Введение
Глава 1. Теоретические основания проблемы психолого-педагогической поддержки
1.1 Понятийный аппарат
1.2 Особенности личности в младшем школьном возраст
1.3 Анализ причин неуспеваемости младших школьников в обучении
Глава 2. Организация педагогических условий
2.1 Условия педагогического сопровождения
2.2 Методы и технологии педагогического сопровождения неуспевающих младших школьников в процессе обучения
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Проблема школьной неуспеваемости настолько сложна и многоаспектна, что для ее всестороннего рассмотрения требуется целостный синтетический подход, интегрирующий знания из различных областей науки − педагогики, психологии, психодиагностики.
Изучением отдельных аспектов данной проблемы занимались многие отечественные ученые: Ю.К. Бабанский, П.П. Блонский, А.А. Бударный, Т.А. Власова, A.M. Гельмонт, Ю.З. Гильбух, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Н.А. Менчинская, Н.И. Мурачковский, М.С. Певзнер, М.Н. Скаткин, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и другие.
Школьная неуспеваемость – это стойкое отставание обучающегося в уровне усвоения содержания образования по сравнению с требованиями, предусмотренными образовательным стандартом, иными словами, это несоответствие учебных успехов ученика требованиям школьной программы, в результате которых дальнейшее полноценное обучение становится затруднительным или невозможным. Следовательно, неуспевающие школьники − это обучающиеся, чьи результаты учебной деятельности много ниже требований учебного процесса.
В последние годы на ступени начального образования наблюдается явление поляризации детей по уровню умственного развития, сформированности познавательных интересов и инициативы. Наряду с ростом количества одарённых и способных детей всё большее число ребят определяют к группе риска, т.е. к проблемным: интеллектуально пассивным, испытывающим трудности в обучении, а также со «специальными нуждами».
Повышенная уязвимость младших школьников из группы риска требует большего внимания к индивидуализации образовательного процесса с учётом социальной и психолого-педагогической компенсации трудностей в обучении.
ГЛАВА 1 Теоретические основания проблемы психолого-педагогической поддержки
1.1 Понятийный аппарат
Для подробного изучения основания психолого-педагогической поддержки, прежде всего, следует рассмотреть ее сущность и содержание. Поэтому обратимся к анализу понятия поддержки и дадим определение основному термину «поддержка», т. е. это служащее опорой кому-либо, чему-либо. Также существует несколько разновидностей данного понятия, которые следует рассмотреть, т. к. это даст нам возможность прийти к более разностороннему объяснению понятия. Однако, мы возьмем не все виды, а только лишь те, которые наиболее близки к нашему анализу. К ним относятся: социальная поддержка, которая в широком смысле содержит трактовку совокупности положительных влияний социального окружения на человека и на его интеграцию в систему социальных отношений. Если рассматривать это понятие в более узком смысле, то это прямая помощь в трудных жизненных ситуациях.
Следующий вид наиболее близок к нашему анализу – педагогическая поддержка. Понятие «педагогическая поддержка» в отечественную науку было введено О.С. Газманом. Данный термин он рассматривал с точки зрения процесса индивидуального развития и саморазвития личности ребенка. Предметом педагогической поддержки О.С. Газман считал «процесс совместного определения с ребенком его собственных интересов и путей преодоления проблем, мешающих сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в различных сферах деятельности и жизнедеятельности».
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 Условия педагогического сопровождения
Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие: педагогическую профилактику, педагогическую диагностику, педагогическую терапию и воспитательное воздействие.
Учитель всегда должен знать, что неуспеваемость легче предупредить, чем устранить. Очень часто трудности коррекции школьной неуспеваемости возникают в результате не всегда своевременной и квалифицированной диагностики, выявления её причин и механизмов. Основываясь на имеющихся в психолого-педагогической литературе данных, можно говорить о том, что в настоящее время в практике школьного обучения сложилось несколько подходов к диагностике и коррекции причин, вызывающих те или иные трудности в школьном обучении: педагогический (самый ранний) и более поздние − психологический и нейропсихологический.
Основная цель педагогической и психологической диагностики – это определить основные «пробелы» и трудности в обучении ребенка и их причины. Реализация этой цели может быть успешно осуществлена благодаря научно разработанным методикам: комплексное тестирование, опросы, психодиагностика, анкетирование школьников и их родителей и др. [7, с. 113].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, понятие поддержки включает в себя несколько разновидностей, но мы, остановились при рассмотрении именно на социальной, педагогической и психологической поддержки. По той причине, что они являлись для нас наиболее значимыми при изучении вопроса психолого-педагогической поддержки. К тому же, психолого-педагогическая поддержка включает в себя цели, задачи и методы, относящиеся к ее содержанию. В его основе имеет место основная цель и второстепенная. К основной цели мы отнесли помощь учащимся в их профессиональном и личностном самоопределении, прояснении и выстраивании временной перспективы и формировании вектора на будущую профессию, в соответствии со своими интересами. Второстепенной целью являлась психологическая работа с родителями.
Младший школьный возраст можно считать оптимальным и благоприятным для социализации детей, а общеобразовательная школа при эффективных педагогических условиях будет благополучно способствовать оптимизации этого процесса. Результативность и качество педагогического содействия социализации младших школьников будет выражаться в сформированности знаний социального поведения, конкретных качеств личности, навыков, умений и применяемых способов взаимодействия с другими людьми.
Осведомленность педагога о возможных причинах неуспеваемости младших школьников позволит учителю своевременно и результативно оказать помощь в преодолении и даже предупреждении трудностей, а значит, способствовать реализации одной из приоритетных задач гуманной педагогики – созданию условий для полноценного развития личности учащихся.
1. Андреев, В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреева. – Казань, 2000. – 337 с.
2. Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей / А.Ф. Ануфриев. – М.: Ось – 89, 2009. – 272 с.
3. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. – М., 2005. – 289 с.
4. Бабанский, Ю.К. Об изучении причин неуспеваемости школьников / Ю.К. Бабанский // Советская педагогика. – 1972. – №1. – С. 18-21
5. Волков, Б.С. Основы профессиональной ориентации / Б.С. Волков. – М.: Академический проект, 2014. – 333 с.
6. Газман, О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы / О.С. Газман – М.: МИРОС, 2002. – 314 с.
7. Гельмонт, А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления / А.М. Гельмонт. – М.: Просвещение, 2013. – 89 с.
8. Генералова, И.А. «Театр» в начальной школе / И.А. Генералова. – М.: Баласс, 2009. – 109 с.
9. Гильбух, Ю.З. Психодиагностика в школе / Ю.З. Гильбух. – М., 2009. – 79 с.
10. Зимняя, И.А. Основы педагогической психологии / И.А. Зимняя. – М.: Просвещение, 1980. – 296 с.
11. Жижина, И.В. Психологические особенности педагогической фасилитации / И.В. Жижина, Э.Ф. Зеер // Образование и наука. – 2012. – №2. – С. 38-42
12. Краевский, В.В. Общие основы педагогики / В.В. Краевский. – М.: Академия, 2008. – 463 с.
13. Краткий словарь по психологии / Авт.-сост. Н.Н. Поддьяков; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 2011. – 431 с.
14. Кон, И.С. Социологическая психология. Избранные психологические труды / И.С. Кон. – М., 1999. – 275 с.
15. Лейтес, Н.С. Воспоминания, размышления, беседы / Н.С. Лейтес // Психологический журнал. – 1992. – Т. 13. – № 1. – С. 50-58
16. Локалова, Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, профилактика / Н.П. Локалова. – СПб., 2009. – 368 с.
17. Пак, Л.Г. Организация научно-исследовательской деятельности студента / Л.Г. Пак; Мин-во образования и науки РФ; Оренб. гос. пед. ун-т. – Оренбург: ОренПечать, 2013. – 225 с.
18. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. – М.: Политиздат, 2013. – 255 с.
19. Петровский, А.В. Опыт построения теории психологии / А.В. Петровский // Вопросы психологии. – 2000. – № 5. – С. 108-112
20. Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения / Н.С. Пряжников. – М.: Академия, 2011. – 400 с.
21. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Русская энциклопедия, 2013. – Т 2. – 604 с.
22. Сальцева, С.В. Педагогика: теоретико-методологическое пространство / С.В. Сальцева. – М.: Владос, 2009. – 439 с.
23. Селевко, К.Г. Современные образовательные технологии / К.Г. Селевко. – М.: Народное образование, 2008. – 176 с.
24. Ситаров, В.А. Дидактика / В.А. Ситаров; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2004. – 355 с.
25. Ханнов, А.Д. Технология и метод [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://anoiito.ru/blog/tehnologiya -i -metod/ - Дата доступа: 15.03.2018