Введение
1 Теоретическое исследование особенностей развития речи у младших школьников в процессе обучения
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
1.2 Виды речи, особенности их проявления в младшем школьном возрасте.
1.3 Особенности речевого развития младших школьников.
2 Исследование развития речи у младших школьников в процессе обучения
2.1 Методики изучения речи у младших школьников.
2.2 Анализ результатов исследования развития речи у детей младшего школьного возраста.
2.3. Рекомендации по проведению уроков развития речи у младших школьников в процессе обучения.
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Школьное образование предъявляет высокие требования в сфере подготовки детей к систематическому обучению в начальной и средней школе. Младший школьник характеризуется, прежде всего, готовностью к учебной деятельности. Она определяется уровнем физиологического (анатомо-морфологического) и психического, прежде всего интеллектуального развития, обеспечивающего возможность выполнять свою основную функцию учиться и усваивать материал.
В начальной школе у ребенка формируются основные элементы ведущей в этот период учебной деятельности, необходимые учебные навыки и умения. Развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления, складываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни, начинается осознание себя как субъекта учения, происходит психологическая перестройка, требующая от ребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости.
В последнее время развернулись широкие исследования, посвященные совершенствованию преподавания в начальной школе, в которых раскрывается сущность ключевых понятий, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов формирования прочных знаний (В.А. Буров, И.В. Гребенев, Ю.В. Борисова, В. И. Данильчук, В.И. Елькин, Т.Ф. Ивашко и др.). Проблемой развития речи учащихся в период обучения грамоте занимались такие педагоги (теоретики и практики), как Р.М. Львов, Т.А. Ладыженская, Н.И. Политова, Н.И. Жинкина и др.
Тем не менее, в сфере развития речевых навыков у младших школьников остается много неразработанных практических и теоретических вопросов. Один из них – разработка системы упражнений по развитию речи, которая смогла бы
1. Теоретическое исследование особенностей развития речи у младших школьников в процессе обучения
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст является периодом позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. В этом возрасте ребенок наиболее подвержен влиянию социальных факторов, благоприятных условий для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.
Л.С. Выготский определяет младший школьный возраст как «переходный период, характеризующийся возрастным кризисом 7 лет – соединительным звеном между дошкольным и школьным возрастом» [7, с. 47]. С точки зрения его концепции, ключевыми характеристиками категории «психологического возраста» являются социальная ситуация развития, центральное возрастное новообразование и ведущая деятельность.
По мнению Д.Б. Эльконина младший школьный возраст – это «возрастной период, когда ведущей для ребенка становится учебная деятельность, а главным психическим новообразованием являются внутренняя позиция ученика и умение учиться» [18, с. 91]. Согласно созданной им периодизации психического развития, границами младшего школьного возраста является период 7–11 лет. Однако, в настоящее время отмечается сдвиг границ младшего школьного возраста до 6–10 лет, зачастую именно в 6 лет дети идут в первый класс.
Кроме того, в других работах, связанных с началом школьного обучения, выделены новообразования, которые свидетельствуют о состоявшемся переходе ребенка из дошкольного в младший школьный возраст, т.е. рассматриваются новообразования, возникающие сразу после проживания кризиса семи лет. Так, Г.Г. Кравцов вслед за Д.Б. Элькониным связывает
Выводы по главе 1
Младший школьный возраст является периодом позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. В этом возрасте ребенок наиболее подвержен влиянию социальных факторов, благоприятных условий для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения. В младшем школьном возрасте начинает преобразовываться социальная ситуация развития.
Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. В этом отношении наиболее показательно мышление первоклассников. Оно преимущественно конкретно, опирается на наглядные образы и представления.
2 Исследование развития речи у младших школьников в процессе обучения
2.1 Методики изучения речи у младших школьников.
Для изучения уровня развития речи у младших школьников, нами было организовано исследование на базе ГУО (указать школу и город!), в котором приняли участие 12 учеников младших классов (6 учеников 2 класса и 6 учеников 3 класса). Для участия в исследовании были выбраны ученики разного уровня успеваемости из каждого класса – 2 ученика с низкой успеваемость, 2 ученика имеющие среднюю успеваемость и 2 ученика, отличающиеся высокой успеваемостью.
Исследование психологических характеристик развития речи младших школьников проводилась при помощи следующих методик (приложение А):
– Методика «Называние 10 слов»
– Методика «Подбор слов-синонимов»
– Методика «Побор обобщающих слов-понятий»
– Методика «Составление рассказа по картинке»
– Методика «Ответы на вопросы по прочитанному тексту»
Рассмотрим подробнее данные методики.
Методика «Называние 10 слов». Испытуемым предлагается назвать как можно скорее 10 любых пришедших в голову слов. Экспериментатор фиксирует их, а также время произнесения.
Полученные данные анализируются в сравнительном плане (по классам и с учётом успеваемости детей).
Методика «Подбор слов-синонимов». Ребёнку предъявляется 10 слов, к каждому из которых он должен подобрать слово-синоним. В число предъявляемых слов, можно включать нейтральные и эмоционально значимые для ученика понятия (например, урок, каникулы, школа, товарищ, хоккей и т. д.).
Выводы по главе 2
Рассмотренные теоретические аспекты легли в основу исследовательской части по выявлению уровня развития речи у детей младшего школьного возраста в период обучения грамоте. Констатирующее исследование проводилось среди учеников начальных классов с целью выявления уровня развития речевых навыков у младших школьников.
Для этого были применены следующие задания:
– Методика «Называние 10 слов»
– Методика «Подбор слов-синонимов»
– Методика «Побор обобщающих слов-понятий»
– Методика «Составление рассказа по картинке»
– Методика «Ответы на вопросы по прочитанному тексту»
Заключение
Проблема развития речи очень актуальна в настоящее время. Речь не только обеспечивает общение людей между собой, но и являясь средством выражения мыслей, становится основным механизмом мышления человека.
Успех в овладении речью – это залог успеха во всем школьном обучении и развитии детей. Через язык, через речь ребенок открывает и познает мир окружающей жизни.
Одним из актуальных вопросов в процессе обучения является развитие речи младших школьников. Современной методической наукой еще рассматриваются многие аспекты данной проблемы. Тем не менее, достигнуты большие успехи в разработке упражнений по развитию речи младших школьников в процессе обучения. Главная задача учителя – умело применять данные упражнения.
В ходе исследования достигнуты следующие результаты:
- изучены психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;
- выявлены особенности и условия формирования речевых умений младших школьников в процессе обучения;
- проведено исследование реального уровня речевого развития учащихся начальной школы;
- Разработаны рекомендации педагогам и родителям, для повышения уровня развития речи у учеников младших классов.
В учебной деятельности усвоение научных знаний и умений, навыков выступает как основная цель и главный результат деятельности. Ребенок под руководством учителя начинает оперировать научными понятиями. В учебных ситуациях усваивает общие способы выделения свойств понятий или решения некоторого класса конкретно-практических задач.
Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Академический Проект, 2010. – 623 с.
2. Алексеева, М. М. Речевое развитие дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М.: Академия, 2012.
3. Андреева, Г. М. Общение и оптимизация совместной деятельности / Г. М. Андреева, Я. Яноушек. - М., 2007.
4. Бородин, А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородин. - М.: Просвещение, 2002.
5. Бухвостова, С. С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста / С. С. Бес-хвостова. - Курск: Академия Холдинг, 2006.
6. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо-Пресс, 2010. – 1008 с.
7. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М., 1956. – 187 с.
8. Головин, Б.Н. Введение в языкознание / Б.Н. Головин – 3-е изд., испр. – М., 2009 – 368 с.
9. Захарова, А.В. Исследования самооценки младшего школьника в учебной деятельности / А.В. Захарова, Т.Ю. Андрущенко // Вопросы психологии. – 2011. – № 4. – С. 90-100.
10. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 448 с.
11. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – Москва: Академия, 2007. – 464 с.
12. Матюхина, М. В. Психология младшего школьника / М. В. Мухина, Т. С. Михальчик. - М.: Академия, 2009.
13. Микадзе, Ю.В. Нейропсихология детского возраста / Ю.В. Микадзе. – Спб.: Питер, 2013. – 288 с.
14. Младший школьник: развитие познавательных способностей / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2003. – 208 с.
15. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие / Рогов Е.И. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 529 с.
16. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, Н. Ф. Исаев. - М.: Академия, 2002.
17. Эльконин, Д. Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет / Д. Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1960
18. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д.И. Фельдштейна – М.: Институт практич. психологии, 1997. – 416 с.