На сегодняшний день профессиональное определение учащихся средней школы является одним из наиболее важных вопросов развития образовательной системы. При нынешней ситуации на рынке труда, когда постоянно меняется востребованность тех или иных профессий, школе необходимо подготовить учащегося к дальнейшей ориентации в сферах множества специализаций. Профильное обучение призвано помочь учащимся определиться в выборе будущей профессии, которая в полной мере бы соответствовала его способностям и удовлетворяла его познавательные интересы. Помимо этого, профильное обучение обуславливает подготовленность учеников к продолжению обучения в выбранном профессиональном континууме. Профильное обучение всегда базируется на учете индивидуальных склонностей, способностей и склонностей ребенка, а также создает такие условия образовательного процесса, которые в полной мере соответствовали желаниям учащихся в полной мере освоить выбранную им профессию.
Содержание системы профильного образования, его этапы, цели и задачи зародились за рубежом, а позднее были переняты в качестве образца системой отечественного образования. Изначально профильному обучению отводилась значительная роль одного из факторов образования нового типа экономики и общества в целом. Важнейшей задачей образовательной политики на современном этапе становится обеспечение ее соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, а развитие образования теснейшим образом связано с основными направлениями социально-экономической политики развитых стран на долгосрочную перспективу. В концепции профильного обучения подчеркивается его роль на пути перехода государств к правовым и демократическим, необходимость совершенствования профильного типа обучения для соответствия современным мировым тенденциям.
1. Профилизация обучения как базис профессионального самоопределения
На сегодняшний день основным итогом образования в школе является подготовленность учеников к дальнейшему образованию, способность аргументировать свою позицию, умение приходить к компромиссу, способность вести сотрудничество, поддерживать диалог и без посторонней помощи определиться с выбором профессии. Для успешной самореализации личности ребенка необходимо предоставить ему помощь и возможность при профессиональном самоопределении, для чего и существует профильное обучение. Также оно способствует расширению обоснованного профессионального выбора в процессе обучения в школе, опираясь при этом на индивидуальные особенности учащегося: его интересы, способности, склонности [1]. Профильное обучение, направленное на выявление способностей учеников, по сути своей является подвидом дифференцированного обучения, который позволяет выстроить индивидуальную модель обучения в соответствии с вышеуказанными индивидуальными особенностями.
Профильное обучение является инструментом дифференцирования и индивидуализации образовательного процесса, которое позволяет полноценно учитывать индивидуальные особенности и потребности учащихся за счет изменений в структуре, содержании и организации процесса обучения, заострять внимание на профессиональных интересах старшеклассников, их планах касаемо продолжения обучения, и на основе этого создавать более комфортные условия образовательного процесса [2 c.33].
Главной целью организации профильного обучения можно назвать поддержку развития личности, обеспечение его самореализации, саморазвития, самозащиты, саморегуляции, адаптации, самовоспитания и других качеств,
2. Положение профильного обучение в современной мировой системе образования
В последние годы многие ведущие страны мира осуществляют ряд преобразований в своих образовательных системах. Практических во всех странах реализация реформ затрудняется отсутствием необходимых для их осуществления ресурсов и механизмов. Очень важно отметить момент, что существует недостаток ресурсов именно для проведения реформ, а не для обеспечения процесса образования текущими нуждами. Поэтому важно учитывать опыт других стран при организации проведения реформ, а также реально оценивать текущее состоянии экономики и ресурсов в исследуемой отрасли [6, c.141].
При анализе опыта по внедрению профильного обучения в зарубежных странах была получена общая картина, которая оказалась весьма разнообразной. Опыт каждой из исследуемых стран имеет свои значительные результаты и представляет полезность для дальнейшего анализа профильного обучения. Страны, в которых основным, либо достаточно распространенным, является английский язык, являются представителями достаточно стандартного использования типичных подходов к организации профильного обучения. К таким странам отнесятся Англия, США, Шотландия, Германия, Франция [6, c. 256]. Нельзя сказать, что эти страны представляют собой идеальные модели организации профильного обучения, но представляют собой достаточно интересные образцы для исследования вопроса.
Важно отметить, что в разных странах разные системы образования и структуры школы. Это имеет существенное значение при анализе организации профильного обучения в различных странах, поэтому помимо исследования непосредственно профильного обучения также рассмотрим школьные системы каждой из стран.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В связи с постоянным развитием общества, к образовательной системе в школах постоянно предъявляются новые требования. Будущие успехи человека, реализация его творческих способностей неразрывно связаны с образованием, которое он получил.
Необходимость повышения конкурентоспособности любого образовательного учреждения очевидна из разнообразных концепций модернизации образования в различных странах. Основным требованием социума к школе можно назвать не только усвоение школьниками определенного блока знаний, но и также индивидуальное развитие личности школьника, формирование у него созидательных и когнитивных способностей, которые играют значительную роль в его дальнейшей социализации в обществе и адаптации в профессиональной сфере.
Реализация профильного обучения – это одно из важнейших направлений современной общеобразовательной школы в любой из развитых стран.
Профильное обучение рассматривается как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение в первую очередь направлено на реализацию личности в процессе образования с учетом индивидуальных склонностей, интересов и способностей.
Цель профильной дифференциации содержания обучения определяется в направленной специализации образования в области устойчивых интересов, склонностей и способностей обучаемых с целью максимального их развития в избранном направлении.
Таким образом можно сказать, что одним из наиболее актуальных
1. Попов А. А. Сущность профильного обучения старшеклассников // Молодой ученый: учеб. пособие. А.А. Михнюк, 2015. — №17. — С. 561-563.
2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Профильная школа, 2003. — № 1. – 48 с.
3. Дубинина А. В. Проблематика личностно-ориентированного подхода в современной системе образования / А. В. Дубинина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 5-7.
4. William W. Swan. The Local Interagency Coordinating Council: Collaborating for Comprehensive Services for Young Children and Their Families / Swan W., Morgan J. — Baltimore: Paul H. Brookes Pub. Co, 1993. — 374 p.
5. Rainforth Beverly. Collaborative Teams for Students With Severe Disabilities: Integrating Therapy and Educational Services / Beverly R., York-Barr J. — Brookes Publishing Company, 1997. — 433 p.
6. Susan B. Stainback. Support Networks for Inclusive Schooling: Interdependent Integrated Education / Stainback S., Stainback W. — Paul H Brookes Pub Co, 1996. — 271 p.
7. Alan Gartner. Inclusion and School Reform: Transforming America's Classrooms / Gartner A., Lipsky D. — Brookes Publishing Company, 2007. — 321 p.
8. Арефьев И.П. Подготовка учителя к профильному обучению старшеклассников // Педагогика: метод. пособие. И. П. Арефьев, 2003. — №5. — С. 49-55.
9. Артемова Л. К. Профиль обучения диктует региональный рынок труда / Л. К. Дубинина / Народное образование, 2003. — №4. — С.19-26.
10. Гузеев В. Содержание образования и профильное обучение в старшей школе / В. Гузеев. — Минск: Народное образование, 2002. — №9. — С. 113-123.
11. Jerry Wolffe. What the law requires foe students / Wolffe J. — The Oakland Press, 2010. — 74 p.
12. H. R. Turnbull. Public policy and developmental abilities: A 35-year retrospective and a 5-year prospective on the core concepts in ability / Turnbull H. R., Beegle R., Stowe M. — London: Guilford Press, 2007. — 412 p.
13. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Вестник образования. Тематический выпуск, 2002. — Декабрь. — 112 c.
14. Козлова Т.А. Методические аспекты профильного образования // Т. А. Козлова. — Новосибирск: Профильная школа, 2003. — №3.— С. 37-38.
15. Краснова С. Управление многопрофильным учреждением дополнительного образования детей // С. Краснова. — Минск: Народное образование, 2003. — №8. — С. 81-84.
16. Москвин В.Г. Психологическое обеспечение профессионального самоопределения учащихся в ходе предпрофильной подготовки: проблемы и возможные пути решения // В. Г. Москвин. — Психолого-педагогический журнал, 2003. — №4. — С. 13-18.
17. Richard Simpson. Successful inclusion for students with different abilities: creating a complete, effective inclusion program / Simpson R., de Bojer S. — San Francisco: Jossey-Bass, 200. — 121 p.
18. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе / И.М. Осмоловская. — М. : Изд-во “Институт практической психологии”; Воронеж: МОДЭК, 1998. — 160 с.