Введение
1 Теоретические основы обучения диалогической речи
1.1 Лингво-психологическая характеристика диалогической речи
1.2 Цели, задачи и основные умения диалогической речи
2. Методические основы обучения диалогической речи с использованием новых технологий на уроке иностранного языка
2.1 Использование новых технологий в обучении диалогической речи
2.2 Методические характеристики новых технологий в обучении диалогической речи
3 Использование игровых заданий для формирования умений диалогической речи у учащихся старшего этапа
3.1 Специфика обучения диалогической речи на старшем этапе
3.2 Комплекс игровых упражнений на развитие диалогической речи
Заключение
Список использованных источников
Введение
Язык – важнейшее средство общения, без которого не может существовать и развиваться человеческое общество. Расширяющиеся международные связи, интернациональный характер всех сфер общественной деятельности способствуют тому, что иностранные языки, а особенно английский, стали неотъемлемой частью жизни современного человека.
На современном этапе развития общества, предполагающим использование английского языка как нормы (в информационной, научной и технической терминологии широко представлен английский язык), можно считать английский язык языком международного общения. В связи с этим современный государственный образовательный стандарт выдвигает расширенную трактовку цели обучения иностранному языку в средней школе, которая предполагает формирование коммуникативной компетенции.
Речевое общение среди других форм представлено диалогической речью. Диалогическая речь в образовательном процессе способствует формированию у учащихся умения взаимодействовать, воспринимать полученную информацию, начинать разговор и поддерживать его.
Современная теория и методика обучения иностранным языкам рассматривает формирование навыков диалогической речи как острую проблему, поскольку научить учащихся вести иноязычную беседу не всегда возможно, следовательно, это требует поиска более рациональной методики преподавания, с учетом достижения максимальных результатов и в условиях интересного и живого построения процесса обучения.
Диалогическая речь требует внимания и использования множества речевых образцов. Однако, при обучении говорению предпочтение следует отдать именно диалогической, а не монологической речи, поскольку именно посредством диалога отрабатываются и запоминаются отдельные речевые образцы, структуры, которые затем используются в монологической речи.
В методической литературе диалогическая речь выделилась в самостоятельный аспект обучения устной речи не так давно. Проблемы обучения диалогической речи исследуются в работах Бим И.Л., Шатилова С.Ф., Пассова Е.И. и других.
Актуальность методического обоснования использования новых технологий в обучении диалогической речи состоит в том, что иностранный язык несет важнейшую функцию в современном мире, а в изучении иностранного языка диалогическая речь занимает особое место. От того насколько понятно и выразительно оформлена речь собеседников, зависит успешность общения.
Исходя из вышесказанного, целью данной работы является: выявить основные принципы коммуникативного общения, изучить современные методы, применяемые для обучения устой речи, разработать методический комплекс игровых упражнений с целью обучения диалогической речи на старшем этапе обучения.
1 Теоретические основы обучения диалогической речи
1.1 Лингво-психологическая характеристика диалогической речи
Говорение является продуктивным (экспрессивным) видом речевой деятельности, посредством которого совместно с аудированием осуществляется устно-речевое общение. Цель обучения говорению – развитие способности у учащихся в соответствии с их реальными потребностями и интересами осуществлять устное речевое общение в разнообразных социально детерминированных ситуациях. Это значит, что по завершению общего среднего образования учащийся должен овладеть способностями связного высказывания о себе и окружающем мире, о прочитанном, увиденном, услышанном, выражая при этом свое отношение к воспринятой информации или предмету высказывания [1, c.29].
В наше время трудно переоценить значение устно-речевого общения в процессе обучения, в котором говорение играет первостепенную роль. Устная речь в целом и говорение как ее неотъемлемая часть выходят на первый план. При обучении говорению 15-20 лет назад акцент смещался в сторону обучения монологу, поскольку контакты граждан нашей страны с представителями различных мировых культур были достаточно ограниченны, в работе международных конференций, встреч, симпозиумов и семинаров могли принять участие лишь немногие избранные, но и там личные контакты не поощрялись. Диалог был, скорее, похож на монолог, где участники по очереди делали небольшие выступления. Сегодня речь идет о подготовке учащихся к диалогу культур, где навыки монологического и диалогического общения очень важны, но перевес в сторону диалога значительно сильнее, поскольку общение в большинстве своем либо диалогично, либо полилогично [1, c.35-39].
Говорение неотделимо от условий, в которых оно протекает: от целей и мотивов общения, характерных особенностей участников общения, которые зависят от социального статуса, роли в общении, возраста, уровня развития, конкретного содержания речевого акта, экстралингвистического контекста. Данные речевые и неречевые условия, необходимы и достаточны для того, чтобы осуществить речевое действие по намеченному плану, составляют ситуацию общения [2, c.63-64].
Е.Н. Соловова подразделяет речевые ситуации на реальные, условные и проблемные. Г.В. Рогова дает свою классификацию речевых ситуаций и выделяет реальные, условные, воображаемые, фантастические (сказочные), конкретные, абстрактные, проблемные. Главное – все они должны соотноситься с возрастными психологическими особенностями учащихся, быть для них личностно значимыми.
Для создания мотивации общения на иностранном языке в учебных целях, необходимо использовать ситуацию. Чтобы создать учебную ситуацию, которая может вызывать речь, необходимо знать ее структуру.
2. Методические основы обучения диалогической речи с использованием новых технологий на уроке иностранного языка
2.1 Использование новых технологий в обучении диалогической речи
Педагогические технологии, включающие обучение в сотрудничестве, проектную методику, интерактивное взаимодействие, интеграция компьютерных технологий на сегодняшний день способствуют реализации личностно-ориентированного подхода к учащимся, обеспечивают дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса с учетом способностей и уровня развития учеников. Основной целью учителя современной школы является выбор методов и форм организации воспитательно-образовательного процесса, максимально соответствующих особенностям развития личности учащихся.
Назначением иностранного языка как предметной области школьного обучения является создание условий для овладения учащимися способностью общаться на английском языке.
Диалогическая речь как одна из основных форм речевого общения выступает как существенный элемент в процессе обучения иностранному языку в учреждении общего среднего образования. Изучение самой сущности диалогической речи говорит о том, что результатом речевого взаимодействия внутри коммуникативной ситуации диалога являются небольшие группы высказываний. Умение вести беседу определяет полноценное общение [15, c.24-26].
Программой обучения диалогу должно предусматриваться овладение деятельностной речью не как застывшей системой реплик или строго обозначенным набором правил ведения диалога, а как активной, живой речемыслительной деятельностью, которая целиком ориентируется на индивидуальность учащегося. В процессе овладения диалогической речью учащихся необходимо стимулировать решать проблемные задачи, приходить к умозаключениям, самостоятельно резюмировать и т.д.[17, c.24-27].
Применение новых технологий способствует быстрому усвоению пройденного материала и увеличению словарного запаса.
Игровая форма урока, вне зависимости от того, ролевая это игра или дискуссия, является очень перспективной формой обучения, поскольку она помогает создать благоприятный психологический климат на уроке, позволяет усилить мотивацию учащихся, активизировать их деятельность, даёт возможность использования имеющихся знаний и навыков общения в разных ситуациях. Использование учебных игр на уроке иностранного языка позволяет повысить эффективность образовательного процесса и сохранить интерес к изучаемому языку на всех этапах обучения [16, c.37].
3 Использование игровых заданий для формирования умений диалогической речи у учащихся старшего этапа
Одним из основных направлений современной методики обучения иностранному языку является поиск наиболее эффективных методов обучения, наиболее полно соответствующих поставленным целям в условиях ограниченного времени.
Игровой метод обучения диалогической речи на старшей ступени общего среднего образования является достаточно интересным и эффективным в организации учебной деятельности и призван создавать благоприятную психологическую атмосферу общения и способствует восприятию учащимися языка как реального средства общения. Это можно реализовать только при методически правильной и психологически обоснованной организации работы с применением данного метода, посредством нахождения оптимальных приемов проведения такого урока [27, c.73].
Игровые методы на уроке английского языка не только организуют процесс коммуникации, но и максимально приближают его к естественной ситуации общения. Игры развивают интеллектуальную и речевую активность. Игра требует большой сосредоточенности, тренирует память, развивает речь, являясь сложным и в то же время увлекательным занятием. Игровые упражнения привлекают даже самых пассивных и слабо подготовленных учеников, что положительно сказывается на их успеваемости.
Заключение
Подводя итоги данной курсовой работы, можно подойти к следующим выводам.
Под диалогической речью понимается форма устноречевого общения, сочетание устных высказываний, последовательно порождаемых двумя или более собеседниками в непосредственном акте общения, которое характеризуется общностью ситуации и речевых намерений говорящего. Основной целью обучения говорению является развитие у учащихся способности в соответствии с их реальными потребностями и интересами осуществлять устное речевое общение в разнообразных, социально детерминированных ситуациях. Свободное владение иностранным языком предполагает умение самопроизвольно реагировать на всевозможные ситуации реальной действительности.
К основным характеристикам диалогической речи можно отнести мотивированность. Это означает, что мы всегда говорим с какой-либо целью, которая определяется либо внешними, либо внутренними стимулами. Для этого от учителя необходимо создание благоприятного психологического климата располагающего к высказываниям, доброжелательного отношения с учителем и в коллективе класса, заинтересованность в выполнении предложенных заданий.
Современные методики с использованием новых информационных технологий и Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей. Успех использования новых технологий во многом зависит от учителя. Только он может методически грамотно организовать тот или иной метод обучения, только учитель может сделать процесс изучения иностранного языка интересным и занимательным.
Использование новых технологий в процессе обучения диалогической речи показывает большую эффективность. Необходимо помнить, что новые технологии должны часто включаться в урок. Работа с ними может стать лишь этапом в овладении учащимися диалогической речи. Поэтому при планировании учителю необходимо продумывать упражнения и виды работ на развитие навыков диалогической речи, как перед заданиями, так и после них.
1. Зимняя, И. А. Смысловое восприятие речевого сообщения. – В кн.: Смысловое восприятие речевого сообщения /И.А. Соловова. – М. 1977. – С. 5 - 34.
2. Ительсон, Л. Б. Психология обучения. - В кн.: Возрастная и педагогическая психология /Л.Б. Ительсон. – М., 1979. – С. 170 – 215.
3. Кожин, А. Н. Функциональные типы русской речи / А. Н. Кожин, О. А. Крылова, В. В. Одинцов. – М., 1982. – 217 с.
4. Андреева, И. П. Учет психологических факторов в обучении диалогической речи учащихся старших классов / И.П. Андреева// Теоретические основы обучения иностранным языкам в старших классах средней школы. Межвузовский сборник научных трудов: ПГПИИЯ, 1985. – С. 74 – 81.
5. Выготский, Л. С. Психология развития как феномен культуры / Под ред. М. Г. Ярошевского. – М.: Изд.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 265 с.
6. Девкин, В. Д. Диалог: Немецкая разговорная речь в сопоставлении с русской /В.Д. Девкин. – М., 1981. – 95 с.
7. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. Пособие для студентов лингвистических ун-тов и фак. ин. яз. высш. учеб. заведений. / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
8. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности/И.А. Зимняя. – М.: Московский психолого-социологический институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.
9. Колесникова, О. А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам / О.А. Колесникова // Иностранные языки в школе. – № 4, 1989. – С. 14-16.
10. Кон, И. С. Психология ранней юности. – В кн.: Возрастная и педагогическая психология /И.С. Кон. – М., 1979. – С. 146 - 170.
11. Костомаров, В. Г. Вопросы культуры речи в подготовке преподавателей-русистов / В.Г. Костомаров // Теор. и практ. преподавания рус. яз. и лит.: Доклады. – М., 1979. – С. 7 - 15.
12. Леонтьев, А. А. Речь и общение. – В кн.: Общая психология. / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1977. – С. 210 – 228.
13. Конышева, А. В. Игровой метод в обучении иностранным языкам /А.В. Конышева. – СПб.: КАРО, Мн.: Изд-во «Четыре четверти», 2006. – 192 с.
14. Ливингстоун, К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам /К.Ливингстоун . –М.: Высшая школа, 1988. – 169 с.
15. Лисина, М. И. Некоторые проблемы переноса в работах зарубежных авторов /М.И Лисина. // Вопросы психологии. 1960. № 5.
16. Пассов, Е. И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур /Е.И. Пассов. – Минск: ООО "Лексис", 2003. – 184 с.
17. Рабинович, Ф. М. И др. Ролевая игра – эффективный прием обучения говорению /Ф.М. Рабинович // ИЯШ. 1983. № 6. – С. 68 – 74.
18. Узнадзе, Д. Н. Психологическое исследование /Д.Н. Уланидзе. – Тбилиси, 1966. –342 с.
19. Фастовец, Р. В. Игры по правилам: социальные технологии в практике обучения иностранным языкам / Р.В. Фастовец// Непрерывное обучение иностранным языкам: методология, теория, практика: Мат-лы межд. научно-практ. конференции. – Мн.: МГЛУ, 2002. – Ч. 1. – С. 235-239.
20. Фрёлих, И. О систематическом развитии диалогической речи при обучении иностранному языку / И.О. Фрёлих// Методика обучения иностранным языкам в системе непрерывного образования. Сборник научных трудов. – Мн.: 1991. – С. 30 - 33.
21. Шатилов, С. Ф. Обучение диалогической речи. Лекция II. – В кн.: Методика обучения немецкому языку /С.Ф. Шатилов. – Л., 1977. – С. 122 – 135.
22. Эльконин, Д. Б. Психология игры /Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1978. – 304 с.
23. Якубинский, Л. П. О диалогической речи / Л.П.Якубинский // Рус. Речь. – Петроград, 1923. С. 99 – 147 с.
24.Саломатов, К.И. Проблемы обучения диалогической речи / К.И. Саломатов // Иностранные языки в школе. – 2007. – №6. – С. 29-32.
23.Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. –М.: Просвещение, 2007. – 164 с.
24.Соловьёва, А.К. О некоторых общих вопросах диалога / А.К. Соловьёва // Вопросы языкознания. – 2005. – №6. – С. 104-110.
25.Соколова, Н.К. Обучение диалогической речи / Н.К. Соколова // Иностранные языки в школе. – 2009. – №1. – С. 28-33.
26. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика /А.Н. Щукин. – М.: Филоматис, 2004. – с.74.
27. Вайсбурд, М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке. Учебное пособие для проведения спецкурса по обучению иноязычному общению в системе повышения квалификации учителей / М.Л. Вайсбурд.– Обнинск: «Титул», 2001.
28. Гаврилова, О.В. Ролевая игра в обучении иностранному языку / О.В. Гаврилова// Газета «Английский язык». – 2008. – №1.
31. Ковальчук, М.А. Дискуссия как средство обучения иноязычному общению. Методическое пособие для преподавателя иностранных языков/ М.А.Ковальчук. – М., Высшая школа, 2008.
32. Конышева, А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку/ А.В. Конышева. – СПб.: КАРО, Мн.: Изд. «Четыре четверти», 2006.
34. Львов, М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений /М.Р. Львов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.