ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
1.1 Понятие адаптации и ее основные характеристики
1.2 Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста
1.3 Протекание адаптационного периода у детей раннего возраста
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
ГЛАВА II. УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
2.1 Организация благоприятных условий для адаптации детей младшего дошкольного возраста
2.2 Взаимодействие с родителями при поступлении ребенка в учреждение дошкольного образования
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
3.1 Описание выборки
3.2 Описание методов диагностики
3.3 Описание полученных результатов
ВЫВОД ПО 3 ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе существует значительный рост увеличения числа детей, поступающих в дошкольное учреждение с первых лет жизни.
Процесс адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения всегда был одной из значимых проблем дошкольного воспитания.
Прежде всего, необходимо обратить внимание на адаптацию детей младшего дошкольного возраста, т.к. большинство детей выходят из постоянного контакта только с родителями. Зачастую дети младшего возраста проходят адаптацию сложно, у них отмечен высокий уровень болезней.
Большой вклад в изучение проблем адаптации личности сделан в отечественной литературе (М.Р. Битянова, Я.Л. Коломинский, А.А.Налчаджян, А.В.Петровский, А.А.Реан и др.) и зарубежной психологии (А.Маслоу, Г.Селье, К.Роджерс, А.Фрейд, З.Фрейд, Т.Шибутани, Х.Хартманн и др.).
В этот период происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов, поэтому у детей возможны различные срывы. При условии, что повседневная среда ребенка изменена, от него требуется немало усилий для приспособления к новой еще неизвестной ему обстановки, что вызывает множество психологических и педагогических проблем, как самого ребенка, так и окружающих его взрослых. Все это определяет актуальность и практическую значимость данной темы.
Необходимо так же отметить, что не все дети проходят сложный путь адаптации, некоторые попадя в новую для них среду ведут себя свободно и непринужденно.
ГЛАВА I ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
1.1 Понятие адаптации и ее основные характеристики
Понятие адаптации, представляет собой сложный процесс взаимодействия организма со средой.
Адаптация – изменение внутренних стереотипов, которые зависят от условий обитания.
В современном обществе принято выделять два вида адаптации: биологическая, которая позволяет живому организму приспосабливаться к среде обитания; социальная – приспособление человека к условиям социума [4].
Исходя из понятия, которое предложил Жан Пиаже.
Адаптация (от лат. adaptatio — приспособление) – это равновесие, которое обеспечивается между живыми организма на среду и обратным воздействием среды.
Ж. Пиаже работая над понятием «адаптация» изобрел концепцию, в которой рассматривал взаимоотношения человека с социальной микросредой как гомеостатическое уравновешивание, перенеся понятие гомеостаза с организма на личность.
Так психолог А.Н. Леонтьев в своих трудах излагал процесс адаптации как работу над сознанием человека, не соглашаясь с некоторыми моментами формулировки «адаптации» по Ж. Пиаже. Так же отмечал важность того, что
ВЫВОД ПО 1 ГЛАВЕ
Таким образом, адаптацию рассматривают как приспособление организма к новой обстановке, включающая, множество индивидуальных реакций, которые зависят от психологических и личностных особенностей ребенка, а так же характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в саду.
Длительность периода адаптации зависит от многих причин:
-от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка;
-от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;
-от состояния здоровья;
-от резкого контакта между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении;
-от разницы в методах воспитания.
ГЛАВА II УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
2.1 Организация благоприятных условий для адаптации детей младшего дошкольного возраста
В данном параграфе рассмотрим условия для успешной адаптации детей к детскому дошкольному учреждению.
Прежде всего, необходимо создать эмоционально благоприятную атмосферы в группе, что позволит направить ребенка на благоприятные установки. Педагог знающей свое дело всегда правильно создаст необходимую обстановку уюта, тепла, благожелательности в группе, что в дальнейшем благоприятно отразиться на вновь прибывших малышах.
Хорошо если в группе будет уголок уединения (шалаш), где малыш сможет побыть наедине, поиграть или же просто отдохнуть.
Важно и присутствие живого уголка в групповой комнате, так как растения благоприятно влияют эмоциональное состояние человека.
Так же должен быть спортивный уголок, наполняемость которого должна быть определена согласно методическим рекомендациям для данной возрастной группы.
В силу того, что малыши еще не владеют в совершенстве речью, они не способны выражать свои эмоции, а значит, возможен «взрыв» эмоций, который сопровождается резким сильным плачем.
Учеными установлено, что в процессе изобразительной деятельности дети способны выплеснуть все накопившиеся негативные эмоции на листок,
ВЫВОД ПО 2 ГЛАВЕ
Поступление ребенка в детское дошкольное учреждение является сложным процессом, как для малыша, так и для его родителей.
В процессе адаптации ребенок приспосабливается к новым условиям жизни, появляется ряд психологических проблем, которые благоприятно решаются в тесной взаимосвязи дошкольного учреждения и родителей будущего воспитанника.
ГЛАВА III ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К ДОУ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
3.1 Описание выборки
Эксперимент проводился с августа по ноябрь 2017 года. Диагностика уровня адаптации детей раннего возраста проходила на базе Государственного учреждения образования «Ясли – сад № 30 г. Мозыря».
Существующие в настоящее время методы психодиагностики, которые позволяют выявить степень подготовленности ребенка к посещению детского дошкольного учреждения. Работа проводилась по методу для определения степени социальной адаптации ребенка в дошкольном учреждении по методике В. Н. Меркуловой и Л. Г. Самоходкиной, а так же анкетирование родителей по вопросам готовности в дошкольному воспитанию.
В эмпирическом исследовании приняли участие 16 детей раннего возраста (от 2 лет — до 2-х лет 11 мес.).
Цель исследования: изучение процесса адаптации детей, а так же влияние различных факторов на длительность привыкания к дошкольному учреждению.
ВЫВОД ПО 3 ГЛАВЕ
В третьей главе представлены результаты диагностики, которые позволили выявить состояние адаптации детей к условиям дошкольного учреждения, а так же показали, что у большинства детей в возрасте от 2 до 3 лет будет присутствовать средний тип адаптации к дошкольному учреждению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследовательской работы была достигнута ее цель: выявлены психолого-педагогические условия, благоприятствующие успешной адаптации ребенка к дошкольному учреждению.
Проанализировав теоретические вопросы адаптации детей к условиям детского образовательного учреждения, мы выявили, что каждый из детей по-своему реагирует на трудности адаптации, однако есть и общие черты. До трех лет у детей, подверженных невротическим расстройствам, при помещении в ясли, скорее будут проявляться беспокойство, страх и депрессивные реакции (заторможенность, вялость, безучастность); длящиеся, по крайней мере, несколько месяцев, особенно у детей эмоционально зависимых от родителей. В таких случаях процесс адаптации растягивается на год и более.
Рекомендации по созданию психолого-педагогических условий для организации адаптации детей к дошкольному учреждению:
1. Создавать дополнительные услуги для родителей с целью постепенного привыкания детей к детскому саду.
2. Поддерживать семью информационной базой.
3. Периодически проводить анализ используемых форм и методов общения с детьми, родителями в период адаптации, вносить поправки, корректировать.
4. Для поиска эффективных и нетрадиционных форм работы с семьей по проблеме адаптации необходим обмен опытом с другими дошкольными учреждениями.
1. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие [Текст] / Приложение к журналу «Управление ДОУ».- М.: ТЦ Сфера, 2005. — 128 с.
2. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Сост. Н.В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2008. – 188 с.
3. Белкина, В.Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / В.Н. Белкина, Л.В. Белкина. – Воронеж: Учитель, 2006. – 236 с.
4. Божович, Л.Н. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.Н. Бажович. – М.: Проспект, 2002. – 414 с.
5. Ватутина, Н.Д. Ребенок поступает в детский сад / Н.Д. Ватутина. – М.: Просвещение, 1993. – 170 с.
6. Воспитание детей раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада и родителей [Текст] / Под ред. Е.О. Смирновой, Н.Н. Авдеевой, Л.Н. Галигузовой и др. — М.: Просвещение: учебная литература, 1996.- 158 с.
7. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской. – М.: Педагогика, 2004. – 232 с.
8. Волошина, Л.Д. Современная воспитательная система детского сада. /., Л.Д. Волошина, Л.И. Кокунько // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 3. – 48 с.
9. Давыдова, О.И. Адаптационные группы в ДОУ / О.И. Давыдова, А.А. Майер. - Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2006. – 128 с.
10. Данилина, Т.А. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. / Т.А. Данилина, Н.М. Степина. - Пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 112 с.
11. Доронова, Т.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.А. Доронова// Дошкольное воспитание. – 2004. - № 1. – 21 с.
12. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского раз-вития: Методическое руководство для работников дошкольного учреждения. – М.: Линка-Пресс, 2001. – 204 с.
13. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: Пособие для воспитателей / Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Г.В.Губанова. – М.: Просвещение, 2003. – 80 с.
14. Калинина, Р. Ребёнок пошёл в детский сад / Р. Калинина, Л. Семёнова, Г. Яковлева //Дошкольное воспитание. – 1998 - № 4. – 63 с.
15. Костина, В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / В. Костина // Дошкольное воспитание. – 2006. – №1 – 71 с.
16. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.
17. Лямина, Г.М. Воспитание детей раннего возраста / Г.М. Лямина. – М.: Просвещение, 1974. – 359с.
18. Остроухова, А. Успешная адаптация / А. Остроухова / Обруч. – 2000. - №3. – 51 с.
19. Обухова, Л.Ф. Формы и функции подражания в детском возрасте / Л.Ф. Обухова, И.В. Шаповаленко. - М.: Просвещение, 1994. – 209 с.
20. Роньжина, А.С. Занятия с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению / А.С. Роньжина. – М.: книголюб, 2003. – 72с.
21. Социальная адаптация детей в ДОУ / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской. – М., 1980. – 315с.
22. Жердева, Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) / Е.В. Жердева. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 192 с.
23. Заводчикова, О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие ДОУ и семьи / О.Г. Заводчикова. – М.: Просвещение, 2007. – 79 с.
24. Зубова, Г. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Г. Зубова, Е. Арнаутова. Дошкольное воспитание. – 2004. – №7. – 77 с.