ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ТЕОРИЙ И КОНЦЕПЦИЙ РАЗВИТИЯ ВОЛИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Характеристики волевого поведения
1.2 Развитие волевого действия в дошкольном возрасте
1.3 Руководство развитием воли детей старшего дошкольного возраста как условие подготовки к учебной деятельности
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВОЛИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Диагностика волевых качеств детей старшего дошкольного возраста
2.2 Анализ и интерпретация полученных данных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования воли в старшем дошкольном возрасте обусловлена потребностями рядом общественных институтов, которые непосредственно включены в процесс формирования и воспитания членов общества. Семья, дошкольное учреждение, социум с каждым годом предъявляют к современному ребёнку все более высокие требования.
Изучение особенностей развития и воспитания волевой сферы личности играет важную роль в воспитании дошкольника. На подрастающее поколения воздействует множество внешних и внутренних факторов, которые изменяют мир переживаний дошкольника, поэтому ему необходимо владеть своими мыслями, чувствами и поступками.
Проблема воли, произвольной и волевой регуляции поведения и деятельности человека рассматривалась многими учеными. Воля являлась предметом изучения таких известных ученых как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонетьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, и др. Среди современных исследователей, которые занимаются данной проблемой, можно назвать следующих: Н.В. Аникеева, В.А. Иванников, Е.П. Ильин, Г.С. Никифоров, Е.О. Смирнова, Е.П. Щербаков.
Волевые качеств для дошкольника актуальны как во всех видах его деятельности. Обучение и воспитание дошкольников не может строиться только с привлечением ресурсов психологов, педагогов и родителей, но и должно происходить по инициативе самого ребенка, с активным включением его внутренних ресурсов.
Необходимость изучения волевых качеств дошкольников связано с тем, что ребёнок с развитой волей при постановке любой цели привлекает все возможные физические и духовные силы для её достижения. Это станет несомненным плюсом как в дальнейшей, уже школьной, деятельности, так и в целом для развития личности дошкольника. Такие качества как целеустремленность, самостоятельность и дисциплинированность
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ТЕОРИЙ И КОНЦЕПЦИЙ РАЗВИТИЯ ВОЛИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Характеристики волевого поведения
В традиционной психологии воля рассматривается в качестве источника человеческой активности, обусловливающего независимость поведения от объективных причин, а также в качестве психического процесса, а не самостоятельного явления [17, с. 65].
Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, которое выражается в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Согласно С.Л. Рубинштейну, главной функцией воли является сознательная регуляция активности в проблемных условиях жизнедеятельности [14, с. 163].
В современной психологической науке говорят об объективной детерминированности волевых действий, подчиненности волевых процессов собственным специфическим закономерностям личности. Основными признаками волевого акта являются:
– приложение усилий для выполнения волевого акта;
– наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;
– усиленное внимание к этому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в ходе и в результате его выполнения;
– зачастую усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя [19, с. 174].
Для реактивной концепции понятие воли практически не требуется, так как ее сторонники рассматривают все поведение человека в качестве реакций на внешние и внутренние стимулы. Сторонники активной концепции человеческого поведения, которая в последние годы является
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВОЛИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Диагностика волевых качеств детей старшего дошкольного возраста
Исследование проводилось на базе ДУО. В исследовании приняли участие 30 детей. В ходе исследования были использованы такие методики как: методика «Использование метода наблюдения для оценки волевых качеств» (Высоцкий А.И.); методика «Неразрешимая задача»; методика «Изучение умения дошкольников сдерживать свои непосредственные побуждения под влиянием ограничительных мотивов» (Ильин Е.П.).
Рассмотрим подробнее данные методики
1. Методика «Использование метода наблюдения для оценки волевых качеств» (Высоцкий А.И.)
Довольно полную характеристику волевой активности субъекта можно получить, наблюдая за его настойчивостью, инициативностью, решительностью, самостоятельностью, выдержкой, организованностью и дисциплинированностью, проявляемых в каком-нибудь виде деятельности.
Оценка силы волевых качеств производится по пятибалльной системе: 5 — волевое качество очень сильно развито, 4 — сильно развито, 3 — слабо развито, 2 — очень слабо развито, 1 — волевое качество не присуще данному субъекту (для большей точности оценка может быть выражена с десятыми долями балла, например, 3,7 или 4,2 и т.д.).
Общая оценка каждого волевого качества, определяется как среднеарифметическое значение, полученное от деления суммы оценок данного качества на число оценивающих. Если среднеарифметическое равно четырем и выше, данное качество проявляется сильно, в остальных случаях — волевое качество считается слабо проявляющимся. Так определяется сила каждого из изучаемых волевых качеств.
Выводы. Если волевое качество определенной силы и устойчивости проявляется только в одном виде деятельности (НОД, труд, спорт), можно
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В дошкольном возрасте у детей формируются произвольные действия и волевые качества, играющие важную роль в становлении личности.
В ходе исследования были успешно решены следующие задачи:
1. Проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования.
2. Дана характеристика волевого поведения.
3. Проведена диагностика волевых качеств старшего дошкольника.
4. Проанализированы данные экспериментальной работы.
Конечно, в дошкольном возрасте формирование воли и произвольности ребенка только начинается. В этот период дети только начинают самостоятельно определять и осознавать свои действия. Задача взрослых не в том, чтобы ломать или преодолевать желания ребенка, а в том, чтобы помочь ему понять (осознать) собственные желания и удержать их вопреки ситуативным обстоятельствам.
Итак, родители, стремящиеся воспитать волю у ребенка, должны соблюдать следующие правила:
1) не делать за ребенка то, чему он должен научиться, а лишь обеспечить условия для успеха его деятельности;
2) активизировать самостоятельную деятельность ребенка, вызвать у него чувство радости от достигнутого, повышать веру ребенка в его способность преодолевать трудности;
3) даже маленькому ребенку полезно объяснять, в чем заключается целесообразность тех требований, приказов, решений, которые взрослые предъявляют ребенку, и постепенно учить ребенка самостоятельно принимать разумные решения.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический проект, 2005. – 702с.
2. Аникеева Н.В. Значение волевых качеств личности в профессиональном становлении // Вестник Московского ун-та МВД России. – 2013. –№ 5. – С. 242-245.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 398 с.
4. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. – 1136 с.
5. Заводовская Д.А. Изучение особенностей волевых качеств дошкольников // Молодежная наука: тенденции развития. – 2017. – № 1. – С. 47-51.
6. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений // Избранные психологические труды: В 2-х т. – М.: Педагогика, 1986. – 286 с. – Т. II.
7. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. – 1991. – № 2. – С. 15-37.
8. Зобнина Т.В. Воля в структуре процесса самоуправления // Современные исследования соц. проблем. – 2015. – № 5 (49). – С. 510-518.
9. Иванников В.А. Воля // Национальный психологический журнал. – 2010. – № 1 (3). – С. 97-102.
10. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. –СПб.: Питер, 2006. –208 с.
11. Ильин Е.П. Психология воли. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 368 с.
12. Кисова В.В. Формирование саморегуляции как компонента психологической подготовки к школьному обучению // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 8. – С. 965-969
13. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2010. – 583 с.
14. Немов Р.С. Психология. – М.: Владос, 2014. – 688 с.
15. Новикова К.В. Ноздрина Н.А. Воля как важнейшая составляющая процесса формирования личности // Новая наука: современное состояние и пути развития. – 2017. – № 3. – С. 84-86.
16. Рогов Е.И. Эмоции и воля. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 239 с.
17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 720 с.
18. Сидоров К.Р. Развитие представлений о воле в психологической науке // Вестник Удмуртского ун-та. – 2009. – Вып. 2. – С. 61-72.
19. Смирнова Е.О. К проблеме воли и произвольности культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология. – 2015. – № 3. – С. 9-15.
20. Соколова Е.С. Социальная активность современной молодежи // Знание. Понимание. Умение. – 2011. – № 2. – С. 15-19.
21. Струнина Н.Н. Волевая регуляция личности в контексте соотношения морали и воли // ПГУ. – 2017. – № 11. – С. 105-107.
22. Тимощук А.С. Психолого-педагогическое измерение понятия «воля» // История российской психологии в лицах: Дайджест. – 2017. – № 6. – С. 143-149.
23. Уляшева В.В. Исследование волевых качеств личности в подростковом возрасте: сборник материалов научн.-практ. конференции // Наука и образование: проблемы и перспективы. – Омск, 2015. – С. 211-215.
24. Черенева Е.А. Проблема воли и произвольности в психологии // Вестник Бурятского гос. университета. – 2011. – № 5. – С. 39-43.
25. Чеснокова Л.В. Развитие познавательной активности младших школьников посредством интегрирования предметов // Вестник Адыгейского гос. ун-а. – 2008. – № 7. – С. 1-7.
26. Шадрина О.Н. Воля как фактор самоорганизации человека // Вестник Алтайского гос. аграрного ун-та. – 2005. – № 1. – С. 186-189.
27. Шаповаленко И.В. Возрастная психология: (психология развития и возрастная психология): учеб. для студентов вузов. – М.: Гардарики, 2004. – 349 с.
28. Шевцов А.А. О воли и ее психологии // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – № 4 (59). – С. 173-175.
29. Щербаков Е.П. Функциональная структура воли: монография. – Омск: Изд-во НОУ ВПО ОмГА, 2015. – 210 с.
30. Щербаков Е.П., Малахова А.В. Воля как сложное психическое явление // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2000. – № 2 (14). – С. 132-134.