ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день методика работы с видеофрагментами на уроках иностранного языка недостаточно проработана, несмотря на ее повсеместное использование в образовательном процессе. Из этого следует, что существует необходимость определения критериев отбора материала, его классификации, методики работы с ними. При этом значительное внимание должно быть уделено разноуровневым заданиям, что ведет к эффективному использованию видеоматериала.
Из вышеизложенного можно сформулировать актуальность исследования, а именно: недостаточная изученность вопросов использования видеоматериалов в процессе обучения восприятию и пониманию иноязычной речи на слух требует более пристального внимания и методической разработки.
Целью исследования является выявление, разработка и теоретическое обоснование педагогических условий для эффективного использования видеоматериалов в процессе обучения восприятию иноязычной речи на слух, а также описание особенностей обучения аудированию на английском языке с опорой на видеоматериалы.
В качестве объекта исследования была определена учебная деятельность с использованием видеоматериалов (процесс аудирования с опорой на видеофильм).
Предметом исследования было определено использование видеоматериала при изучении английского языка, использование комплекса дидактических материалов, которые способствуют формированию навыков аудирования.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что изучение иностранного языка будет более результативным и эффективным при условии комплексного использования видеоматериалов в сочетании с разработанными дидактическими материалами, составленными и использованными в соответствии с предлагаемой методикой.
1. Теоретические основы обучения восприятию и пониманию иноязычной речи на слух
Термин «аудирование», или понимание воспринимаемой на слух речи, был впервые использован психологом из США Брауном. По своей сути аудирование является перцептивной мыслительно-мнемической деятельностью [1, c.23].
Обучение восприятию речи на слух должно занимать важную позицию еще в само начале изучения языка. Таким образом, будет предоставлена возможность для реализации образовательных, воспитательных и развивающих целей. Необходимо обучить учащихся внимательно вслушиваться в звучащую речь, а также формировать умение строить предположения относительно последующей смысловой наполненности звучащего текста. Во время процесса обучения восприятию устной речи воспитывается культура слушания на иностранном и родном языках.
Во время занятий достигаются некоторые образовательные цели, а именно: обеспечивается возможность понимания устного текста, овладения звуковой стороной изучаемого языка, его интонацией, фонемным составом (ритм, ударение и мелодика). Во время прослушивания устной речи происходит обогащение личного вокабуляра учащегося, усвоение грамматической структуры языка. Все это облегчает процесс овладения говорением, чтением и письмом. По этим причинам занятия, посвященные обучению восприятия и понимания иностранной речи на слух, используются в качестве основных либо вспомогательных в образовательном процессе.
Зачастую овладение восприятием устной речи представляет собой процесс, разделенный на этапы. Известный методист и преподаватель английского языка Н. В. Елухина считает, что система обучения аудированию включает три основных этапа [2, c.42]:
1. Уровень элементарный: формирование перцептивной базы (5-6 классы).
2. Мeтодичeскиe основы обучeния учaщихся срeднeй школы восприятию и понимaнию иноязычной устной рeчи
2.1 Последовательность действий учителя при обучени смысловому восприятию иноязычной устной речи с использованием видеоматериалов
Работа с видеоматериалом определена той методической задачей, которая ставится перед ним, — служить средством развития навыков аудирования.
На сегодняшний день предпочтение при обучении восприятию иноязычной речи производится на базе видеоматериала. Обоснуем целесообразность его использования:
· Обучение происходит с опорой на наглядность на базе фильма;
· Осуществляется развитие навыков чтения и говорения по проблематике фильма;
· Воспитательное воздействие, основанное на сюжете видеоматериала (например, сострадание и бережное отношение к животным, важность защиты природы).
Основными методическими задачами занятия с использованием видеофильма являются:
· Обучение осознанному восприятию информации;
· Подражание аутентичным образцам устно-речевых высказываний;
· Использование языковых средств, которые содержатся в видеофильме, с учетом тех социокультурных норм, которые наличествуют в иноязычном обществе.
Работа с видеоматериалом делится на три этапа: преддемонстрационный, демонстрационный и постдемонстрационный:
1) Преддемонстрационный этап (Before Watching):
Этап, направленный на психологическую подготовку учащихся к
В ходе исследования было установлено, что навыки аудирования вырабатываются более успешно, когда звуковые и зрительные каналы поступления информации используются во взаимодействии, что облегчает для учащихся восприятие звучащей речи и даёт возможность судить о сказанном полнее, чем при раздельном поступлении сообщений. Поэтому на современном этапе развития методики обучения иностранному языку использование видеоматериалов во время занятий занимает важное место.
Визуально-изобразительная опора важна не только для смыслового понимания, но и для последующей передачи содержания. Она разгружает память, способствует сегментированию речевого потока, улучшает точность и полноту понимания, поскольку "пропускная способность" слухового анализатора во много раз меньше зрительного. Также использование видеоматериалов в процессе обучения иностранным языкам способно существенным образом повысить эффективность обучающей деятельности учителя, так как видеоматериалы представляют собой образцы аутентичного языкового общения, создают атмосферу реальной языковой коммуникации, делают процесс усвоения иноязычного материала более живым, интересным, проблемным, убедительным и эмоциональным.
Нельзя утверждать, что просто включение видеофильмов в образовательный процесс гарантирует высокие результаты в изучении иностранного языка, в частности в обучении восприятию и пониманию устной речи на слух. Эффективность использования видеофильма при обучении иноязычной речи зависит не только от правильного определения его места в структуре занятия, но и от того, насколько рационально организованно само занятие, как согласованы учебные возможности видеофильма с задачами обучения. Поэтому важно следовать методическим рекомендациям и основным принципам организации занятия по изучению английского языка с использованием видеоматериалов.
1. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам / Н. Д. Гальскова. - М., 2004 - 223с.
2. Елухина, Н.В. преподавание иностранного языка в средней школе / Н. В. Елухина. - М., 2001. - 44 с.
3. Леонтьев, В.А. Общая методика преподавания иностранным языкам / В. А. Леонтьев. - М., 1982. - 44 с.
4. Пассов, Е.И. Организация работы по обучению чтению и аудированию / Пассов Е. И. - М.: Просвещение, 1987. - 32 с.
5. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность /А. А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1989 . - 211с.
6. Зимняя, И.А. Психологические аспекты обучения говорения на иностранном языке / И. А. Зимняя - М.: Просвещение, 1985. - 160с.
7. Allan, M. Teaching English with Video / M. Allan. - Longman, 1986. — 102 p.
8. Гореликова, А. П. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках английского языка с использованием видеоматериалов / А. П. Гореликова. – Спб.: Каро, 1998. – 167с.
9. Барменкова, О.В. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи / О. В. Барменкова // ИЯШ / О. В. Барменкова. – М., 1999. — № 3. – С. 20-25.
10. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез // учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С. 161-189.
11. Жоглина, Г. Г. Развитие умений коммуникативной компетенции на основе использования аутентичныx видеодокументов / Г. Г. Жоглина. – Пятигорск, 1998. – 309 с.
12. Иванова-Цыганова, В. И. Особенности учебных кинофильмов по иностранным языкам как источников информации и их использование для обучения устной речи в языковом вузе / В. И. Иванова-Цыганова. — М., 1971. – 207 c.
13. Комаров, Ю. А. Использование видео в процессе обучения иностранному языку с средней школе / Ю. А. Комаров // Методики обучения иностранным языкам в школе: метод. пособие / Ю. А. Комаров; под ред. М. К. Колкова. – Спб.: Каро, 2006. – С. 188-203.
14. Утробина, А.А. Использование видеоматериалов на уроках иностранного языка / А. А. Утробина // Методика преподавания и изучения иностранного языка / А. А. Утробина. - М.: Приор-издат, 2006. – С. 47-51.
15. Рожкова, Ф. М. Kинофильмы на уроках английского языка / Ф. М. Рожкова. - М.: Просвещение, 1967. - 111 с.
16. Карих, Т. В. Повышение эффективности обучения аудированию на уроках английского языка в 8-9 классах / Т. В. Карих // ИЯШ / Т. В. Карих. – М., 1991. — № 1. — С. 31-36.
17. Field, J. Skills and strategies: towards a new methodology for listening / J. Field // ELT Journal / J. Field. — New York, 1995. — №52. – P.110-118.
18. Willis, D. The potentials and Limitations of Video / D. Willis. — Pergamon Press, 1983. – 172 p.