Введение
1. Теоретический анализ социально-педагогического сопровождения выпускников детских интернатных учреждений
1.1. Психологические особенности выпускников детских интернатных учреждений
1.2. Понятие «социально-педагогическое сопровождение»
1.3. Технологии социально-педагогического сопровождения выпускников детских интернатных учреждений
2. Эмпирическое исследование психологических особенностей выпускников детских интернатных учреждений
2.1. Методика проведения исследования
2.2. Анализ результатов исследования
2.3. Методические рекомендации по совершенствованию социально-педагогического сопровождения выпускников детских интернатных учреждений
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Специфика и проблемы постинтернатной адаптации выпускников стали активно обсуждаться и разрабатываться в нашей стране, начиная с 90-х годов ХХ века. Это было связано с тем, что успешная социальная адаптация предполагает наличие у детей-сирот комплекса определенных знаний и умений, необходимых для жизнедеятельности в социуме.
Проблемы детей-сирот исследовали такие авторы как Ослон В.Н., Иванова Н.П., Брускова Е.С. Дементьева И. Социальную работу с детьми-сиротами исследовали Гурко Т.А., Олиференко Л.Я. Вопросы социально-педагогического сопровождения рассматривались в работах И.В. Дубровиной, Е.П. Казаковой, С.Г. Муравьева, Л.М. Шипицина, И. Трус и др.
Актуальность темы состоит в еобходимости изучения проблемы социально-педагогического сопровождения выпускника интернатного учреждения обусловлена такими факторами как низкий уровень подготовки к самостоятельной жизни выпускников интернатных учреждений; потребностью общества и государства в формировании полноценных развитых личностях выпускников интернатных учреждений; необходимостью учета региональных особенностей при осуществлении социальной адаптации выпускников; воспроизводством выпускниками интернатных учреждений в самостоятельной взрослой жизни явления социального сиротства по отношению к своим детям, обусловленное отсутствием опыта успешной семейной адаптации.
Цель исследования – изучить особенности социально-педагогического сопровождения выпускников школ-интернатов для детей сирот в учреждениях образования.
Объект исследования – выпускники детских интернатных учреждений.
Предмет исследования – социально-педагогическое сопровождение выпускников детских интернатных учреждений.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме социально-педагогического сопровождения выпускников детских интернатных учреждений.
2. Выявить особенности самооценки выпускников детских интернатных учреждений.
3. Выявить уровень притязаний выпускников детских интернатных учреждений.
4. Составить практические рекомендации социально-педагогического сопровождения выпускников детских интернатных учреждений.
Теоретическая значимость исследования. Изучение проблемы исследования позволит расширить представления в сфере социально-педагогического сопровождения выпускников школ-интернатов для детей сирот в учреждениях образования.
Практическая значимость исследования.
Были получены конкретные результаты, связанные со способностями строить жизненные планы, осмысливать построение жизненной перспективы.
Результаты исследования, могут использоваться в профессиональной деятельности социально-психологической службы учреждений, а также социальных работников.
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, 6 подпунктов, заключения, списка использованных источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКИХ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1.1. Психологические особенности выпускников детских интернатных учреждений.
Исследования зарубежных и отечественных ученых (И.Д. Бех, Е.С. Брускова, Т.А. Гурко, И. Дементьева, Л.Я. Олиференко, В.Н. Ослон и др.) показывают, что условия социализации детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях и испытавших раннюю депривацию, обуславливают искажение процесса формирования личности. Среди последствий депривации и взросления в интернатном учреждении – задержка общего развития, нарушение формирования коммуникативных навыков, эмоциональная нестабильность, развитие комплекса личностных проблем и некорректное усвоение социальных установок [28, с. 31-32].
Кроме того, в условиях закрытого учреждения у воспитанников формируется жесткое внутреннее обособление и противопоставление себя окружающему социуму, вырабатывается стратегия избегания контактов с окружающими людьми, что в дальнейшем не позволяет эффективно строить взаимоотношения с другими людьми.
Основными направлениями социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, являются социальная профилактика, реабилитация и адаптация. Однако именно последняя в работе с данной категорией детей, в силу специфики их психоэмоционального развития и особенностей воспитания в учреждениях государственного попечения, занимает ведущее место. Именно с её помощью происходит решение целого комплекса проблем, с которыми сталкиваются воспитанники и выпускники интернатных учреждений [30, с. 18].
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКИХ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
2.1. Методика проведения исследования
Цель эмпирического исследования: выявить особенности личности выпускников детских интернальных учреждений.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение самооценки, уровня притязаний и стратегий самоутверждения подростков путем тестирования;
3) анализ и интерпретация полученных результатов.
База исследования: исследование проводилось на базе ГУО УКАЗАТЬ УЧРЕЖДЕНИЕ И ГОРОД. В исследовании приняли участие 30 учащихся 11 классов (15 мальчиков и 15 девочек) в возрасте 16-17 лет.
Методы исследования: тестирование, количественный и качественный анализ, методы математико-статистической обработки данных.
Для достижения задач были использованы следующие методики:
1. Шкала Я-концепции Пирса–Харриса.
Назначение: выявление особенностей самооценки в подростковом возрасте.
Опросник включает 90 утверждений, которые касаются отношения к своему «Я», а также некоторых обстоятельств и ситуаций, связанных с проявлением самоотношения.
Тестовые показатели самооотношения: 1) тревожность, 2) интеллект, 3) ситуация в школе,4) внешность,5) счастье и удовлетворенность, 6) положение в семье,7) общение, 8) поведение, 9) уверенность в себе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В резкльтате проведённого теоретического анализа психологических особенностей выпускников интернатных заведений, удалось установить:
–Представления о будущей жизни у большинства выпускников расплывчаты, идеалистичны, не соотносятся с реальной социальной и экономической ситуацией, со своими возможностями и ресурсами, обычно ограничены ближайшим будущим. Длительное проживание в детских домах и интернатных учреждениях ограничивает усвоение социального опыта детьми, снижает количество и качество вариантов и типов одобряемого социального поведения, что впоследствии формирует целый комплекс указанных выше социальных проблем выпускников, а также и комплекс социальной неполноценности, что мешает адекватному протеканию процесса социальной адаптации.
– социальная адаптация – это процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности, освоения социальной среды, в котором личность выступает как в качестве объекта, так и в качестве субъекта адаптации, а социальная среда является одновременно и адаптирующей и адаптируемой стороной. Результатом социальной адаптации является социальная адаптированность, которая достигается через адаптивное поведение, характеризующееся успешным принятием решений, проявлением инициативы, четким определением собственного будущего.
Социально-педагогическая работа с выпускниками детских интернатных учреждений включает в себя этапа подготовки воспитанников к выходу в самостоятельную жизнь и этап сопровождения выпускников в течение 2-3 лет после окончания учёбы в учреждении образования.
В результате теоретического исследования были решены следующие задача анализа психолого-педагогической литературы по теме социально-педагогического сопровождения выпускников детских интернатных учреждений.
В нашей работе, в рамках поставленных задач было произведено эмпирическое исследование психологических особенностей выпускников детских интернатных заведений.
Большинство подростков характеризуются низким уровнем самоотношения – негативным эмоционально окрашенным отношением к себе в различных видах деятельности.
На уровне притязаний, оказалось, что большинство подростков имеют средний уровень притязаний – средний уровень трудности выбираемой цели. Подростки ставят перед собой такие цели, которых они действительно стремятся достичь. Достаточно большое число подростков имеют высокий уровень притязаний, что свидетельствует о завышенной оценке своих возможностей
В практической части нашей работы были решены следующие задачи:
– Выявлены особенности самооценки выпускников детских интернатных учреждений.
– Выявлен уровень притязаний выпускников детских интернатных учреждений.
– Составлены практические рекомендации социально-педагогического сопровождения выпускников детских интернатных учреждений и разработана коррекционная программа по развитию адекватной самооценки подростков обучающихся в интернатных заведения в процессе учебной деятельности.
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 299 с
2. Березин, Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека Ф.Б. Березин. – Л.: Наука, 1988. – 267 с
3. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / Н.М. Борытко; науч. ред Н.К. Сергеев. – Волгоград: Перемена 2001. – 181 с
4. Боулби, Дж. Привязанность: пер. с англ. / Дж. Боулби; общ. ред. и вступ. статья Г.В. Бурменской. – М.: Гардарики, 2003. – 477с
5. Брускова, Е.С. Семья без родителей: Социально-педагогическая система Германа Гмайнера / Е.С. Брускова - М.: Центр развития социально-педагогических инициатив, 1993. - 240с
6. Газман, О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы / О.С. Газман. – М.: МИРОС, 2002. – 296 с
7. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи: монография / Е.И. Головаха. – Киев: Наукова Думка, 1988. – 144 с
8. Гурко, Т А. Теоретические подходы к изучению семьи / Т.А. Гурко – М.: Институт социологии РАН, 2010. –176 с
9. Дементьева, И.Ф. Родительство – актуальная проблема современной российской семьи социальные факторы снижения рождаемости / И.Ф. Дементьева // Социальная педагогика в России. – 2016. – № 2. – С. 11-18
10. Жизненное самоопределение учащихся Республики Беларусь: опыт социологического исследования; отв. науч. ред. А.И. Левко; науч. ред. В.П. Плиско. – Минск, 1995. – 138 с
11. Жмыриков, А.Н. Диагностика социально- психологической адаптированности личности в новых условиях деятельности и общения: автореф. дис. д-ра.психол. наук: 19.00.01 / А.Н. Жмыриков. – Л., 1989. – 15 с
12. Залыгина, Н.А. Методологические проблемы социологического изучения жизненного самоопределения учащихся, пострадавших от Чернобыльской катастрофы: автореф. … дис. канд. социол. наук: 22.00.01 / Н.А. Залыгина – Минск, 1996. – 22 с
13. Зарецкий, В.К. Пути решения проблемы сиротства в России / В.К. Зарецкий, М.О. Дубровская [и др.]. – М.: ООО «Вопросы психологии», 2002. – 208 с
14. Казакова, Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике / Казакова Е.И. // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. – СПб.: Питер, 1998. – 581с
15. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. / А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1983. – Т. 2
16. Лишенные родительского попечительства: хрестоматия / В.С. Мухина [и др.]; ред.-сост. В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с
17. Лузина, Л.М. Как помочь школьнику в жизненном самоопределении / Л.М. Лузина // Воспитание школьников. – 2003. – № 10. – С. 24-27
18. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб.пособие / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр "Академия", 2008 – 256 с
19. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. - 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 560 с
20. Ослон, В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья / В.Н. Ослон. – М.: Генезис, 2006. – 368 с
21. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Е.А. Александрова и др.; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой; науч. ред. Н.Б. Крылова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 288 с
22. Прикладная социальная психология; под ред. А.Н. Сухова и А.А. Деркача. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. – 688 с
23. Прихожан, А.М. Психология сиротства / А.М. рихожан, Н.Н. Толстых. – 2-е изд.– СПб.: Питер, 2005. – 400 с
24. Проблемы социальной поддержки выпускников интернатных учреждений и пути ее совершенствования: материалы круглого стола 22 марта 2011 года / Под. ред. Л.В. Мардахаева. – М.: Издательство РГСУ, 2011. – 150 с
25. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с
26. Сафин, В.Ф. Психология самоопределения личности: учеб. пособие / В.Ф. Сафин / Свердл. пед. ин-т. – Свердловск: Свердловский педагогический институт, 1986. – 142 с
27. Семья, Г.В. Основы социально-психологической защищенности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. – М.: БФРГТЗ «СЛОВО», 2001.– 142 с
28. Сопровождение развития детей-сирот: психолого-педагогические проблемы / сост. О.Ф. Горбунова, Е.А. Калягина. – Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2008. – 238 с
29. Технология социальной работы: Учебник / Под ред. Е.И. Холостовой, Л.И. Кононовой. – М.: Изд-во Юрайт, 2011. – 503 с
30. Толстых, Н.Н. Развитие временной транспективы и способности к целеполаганию у школьников 15-17 лет / Н.Н. Толстых // Воспитание школьников. – 1997. – № 4. – С. 21-24
31. Трус, И. Модель социально-педагогического сопровождения подростков с акцентуациями характера / И. Трус // Воспитание школьников. – 2002. – №7. – С. 26-30
32. Тюрина, Э.И. Социальная работа с семьей и детьми: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Э.И. Тюрина, Н.Ю. Кучукова, Е.А. Пенцова – М.: Издательский центр «Академия», 2009 – 288 с.
33. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. – Минск: Ильин В.П., 1996. - 192 с.