А. Коссаковская. – М.: Просвещение, 1992. – 64 с
19. Кутузова, И. О. Развитие игровой деятельности дошкольников / И.О. Кутузова //Дошкольное воспитание. – 2003. – № 3. – С. 22 – 25.
20. Шушляева, К.Н. Использование картин и игрушек в детском саду как средства развития связной речи детей / К.Н. Шущляева // Концепт. – 2015. – № 27. – С. 1– 8.
21. Абраменкова, В. С. Во что играют наши дети. Игрушка и антиигрушка / В.С. Абраменкова. – М.: Лепта Книга, 2008. – 547 с.
22. Аверин, С.А. Реализуем ФГОС: моделирование развивающей предметно- пространственной среды современной дошкольной образовательной организации: Методическое пособие/ С.А. Аверин, Т.Г. Коновалова, В.А. Маркова. – М.: ЗАО «ЭЛТИ - КУДИЦ», 2014. – 114 с
23. Белобрыкина, О.А., Шамшикова, О.А. Ребенок и игрушка /О.А. Белобрыкина, О.А. Шамшикова // Вестник практической психологии образования. – 2007. – № 4. – С. 118 – 124.
24. Лабодаева, Ж. П. Гигиенические требования к играм и игрушкам. Методы контроля: учеб.-метод. пособие / Ж. П. Лабодаева, Т. С. Борисова, Н. А. Болдина. – Минск: БГМУ, 2013 – 52 с.
25. Новоселова, С. Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно воспитательных комплексах /С.Л. Новосёлова. – М.: Айресс Пресс, 2007. – 119 с.