ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие о связной речи детей дошкольного возраста
1.2 Проблема развития связной речи в психолого-педагогической литературе
1.3 Методы диагностики связной речи дошкольников
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ СКАЗОК
2.1 Выявление уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
2.2 Формирование связной речи старших дошкольников посредствам сказок
2.3 Анализ изменений связной речи дошкольников после применения приемов художественного чтения и рассказывания сказок
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение
Для дошкольника грамотно сформированная связная речь имеет большое значение, т.к. впереди у него обучение в школе, социализирует ребёнка в обществе.
Понятие связной речи определяет ее как смысловое развёрнутое высказывание, которое должно обеспечивать взаимопонимание между собеседниками. Несомненно, развитие связной речи протекает совместно с развитием мышления. Но не всем детям к 5-6 годам удаётся овладеть всеми сторонами связной речи. Именно потому, ребёнку важно научиться не только правильно строить предложения, но и последовательно излагать ход своих мыслей, наблюдений и выводов.
В нашей работе мы раскроем проблему формирования связной речи у старших дошкольников посредствам сказки, читаемой взрослым. Тема нашего исследования достаточно актуальна, поскольку сказка для ребенка дошкольного возраста имеет наибольший интерес среди других видов художественных произведений, т.к. она выделяется меткостью и выразительностью языка, живыми и образными выражениями. Как говорил Д. Родари «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».
При использовании сказки в системе занятий по работе с речью дошкольника ставят следующие задачи: совершенствование лексико-грамматических средств языка и звуковой стороны речи (в сфере произношения, восприятия и выразительности); развитие связной речи; взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов; приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры; воспитание любви ко всем людям и природе.
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие о связной речи детей дошкольного возраста
Прежде, чем раскрыть понятие «связная речь ребенка дошкольного возраста», определим, что же понимают под «связной речью». Так, «связная речь» – смысловое развернутое высказывание, т.е. ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание между личностями. Рубинштейн считал, что связность – это, прежде всего, «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» [1, с. 245]. Из вышесказанного следует, что основной характеристикой связной речи является ее адекватное восприятие собеседником.
Следует также отметить, что связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Существует две причины, по которым речь может оказаться несвязной:
- связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего;
- связи не выявлены надлежащим образом в его речи.
В методической литературе чаще термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях (таблица 1).
Также в литературе даются ряд синонимов связной речи: «высказывание», «текст». Рассмотрим эти термины.
Так, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и другие говорят о том, что высказывание – это и речевая деятельность, и результат этой деятельности: определенное речевое произведение, большее, чем предложение, а его стержнем является смысл. В сравнении, связная речь является единым смысловым и структурным целым, включающим связанные между собой и
Глава 2 ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМ СКАЗОК
Исследование уровня развития связной речи у старших дошкольников проводилось в 2015/2016 учебном году в одном из учреждений дошкольного образования г. Гомеля.
В исследовании принимали участие 15 дошкольников в возрасте 5-6 лет.
Эксперимент включал в себя 3 этапа (констатирующий, формирующий и контрольный).
2.1 Выявление уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
Цель констатирующего этапа эксперимента – определение уровня развития связной речи старших дошкольников и формирование связной речи детей посредствам сказок.
Для проведения констатирующего эксперимента использовались диагностические методики, предложенные в учебном пособии Алексеевой М.М., Яшиной В.И., пересказ с использованием серии сюжетных картин и специально организованной беседы с детьми (Приложение 1) [2, с. 65].
На констатирующем этапе были выделены 3 уровня развития связной речи детей. При подготовке констатирующего этапа эксперимента мы подобрали хорошо знакомое детям произведение и к нему несколько картинок. В ходе занятия каждый ребенок пытался пересказать сказку «У страха глаза велики» (Приложение 2).
В результате, мы пришли к следующим выводам:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На протяжении всего эксперимента нами изучалась научно-педагогическая и психологическая литература по проблеме развития связной речи дошкольников.
В теоретической главе были построены предложения, которые легли в основу организации эксперимента.
Вначале нами было раскрыто понятие связная речь, освещены особенности и функции связной речи дошкольников, раскрыты методы диагностики связной речи и аргументировано применение русских народных сказок для развития связных высказываний детей.
Далее нами проводился анализ результатов исследования по методикам Алексеевой М.М., Яшиной В.И. (пересказ с использованием серии сюжетных картин и специально организованная беседа с детьми) и сделаны основные выводы.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что большинство детей старшего дошкольного возраста отличаются средним уровнем развития связной речи. Они умеют слушать и понимать речь, менее активно участвуют в общении, вступают в диалог, но не могут его долго поддерживать.
Следующим этапом стало планомерное, систематическое использование сказок на занятиях с дошкольниками, что явилось эффективным средством развития связной речи.
Таким образом, нами было экспериментально доказано, что сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: изд. центр «Академия», 2000. – 400 с.
2. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: изд. центр «Академия», 1999. – 158 с.
3. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л.В. Артемова. – М.: Просвещение, 1995. – 127 с.
4. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 255 с.
5. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада [Текст] / В.В. Гербова. – М.: Просвещение, 2003. – 175 с.
6. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей [Текст] / Н.С. Карпинская. – М.: Педагогика, 2002. – 400 с.
7. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [Текст] / Э.П. Короткова. – М.: Просвещение. – 2004. – 398 с.
8. Крупская, Н.К. О дошкольном воспитании. – М.: Просвещение, 1973. – 288 с.
9. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 2004. – 216 с.
10. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка [Текст] / М.Р. Львов. – М.: Просвещение. – 2000. – 253 с.
11. Люблинская, А.А. Воспитателю о развитии ребенка. / А.А. Люблинская. – М., 2001. – 256 с.
12. Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок [Текст] / А.И. Максаков. – М.: Просвещение, 2003. – 159 с.
13. Максаков, А.И., Тумакова, Г.А. Учите, играя. / А.И. Максаков. – М., 2005. – 144 с.
14. Макарова, В.Н. Формирование готовности студентов к работе по развитию речи детей дошкольного возраста [Текст] / В.Н. Макарова – М.: 1996. – 234с.
15. Новоторцева, Н.В. Развитие речи детей [Текст] / Н.В. Новоторцева. – Ярославль: ТОО «Гринго», 1995. – 240 с.
16. Петрова, Т.И. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду [Текст] / Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова. – М.: Школьная пресса, 2003. – 128 с.
17. Развитие общения у дошкольников (характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет) [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца и М.И. Лисиной. – М.: Педагогика, 2004. – 336 с.
18. Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2000. – 223 с.
19. Рождественская, В.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста [Текст] / В.И. Рождественская, Е.И. Радина – М.: Просвещение, 2002. – 432 с.
20. Соловьева, О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду [Текст] / О.И. Соловьева. – М.: Просвещение, 1966. – 176 с.
21. Усова, А.П. Обучение в детском саду [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1981. – 400 с.
22. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Владос, 2004. – 288с.
23. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев. – М.: Просвещение, 2004. – 323 с.
24. Флерина, Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. / Е.А. Флерина. – М., 1961. – 320 с.
25. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста / Сост. Р.И. Жуковская, Л.А. Пеньевская. – М.: Просвещение, 2001. – 234 с.
26. Хрестоматия по детской литературе / Сост. А.Л. Табенкина. – М.: Просвещение, 2002. – 463 с.
27. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. [Текст] / Под ред. В.В. Гербовой. – М.: Просвещение, 1981. – 234 с.