ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЙ УРОК И ФОРМЫ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Традиционный урок как основная форма организации обучения и воспитания
1.2 Отличительные черты нестандартных форм обучения в современной школе. Виды нестандартных уроков
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1 Изучение опыта работы педагогов-новаторов в организации и проведении нестандартных (модифицированных) современных уроков
2.2 Рекомендации по проведению нестандартных (модифицированных) современных уроков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Перед каждым учителем стоит главная задача – дать прочные и глубокие знания по предмету каждому ученику, показать детям их внутренние ресурсы, привить им желание учиться, стремление узнать новое, научить детей критически мыслить, проверять свои знания, доказывать. Кроме традиционных типов уроков у нас встречаются и нетрадиционные или нестандартные уроки, то есть уроки, имеющие нестандартную структуру. Нестандартный урок – это своего рода импровизация учебного материала.
Тема нестандартного обучения не является абсолютно новой. Я.А. Коменский, Ш.А. Амонашвилли, К.Д. Ушинский, В.Ф. Шаталов и многие-многие другие изучали нетрадиционное обучение и активно внедряли его в свою практику. На сегодняшний день эта тема очень актуальна. В последние годы интерес к нетрадиционному обучению значимо усилился. Это связано с социальными изменениями, которые создали условия для инновационных процессов в сфере образования – активного внедрения в практику различных педагогических инноваций, авторских программ и учебников.
Организация нетрадиционного развивающего обучения предполагает создание условий для овладения школьниками приемами умственной деятельности. Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируется базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных способностей учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и тому подобное.
Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций, становится одной из основных задач, поставленных перед педагогическим коллективом.
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЙ УРОК И ФОРМЫ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Традиционный урок как основная форма организации обучения и воспитания
В настоящее время существует несколько форм организации обучения: индивидуальная; индивидуально-групповая; коллективная; классно-урочная.
Индивидуальная форма – появилась самая первая. Ребёнок обучался дома, при такой системе учитель косвенно помогал в обучении, что и было самым главным минусом такой системы.
Следующей формой стала индивидуально-групповая, которая заключалась в том, что педагог занимался уже не с одним ребёнком, а с группой, но их уровень подготовки был разный, поэтому приходилось работать индивидуально с некоторыми учащимися, затрачивая дополнительное время. Как результат такая система была невыгодной и неэкономичной.
Постепенно стала формироваться концепция коллективного обучения, которая была впервые применена в братских школах Украины и Беларуси. Из этой концепции и возникла классно-урочная система обучения, которая была теоретически обоснована чешским педагогом Яном Амосом Коменским (1592–1670). Он выделил определённые характеристики классно-урочной системы, которые заключаются в следующем:
1) ключевой момент системы это класс, состоящий из группы учащихся одного возраста и не изменяющий свой состав на протяжении всего обучения;
2) главным составляющим учебного процесса стал урок;
3) руководит деятельностью на уроке учитель, которые даёт детям знания, оценивает их, контролирует, насколько они усвоили материал.
В нашей работе нас интересует главная составляющая педагогического процесса – урок.
Что такое урок? Дать на этой простой вопрос ответ весьма сложно. По мнению Н.М. Верзилина, «урок — это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий» [1, с. 84]. До настоящего времени в педагогической науке многие склонны считать, что урок — это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени [20, с. 149].
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1 Изучение опыта работы педагогов-новаторов в организации и проведении нестандартных (модифицированных) современных уроков
"Красивые, умные лица старшеклассников, озорные, смешливые глаза пятиклассников - они ждут каким будет урок, целых 45 минут нашей сегодняшней жизни".
Самым важным на сегодняшний день становится уход от шаблонного мышления, преодоление стереотипов мышления, творческий поиск новых идей, путей обучения, достижения результата согласно запросу современного общества, требованиям, предоставляемым к подрастающему поколению. Учение следует рассматривать как творческий процесс, а преподавание как творческий поиск. И способы этого поиска будут уникальными в своём роде.
Широкое применение нетрадиционных форм уроков или даже приёмов ставят перед собой цель привлечь внимание детей к обучению, решить проблему, связанную с мотивацией учащихся, которые в современном обществе считают, что образование не играет не какой роли в жизни. Также, кроме образовательных целей, использование нетрадиционных уроков разливает личностные качества учащихся и выполняет тем самым воспитательные функции.
Традиционно процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого решаются основные задачи образования, воспитания и развития. К основным структурным компонентам, раскрывающим его сущность, относят цели обучения, содержание, деятельность преподавания и учения, характер их взаимодействия, принципы, методы, формы обучения. На основе данных сущностных характеристик возможно выявление особенностей использование нетрадиционных форм уроков развивающего обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.
Использование нестандартных (нетрадиционных) форм урока или даже элементов увеличивает интерес, способствует повышению мотивации на изучение учебных предметов, но также расширяет кругозор, развивает их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.
Нами были решены поставленные задачи, изучена психолого-педагогическая, научно-методическая литература по проблеме исследования. Выявлены отличительные черты нестандартных уроков, которые заключаются в следующем: уникальная неповторимая структура, тщательная подготовка, планирование, отбор содержания, дифференцированные задания, учёт индивидуальных особенностей. И важно быть готовым до своего рода импровизации, которая характерна для нетрадиционных уроков.
Нами был изучен педагогический опыт педагогов-новаторов, таких как Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, Истоминой Н.Б., Занкова Л.В., Шишков С.М., Ильенко Л.П. и многих других в организации и проведении нестандартных уроков.
Практическая значимость работы заключается в разработанных нами рекомендаций по проведению нестандартных уроков в разновозрастных классах.
Нетрадиционные уроки позволяют, развивать навыки культурного диалога, излагать и обосновывать свою точку зрения, отстаивать правоту суждений, творчески анализировать литературный материал. После проведения таких творческих уроков учащиеся сами отмечают, насколько они полезны, подчёркивают, что более глубоко вникают в изучаемую тему и «пропускают» через себя. Это уроки психологического комфорта и открытости. Их использование целесообразно и актуально в современной системе образования. Соответственно, мы должны пользоваться нетрадиционными методиками для успешного развития творческих способностей учащихся.
1. Верзилин, Н.М. Проблемы методики преподавания биологии / Н.М. Верзилин. – М.: Педагогика, 1974. – 223 с.
2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
3. Вачков, И.В. Групповые методы в работе школьного психолога / И.В. Вачков. – М.: Ось–89, 2002. – 224 с.
4. Волгина, З.Я. Мой нестандартный урок / З.Я. Волгина. – Саранск: Педагогический поиск, 1992. – 156 с.
5. Голуб, Г.Б. Метод проектов технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. – 176 с.
6. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: ИНТОР., 1996. – 544 с.
7. Ильенко, Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе / Л.П. Ильенко // Начальная школа. – 1997. – № 1. – С. 20–25.
8. Истомина, Н.Б. Развивающее обучение / Н.Б. Истомина // Начальная школа. – 1996. – № 10. – С. 48–51.
9. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения / С.С. Кашлев. – М.: Тетра Системс, 2011. – 224 с.
10. Кульневич, С.В. Совсем необычный урок: практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001. – 230 с.
11. Мартиненко, Л. Использование интерактивных форм и методов обучения / Л. Мартиненко // Тема. – 2004. – № 3–4. – С. 229–233.
12. Махмутов, М.И. Современный урок: монография / М.И. Махмутов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогика, 1985. – 184 с.
13. Модылевская, Г.И. Нестандартные формы уроков внеклассного чтения / Г.И. Модылевская // Начальная школа. – М., 1997. – C. 28.
14. Оцабрик, И.В. Теоретические аспекты интерактивных технологий в дидактике / И.В. Оцабрик // Зарубежная литература. – 2005. – № 8. – С. 28–31.
15. Полякова, С.В. Методика коллективного взаимообщения / С.В. Полякова // Школа. – 2000. – № 5. – С. 24–26.
16. Ракова, Н.А. Педагогика современной школы: учебно-методическое пособие / Н.А. Ракова. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2009. – 215 с.
17. Саранцев, Г.И. Формы обучения в средней школе. / Г.И. Саранцев // Педагогика. – 2000. – №2. – С. 34–40.
18. Сидоров, С.В. Система обучения В.Ф. Шаталова [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. – URL: http://si-sv.com/publ/16-1-0-231. – Дата доступа:
19. Скаткин, М.Н. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М.: Просвещение, 1982. – 320 с.
20. Скаткин, М.Н. Совершенствование процесса обучения / М.Н. Скаткин. – М.: Мысль, 1971. – 206 с.
21. Сухомлинский, В.А. О воспитании / Сост. и автор вступит. очерков С. Соловейчик. – М.: Политиздат, 1979. – 345 с.
22. Чередов, И.М. Формы учебной работы в средней школе / И.М. Чередов. – Москва: «Просвещение», 1988. – 196 с.
23. Щербина, Г.С. Сказка как средство воспитания / Г.С. Щербина // Нач. шк. – 1995. – №3. – С. 13–17.