ВВЕДЕНИЕ
1 ЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Формы организации физического воспитания школьников
1.2 Значение внешкольной работы в системе физического воспитания школьников
2 ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВОЙ И СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ ВО ВНЕШКОЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
2.1 Физическое воспитание в детско-юношеских спортивных школах, специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва, центрах олимпийского резерва и подготовки
2.2 Физическое воспитание в детских экскурсионно-туристических центрах, оздоровительных и спортивно-оздоровительных лагерях
2.3 Физкультурно-массовая и спортивная работа по месту жительства
3 ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
3.1 Социально-педагогическое значение физической культуры в семейном быту
3.2 Физическое воспитание в повседневной жизни школьника
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время положение Республики Беларусь, высочайшие темпы ее развития предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью. Условия жизни современного человека отличаются повышенным комфортом и рафинированными условиями существования. За достижения НТР человек расплачивается своим здоровьем, постепенно теряя защитные механизмы и приспособления к изменяющимся условиям природы.
В условиях современной жизни взрослые и дети становятся заложниками малоподвижного образа жизни, ухудшение экологической обстановки снижает иммунитет человека и он легко поддается воздействию агрессивной окружающей среды, усиливается болезненность, развивается риск приобретения различных хронических недугов. В связи с этим необходимо указать на то, что даже в таких условиях физически крепкий и закаленный человек имеет достаточно высокий уровень качества жизни. По данным исследований, здоровье человека на 10-20% зависит от наследственности, 10-20% – от состояния окружающей среды, 8-12% – от уровня здравоохранения и 50-70 % – от образа жизни [2, c. 63].
К сожалению, далеко не все учащиеся понимают значение физического воспитания. Многие из них ограничиваются только посещением обязательных уроков физкультуры. Это ни в коей мере не может компенсировать недостаточность их двигательной активности, в результате чего возникает излишняя полнота, отставание в физическом развитии, снижается умственная работоспособность.
1 ЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Формы организации физического воспитания школьников
Физическое воспитание школьников осуществляется в учебных заведениях, которые входят в систему среднего образования, в учреждениях, осуществляющих внешкольные занятия и в семье.
Для того, чтобы с наибольшей эффективностью удовлетворялась потребность учащихся в двигательной активности и решались задачи физического воспитания с учетом возрастного развития учащихся необходимо использовать как можно большее количество разнообразных форм организации занятий физическими упражнениями в системе школьного физического воспитания.
Все многообразие форм физического воспитания школьников реализуется в трех сферах:
- в учебных заведениях всех типов (в частности – в общеобразовательных школах);
- в организациях и учреждениях, осуществляющих внешкольное воспитание (систематические занятия избранным видом спорта в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ) или специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва (СДЮШОР); занятия в физкультурно-оздоровительных центрах; физкультурные мероприятия в летних и зимних оздоровительных лагерях (утренняя гигиеническая гимнастика; физкультурные оздоровительные мероприятия (прогулки, водные и воздушные процедуры и т.п.); занятия в обще-лагерных спортивных секциях; ежедневные занятия по плаванию; спортивные соревнования, спартакиады); разнообразные физкультурно-оздоровительные мероприятия в парках культуры и отдыха, на детских площадках, лыжных базах, лодочных станциях и в других местах массового отдыха; занятия физическими упражнениями, спортивные развлечения и соревнования по месту жительства или в физкультурно-спортивных клубах (ФСК); учебно-тренировочные и массово-оздоровительные занятия в туристских лагерях (на туристско-экскурсионных базах) [23, c. 208];
– в условиях семьи.
2 ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВОЙ И СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ ВО ВНЕШКОЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
2.1. Физическое воспитание в детско-юношеских спортивных школах, специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва, центрах олимпийского резерва и подготовки
Согласно Кодекса Республики Беларусь об образовании, внешкольное воспитание и обучение в государственных учреждениях образования бесплатное. Перечень учреждений, обеспечивающих получение внешкольного воспитания и обучения, утверждается Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с Министерством экономики Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь, Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь [3].
Законом Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 125-З «О физической культуре и спорте» определены главные направления и принципы государственной политики в сфере физической культуры и спорта, закреплены основные термины и их определения, положения о законодательстве о физической культуре и спорте, праве граждан на занятия физической культурой и спортом, правилах безопасности проведения занятий физической культурой и спортом. Отдельные правовые нормы посвящены вопросам организации физической культуры по месту жительства, физического воспитания обучающихся, проведению физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы и др.
Согласно ст. 23 закона «О физической культуре и спорте», специализированное учебно-спортивное учреждение – некоммерческая организация, целью деятельности которой является подготовка спортивного резерва и спортсменов высокого класса.
3 ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
3.1 Социально-педагогическое значение физической культуры в семейном быту
Воспитание детей происходит не только в дошкольных и школьных детских учреждениях, но и дома, в семье. Именно поэтому в каждой семье, желающей вырастить здоровых и умных детей, необходимо заботиться об их правильном физическом развитии. Но взрослые должны контролировать физическое состояние не только своих детей, но и самих себя. Если вся семья будет вести правильный образ жизни, то дети будут расти здоровыми. Таким образом, чем больше семей будут культурными в физическом плане, тем здоровее будет население всей нашей страны в целом.
Физическое воспитание в семье предполагает укрепление здоровья и сил и физическое развитие ребенка. Такое воспитание должно быть первоочередным, потому что приоритет здоровья является наивысшим. В семье физическое воспитание детей обеспечивают, способствуя здоровому образу жизни, правильно организуя распорядок дня, занимаясь спортом, закаляя организм ребенка. Подбор методов зависит от педагогической культуры семьи, представления о ценностях, понимание цели воспитания, роли родителей в становлении личности ребенка, стиля взаимоотношений в семье и др. Поэтому методы воспитания имеют на себе отпечаток воспитательных приоритетов семьи.
Средства решения воспитательных задач в семье разнообразны. Родители становятся первыми учителями маленького ребенка, но часто процесс обучения начинается раньше, чем они успевают осознать этот факт. Дети усваивают образ жизни родителей, в семье закладываются основы многих умений, навыков и привычек, производятся оценочные суждения и определяется жизненная позиция ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведение исследовательской работы содействовало реализации поставленных задач и в итоге можно сделать следующие выводы.
Внешкольная работа по физической культуре осуществляется объединенными усилиями органов образования, физкультурными, профсоюзными организациями с привлечением к ней общественного и ученического физкультурного актива. В задачи внешкольной работы входят: вовлечение возможно большого количества школьников в систематические занятия физической культурой и спортом; содействие организации полезного досуга школьников, укрепление здоровья, физического развития и повышение работоспособности организма; формирование интереса к массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работе на основании совершенствования инструкторских и судейских знаний и навыков школьников.
Учреждения, обеспечивающие получение внешкольного воспитания и обучения, исходя из интересов и склонностей обучающихся, потребностей семьи, определяют направления, виды, формы и профили своей деятельности, организуют работу с учащимися в течение всего календарного года. Основная деятельность обучающихся в указанных учреждениях осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам (кружок, секция, клуб, и др.). Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких указанных объединениях.
Физическое воспитание по месту жительства является частью физкультурно-оздоровительной работы с населением, которую должны осуществлять отделы по физической культуре, спорту и туризму, а так же учреждения коммунального хозяйства.
1. Жигальцова, А.В. Роль семьи в формировании физического воспитания у детей / А.В. Жигальцова, Т.Ю. Ковтун [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 26. – С. 88-91. – URL: https://e-koncept.ru/2017/770719.htm (дата обращения)
2. Ключникова, С. Н. Модель организации физкультурно-спортивной деятельности детей, подростков и учащейся молодежи / С. Н. Ключникова, О. В. Демиденко, Е. О. Панова // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. – 2013. – № 5. – С. 34-37.
3. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-З // // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Мн., 2017.
4. Кривцун, В. П. Методические основы физкультурно-оздоровительных занятий : курс лекций / В. П. Кривцун, Л. Н. Кривцун-Левшина; М-во образования Респ. Беларусь, Витеб. гос. ун-т. – Витебск : ВГУ, 2014. – 47 с.
5. Лукьяненко, В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие / В.П. Лукьяненко. – М.: Советский спорт. – 2003. – 224 с.
6. Мартилова, Л. В. Проект «Дворовая практика»: Результативный опыт организации досуга детей и молодежи по месту жительства / Л. В. Мартилова // Воспитание школьников. – 2012. – № 2. – С. 62-65.
7. Массовые физкультурно-спортивные мероприятия и их роль в современном обществе : учеб. модуль : метод. рекомендации для студентов специальности «Начальное образование. Физ. культура» дневной формы обучения / М-во образования Респ. Беларусь, БарГУ ; сост. И. А. Ножко. – Барановичи : БарГУ, 2008. – 26 с.
8. Материалы III Международной научно-практической конференции «Здоровье для всех», Пинск, 19-20 мая 2011 г. / Нац. банк Респ. Беларусь [и др.]; редкол.: К. К. Шебеко [и др.]. – Пинск : ПолесГУ, 2011. – Ч. 3. – 294 с.
9. Материалы по организации массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в учреждениях: (в помощь спорт. организаторам, профсоюз. работникам и активистам) / Минская обл. орг. Белорус. профсоюза работников здравоохранения. – Минск, 2010. – 161 с.
10. Никитушкина, Н. Н. Развитие массовой физкультурной работы по месту жительства и отдыха населения [Электронный ресурс] : метод. пособие / Н. Н. Никитушкина. – М., 2010. – 160 с. – Библиогр.: с. 156–159. –URL: http://www.studmed.ru/nikitushkina-nn-razvitie-massovoy-fizkulturnoy-raboty-po-mestu-zhitelstva-i-otdyha-naseleniya_e458929b1 (дата обращения)
11. О физической культуре и спорте: Закон Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 125-З. [Электронный ресурс]. – URL: http://kodeksy-by.com/zakon_rb_o_fizicheskoj_kulture_i_sporte.htm (дата обращения)
12. Орлов, А.Б. Организационно-правовые детерминанты проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы на площадках по месту жительства / А. Б. Орлов, А. А. Епифанцев // Физ. культура, спорт – наука и практика. – 2013. – № 1. – С. 6-9.
13. Орлов, А.Б. Программно-нормативные основы развития физической культуры и массового спорта по месту жительства / А. Б. Орлов, О. И. Тищенко // Физ. культура, спорт – наука и практика. – 2013. – № 2. – С. 20-23.
14. Положение о детско-юношеской спортивной школе, детско-юношеской спортивно-технической школе // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 20.09.2014, № 8/29120.
15. Положение о специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва, специализированной спортивно-технической школе // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 20.09.2014, № 8/29120.
16. Положение о центре олимпийского резерва // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 20.09.2014, № 8/29120.
17. Теоретические и методические аспекты физкультурно-оздоровительной работы : материалы Респ. науч.-практ. конф., Минск, 8-9 февр. 2000 г. / М-во спорта и туризма Респ. Беларусь, Акад. физ. воспитания и спорта Респ. Беларусь, каф. рекреации. – Минск, 2000. – 52 с.
18. Филиппов, Н.Н. Научно-педагогические основы физкультурно-оздоровительной работы с населением по месту жительства / Н. Н. Филиппов. – Минск : Минсктиппроект, 2001. – 174 с.
19. Филиппов, Н.Н. Организация и содержание физкультурно-оздоровительной работы с населением по месту жительства в современных социально-экономических условиях : монография / Н. Н. Филиппов; Воен. акад. Респ. Беларусь. – Минск, 2009. – 240 с.
20. Филиппов, С.С. Управление физической культурой и спортом по месту жительства / С. С. Филиппов, В. О. Пискун // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 2. – С. 63-64.
21. Фурманов, А.Г. Физическая рекреация: активный отдых, спорт для всех, оздоровление, туризм: учеб. пособие для студентов вузов по специальности «Туризм и гостеприимство» / А. Г. Фурманов. – Минск : МЕТ, 2009. – 495 с.
22. Хашханок, А. К. Организация активного семейного отдыха населения с использованием средств физической рекреации / А. К. Хашханок // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. – 2011. – № 5. – С. 23.
23. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480 с.
24. Храмов, В.В. Теория и методика оздоровительной физической культуры: тексты лекций / В.В. Храмов; М-во образования Респ. Беларусь, Гродн. гос. ун-т им. Я. Купалы. – Гродно, 2000. – 80 с.
25. Ушников, А. И. Управление спортивно-массовой работой с детьми и подростками по месту жительства / А.И. Ушников // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. – 2010. – № 3. – С. 19.