ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
2.1 Критерии, показатели и уровни формирования возможностей эстетического воспитания уроках математики в начальных классах
2.2 Разработка диагностических методик
2.3 Анализ результатов диагностики
2.4 Методические материалы о формировании эстетического воспитания на уроках математики в начальных классах
ВЫВОД по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
2.1 Критерии, показатели и уровни формирования возможностей эстетического воспитания уроках математики в начальных классах
Научить видеть прекрасное вокруг себя в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала намеченной цели Б.М.Неменский выделил следующую ее особенность: "Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника» [9].
Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Повод для этого нам дали еще Платон и Гегель. На основе этих взглядов стало аксиомой то, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота - главное эстетическое явление.
Эстетическое воспитание в первых четвертых классах направляется на то, чтобы сформировать у школьников общие понятия об основных видах искусства, ознакомить с различными формами художественной деятельности, развивать чувственное восприятие учебного материала на различных уроках, в том числе и на уроках математики.
2.2 Разработка диагностических методик
Опытно-экспериментальная работа проводилась в 3 «Г» классе государственного учреждения образования "Средняя школа №9 г. Мозыря", цель которой - экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий эстетического воспитания младших школьников в процессе учебной деятельности.
Реализация программы исследования предусматривала решение следующих задач: обосновать выдвинутые критерии и уровни показателей эстетической воспитанности младших школьников; реализовать в процессе обучения выявленные педагогические условия эстетического воспитания младших школьников; разработать программу организации и проведения опытно-экспериментальной работы, в том числе диагностических процедур; провести диагностическое исследование динамики уровней эстетической воспитанности младших школьников.
Программа опытно-экспериментальной деятельности состояла из следующих этапов: организационного, констатирующего, формирующего, заключительного.
2.3 Анализ результатов диагностики
Полученные в ходе начальной диагностики данные позволили выявить, что младшим школьникам данной школы свойственны заинтересованность как в личных успехах, так и стремление к взаимодействию, помощь и поддержка других в достижении результатов совместной деятельности, однако не всегда проявляются такие качества, как настойчивость, аккуратность, кропотливость, что является самым ценным и общественно значимым для школьника лично и для коллектива в целом. Изучение особенностей семейного воспитания определило основные направления, формы и методы взаимодействия как со всеми респондентами, отдельными группами, так и с каждой семьей. Содержание работы с родителями школьников, особенно при наличии конфликтов между ними, заключалось в том, чтобы родители в поисках путей помощи на этапе личностного становления своего ребенка пришли к моральным и эстетическим ценностям.
2.4 Методические материалы о формировании эстетического воспитания на уроках математики в начальных классах
Красота математики тесно связана с красотой геометрических линий и форм, поэтому необходимо рассмотреть одну из возможностей реализации эстетического потенциала математики в процессе формирования у младших школьников представлений о форме геометрических объектов. Важную роль в этом процессе играет деятельность по решению задач. Задачи в начальной школе преимущественно описывают жизненные ситуации, показывают возможность использования геометрических знаний в реальной действительности и вызывают эмоциональный отклик у учащихся, который стимулирует желание выполнить задание. На первом этапе обучения геометрические знания и умения формируются на более простых, с геометрической точки зрения, объектах (меньшее количество элементов и связей), в дальнейшем они используются при работе с более сложными объектами, образами, пронизанными понятийными элементами.
Для развития геометрических представлений важно рассматривать объекты не стационарно, а на основе наблюдения способа его образования, движения, изменения, в связи с чем большое значение будет иметь практическая деятельность учащихся с предметами, в которой значительное место должно быть отведено получению тактильных осязательных ощущений, восприятию плоских и объемных объектов для формирования правильных глубинных ощущений.
ВЫВОД по 2 главе
В процессе экспериментальной деятельности было выявлено, что эстетическое воспитание на уроках математики в начальных классах способствует развитию эстетических норм в деятельности детей. Поэтому взрослым необходимо развивать познавательные способности у детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заключение по 1 главе:
В современном мире проблемами теории и практики эстетического воспитания уделяется значимое внимание, как к одному из важным принципов формирования нравственного и духовного воспитания, иначе говоря, всестороннего развития личности.
Результаты проведенного нами исследования позволили установить, что у учащихся низкий уровень эстетического воспитания.
1. Брадис, В.М. Методика преподавания математики в средней школе / В.М. Брадис. -Учебное пособие для пединститутов. М.: Учпедгиз, 1951. - 504 с.
2. Биркгоф, Г. Математика и психология / Г. Биркгоф. -М.: Сов.радио, 1977. - 96 с.
3. Волошинов, А.Г. Математика и искусство / А.Г. Волошинов. - М.: Просвещение, 1992. – 335 с.
4. Глейзер, Г.И. История математики в средней школе / Г.И. Глейзер. - М.: Просвещение, 1970.- 416 с.
5. Груденов, Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики / Я.И. Груденов. - М., 1990.- 223 с.
6. Дорофеев, Г.В. Математика, 5 класс / Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон. - Ч.1.: Учебник для 5 класса М.: Баласс, С-инфо,1996. -265 с.
7. Дорофеев, С.Н. Основы подготовки будущих учителей математики к творческой деятельности / С.Н. Дорофеев: Монография. - Пенза, 2002. - 218 с.
8. Епишева, О.Б. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учебной деятельности: Книга для учителей / О.Б. Епишина, В.И. Крупич. - М.: Просвещение, 1990.- 128 с.
9. Ильинская, И.П. Приобщение к народным художественным традициям как механизм формирования эстетических чувств младших школьников/ И.П. Ильинская / Начальная школа. - № 2. – 2000. - 318 с.
10. Истратова, О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов / О.Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2009. - 375 с..
11. Кордемский, Б.А. Увлечь школьников математикой: (Материал для клас. и внеклас. занятий) / Б.А. Кордемский.- М.: Просвещение, 1981. – 112 с.
12. Крутецкий, В.А. Психология математических способностей школьников / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1968-431с.
13. Луканкин, Г.Л. Научно-методические основы профессиональной подготовки учителя математики в педагогическом институте / Г.Л. Луканкин: Дис. д-ра пед. наук.-Л., 1989.- 59с.
14. Миракова, Т.Н. Гуманитаризация школьного математического образования (методологи, теория и практика) / Т.Н. Миракова: Монография.-М.: ИОСОРАО, 2000. – 398 с.
15. Мордкович, А.Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в пед. институте / А.Г. Мордкович: Дис. д-ра пед. наук. -М.,1986. – 355 с.
16. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3кн. М.: Гуманиг. изд. центр "Владос", - Кн. 1: Общие основы психологии. 2001. - 688с.
17. Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Просвещение, 1996. - 432 с.
18. Пойа, Д. Математическое открытие / Д. Пойд. М.: Наука, 1976. – 466 с.
19. Родионов, М.А. Мотивация учения математике и пути ее формирования / М.А. Родионов. -Саранск: Морд. ГПИ, 2001. – 252 с.
20. Саранцев, Г.И. Общая методика преподавания математики / Г.И. саранцев: Учеб. пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и университетов. Саранск: Тип. "Крас. Окт.", 1999. – 208 с.
21. Саранцев, Г.И. Эстетическая мотивация обучения математике / Г.И. Саранцев. - ПО РАО, Мордов. пед. ин-т. Саранск, 2003. – 136 с.
22. Система эстетического воспитания школьников // Под ред. Герасимова С.А.-М.: Педагогика, 1983. – 264 с.
23. Степанов М.Е. Математика и искусство // "Математика и практика; Математика и культура. (Сборник статей) -- М.: Редакция журнала "Самообразование" и МФ "Семигор", 2000. – 200 с.
24. Столяр, А.А. Педагогика математики / А.А. Столяр: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов. Мн.: Высш.шк.,1986. – 414 с.
25. Цурюмова, С. В. Педагогические условия воспитания эстетической культуры школьников в учреждении дополнительного образования детей с учетом потенциала этнокультурной среды // Вопросы гуманитарных наук. № 6 (27). 2006. – 406 с.
26. Эстетическое воспитание школьников. Вопросы теории и методики / Под ред. М.Д. Таборидзе. М.: Педагогика, 1988. – 101 с.