Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования и совершенствования речевого лексического навыка
1.1. Задачи обучения активной лексике в средней школе
1.2. Принципы отбора активного лексического минимума для средней школы
1.3. Методические подходы к формированию и совершенствованию речевого лексического навыка
Глава 2. Методика овладения иноязычной активной лексикой учащимися средней школы на основе функционального подхода
2.1. Методика работы с функционально-смысловыми таблицами
2.2. Комплекс упражнений по формированию и совершенствованию речевого лексического навыка на основе функционального подхода в 7 классе средней школы по теме “Friendship”
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
ВВЕДЕНИЕ
Английский язык уже давно стал главным международным языком общения. Английский, как, и другие иностранные языки давно вызывает интерес. Однако в современных условиях необходимость изучения и знания английского языка стала особенно актуальной. Кроме того, знание иностранных языков – своеобразный индикатор определения конкурентоспособности каждого человека на рынке и его умения приспосабливаться под стремительно меняющиеся условия в нашей жизни.
Знание иностранных языков просто необходимо для полноценной и грамотной работы (где самым распространенным видом деятельности является работа в Интернете): общение, on-line конференции, иностранные партнерства. За последние полвека сильно возросла роль именно английского языка, как показателя успешности и образованности человека, что непосредственно влечет за собой его более интенсивное и глубокое преподавание в большинстве учебных заведений нашей страны.
Изучение лексики иностранного языка связано с развитием логического мышления учащихся. Эта связь носит значительно более сложный характер, чем в родном языке.
На уроках иностранного языка главная ценность работы над лексикой для развития мышления заключается не в том, что учащиеся знакомятся с новыми понятиями, а в том, что они лучше осознают знакомые им понятия, сопоставляя обозначающие их слова в родном и иностранном языках.
При изучении лексики иностранного языка учащийся столкнется с двумя категориями понятий: а) понятия, имеющиеся и в родном и в иностранном языках б) понятия, отсутствующие в родном языке.
Сущность лексического отбора состоит в том, что из необозримого множества слов и фразеологических словосочетаний иностранного языка отбираются только те, усвоение которых в первую очередь необходимо для достижения поставленных целей обучения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА
1.1 Задачи обучения активной лексике в средней школе
Современная лингвистика рассматривает язык как иерархическую структуру, состоящую из ряда уровней, каждый из которых характеризуется собственным набором языковых знаков. На интересующем нас лексическом уровне функционируют такие единицы, как слова, фразеологические и другие устойчивые словосочетания, клише, этикетные и речевые формулы.
Формирование лексических умений и навыков предполагает не только учёт сведений формального характера, но и знание ситуативных, социальных правил, которых придерживаются носители языка.
Из этого следует, что формальная и функциональная стороны являются разными аспектами одного и того же явления. В процессе коммуникации не может быть формы без функции и, наоборот, каждая функция имеет своё языковое выражение. При этом необходимо учитывать, что общие для многих языков коммуникативные категории (например, просьба, приказ) и другие в разных языках имеют свою специфику выражения.
За курс обучения английскому языку учащиеся должны усвоить значение и формы лексических единиц и уметь их использовать в различных ситуациях устного и письменного общения, т.е. овладеть навыками лексического оформления порождаемого текста при говорении и письме и научиться понимать лексические единицы на слух и при чтении. «Обучение лексической стороне речи – не самоцель, а средство обучения всем видам речевой деятельности» [10, с. 32].
Способность осуществлять автоматически относительно самостоятельно ряд действий и операций, связанных с вызовом слова из долговременной памяти, соотнесением его с другими лексическими единицами, называют лексическим навыком.
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОВЛАДЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ АКТИВНОЙ ЛЕКСИКОЙ УЧАЩИМИСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА
2.1 Методика работы с функционально-смысловыми таблицами
В настоящее время особую значимость приобрели те средства обучения, которые направлены на максимальное развитие коммуникативных особенностей учащихся. Одними из таких средств являются функциональные таблицы, которые позволяют овладеть умением иноязычного общения, опираясь при этом на раскрытие творческих возможностей и резервов личности обучаемого.
Функционально-смысловые таблицы представляются одним из способов индивидуализированной организации материала при формировании социокультурной компетенции и навыков устной речи.
В основе функциональных таблиц лежит принцип функциональности, предполагающий осознание со стороны учащихся функциональной предназначенности всех аспектов изучаемого языка, т.е. каждый ученик должен понять, что может дать лично ему практическое владение языком.
О.В. Пономаренко отмечает, что «наиболее благоприятным этапом для повторения ранее изученного материала является стадия комбинирования на этапе формирования лексических навыков говорения при работе с ФСТ». [17, с. 2].
Функционально-смысловые таблицы могут использоваться в коммуникативной технологии в качестве речевых упражнений, обеспечивая:
- речевую стратегию и тактику говорящего;
- новизну ситуации и актуализацию взаимоотношений участников общения;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс овладения словом есть единый, цельный процесс, в котором учащиеся, будучи подготовленными в содержательном и эмоциональном планах и уже имея потребность высказать свою мысль, с первых же реплик самостоятельно используют предоставленные им в распоряжение слова.
Таким образом, ключевым моментом при обучении лексике является отбор лексического минимума, так как учителю неизбежно приходится корректировать состав лексики. Необходимо отметить, что на современном этапе принципы отбора языкового материала должны соответствовать методам обучения и формированию коммуникативной компетенции. При этом методы обучения призваны оказывать существенное развивающее воздействие на личность обучаемого, чтобы достигнуть высокого уровня владения английским языком.
Сущность отбора лексики в работе с обучаемыми, производимого в учебных целях, состоит в том, чтобы из множества слов, устойчивых словосочетаний и речевых клише, входящих в лексический состав английского языка, выделить ту часть, которая по своему составу и объёму соответствует целям и условиям модуля обучения.
Функциональный подход к введению и усвоению активного речевого материала на уроке английского языка осуществляется в функционально-смысловых таблицах. Данные таблицы способствуют введению лексики непосредственно в процессе речевой деятельности, в процессе отработки речевых механизмов.
В рамках данной курсовой работы был составлен комплекс упражнений по формированию и совершенствованию речевого лексического навыка на основе функционального подхода в 7 классе средней школы по теме “Friendship”.
1. Бабинская, П.К. Практический курс методики преподавания иностранных языков английский, немецкий, французский / П.К. Бабинская. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – 288 с.
2. Бим, И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе / И.Л. Бим. – М.: Просвещение, 1998. – 268 с.
3. Бухбиндер, В.А. Основы обучения лексике в средней школе (на материале немецкого языка) / В.А. Бухбиндер. – Киев: Зiрка, 1971. – 386 с.
4. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М.: Академия, 2004. – 336 с.
5. Гез, Н. И.Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник / Н.И. Гез [и др.]; под общ.ред. Н.И. Гез. – М.: Высшая школа, 1982. - 396 с.
6. Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам /Г.В. Елизарова. – СПб.: КАРО, 2005. – 352с.
7. Китайгородская, Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам / Г.А. Китайгородская. – М.: Изд-во Московского университета, 1986. – 176 с.
8. Климентенко, А. Д. Теоретические основы обучения иностранному языку / А. Д. Климентенко. – М.: Педагогика, 2000. – 198 с.
9. Конышева, А.В. Современные методы обучения английскому языку / А.В. Конышева. – Мн, 2011. – 398 с.
10. Коростелев, В.С. Основы функционального обучения иноязычной лексике / В.С.Коростелев. - Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1990. – 128с.
11. Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка / Е.А. Маслыко. – Мн., 1998. – 480 с.
12. Миньяр-Белоручев, Р.К. Методика обучения французскому языку / Р.К. Миньяр-Белоручев. – М.: Просвещение, 1990. – 105 с.
13. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур: Пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования /Е.И. Пассов. – Мн.: Лексис, 2003. – 184с.
14. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е.И. Пассов. – М.: Рус.яз, 1989. – 276 с.
15. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. – М.: Русский язык. Курсы, 2010. – 568 с.
16. Пассов, Е.И. Формирование лексических навыков: учебное пособие / Е.И. Пассов, Е.С. Кузнецова; под ред. Е.И. Пассова. - Воронеж: НОУ "Интерлингва", 2002. - 40 с.
17. Пономаренко, О.В. Будь готов по команде “Пружина” / О.В. Пономаренко // Коммуникативная методика №4, 2005. – 60с.
18. Рогова, Г.В. Обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.
19. Саломатов, К.И. Практикум по методике преподавания иностранных языков / К.И. Саломатов. – М.: Просвещение, 1990. – 346 с.
20. Соловова, E.H. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций / Е. Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2002. – 239 с.
21. Старков, А.П. Обучение английскому языку в средней школе / А.П. Старков. – М.: Просвещение, 2005. – 193 с.
22. Учебная программа по учебному предмету «Иностранный язык» (английский, немецкий, французский, испанский, китайский) для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Утверждено Министерством образования Республики Беларусь. – Мн.: НПЦентр, 2017. – 33 с.
23. Филатов, В.П. Методика обучения иностранному языку / В.П. Филатов. – М.: Изд-во Феникс, 2006. – 308 с.
24. Цетлин, В.С. Работа над словом / В.С. Цетлин // Иностранные языки в школе. - 2002. - № 3. - С. 33-37., с. 33;
25. Шамов, А.Н. Система взаимосвязанного обучения лексическим навыкам устной речи и чтения на среднем этапе общеобразовательной школы (на материале немецкого языка) / А.Н. Шамов. – Н. Новгород,1999.– 354 с.
26. Щерба, Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики / Л.В. Щерба; под ред. И. В. Рахманова. – М.: Высш. шк., 1974. – 112 с.
27. Palmer, H. Interium Report on Vocabulary Selection / H. Palmer. – London: P. S. King & Son, 1956. – 259 p.