ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста
1.2 Влияние дидактической игры на развитие детей дошкольного возраста
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Использование дидактических игр в ознакомлении с окружающим миром
2.2 Применение дидактических игр в развитии речи
2.3 Использование дидактических игр для развития математических способностей
2.4 Развитие музыкальных способностей посредством использования музыкально-дидактических игр
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение
Структура дидактических игр по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы: обогащения и активизации словаря, работы над смысловой стороной слова, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, развития элементарного осознания языковых явлений. Именно взаимосвязь разных речевых задач создаёт предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков [4].
Каждая игра решает и воспитательные задачи. У детей развивается культура речевого общения в широком смысле этого понятия, нравственные качества, формируются этические представления и нравственные чувства.
Ребёнок начинает осознанно относиться к воспринимаемой речи взрослых и сверстников в повседневном общении, самостоятельно оценивать те или иные особенности художественной речи, языка произведений художественной литературы и фольклора [2].
В педагогике фундамент теории игры как важнейшего средства всестороннего воспитания детей заложили исследования таких ученых, как Е.А. Флерина, Е.И. Тихеева, Е.А. Аркин. Позднее игре были посвящены работы Р.Я. Лехтман-Абрамович, Ф.И. Фрадкиной, Н.М. Аксариной, А.П. Усовой, Д.В. Менджерицкой, Р.И. Жуковской, В.П. Залогиной, Т.А. Марковой и др.
Актуальность темы нашей работы заключается в том, что в современном учреждении дошкольного образования дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания.
Объект исследования – дидактическая игра в учреждении дошкольного образования.
Глава 1 Теоретические аспекты применения дидактических игр в дошкольном образовании
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста
Дошкольное детство является важным периодом в психическом и личностном развитии ребенка. В психологии и педагогике принято выделять младший, средний и старший дошкольный возраст. Каждый возрастной период связан не только с дальнейшим развитием, но и с существенной перестройкой познавательной деятельности и личности ребенка, необходимой для его успешного перехода к новому социальному статусу - статусу школьника.
Изучением дошкольного возраста занимались такие учёные, как Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Л.А. Порембская, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин и др.
В дошкольном возрасте у нормально развивающегося ребенка происходят большие изменения во всем психическом развитии. Чрезвычайно возрастает познавательная активность - развивается восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления.
Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания и т. д. Значительно возрастает роль речи как в познании ребенком окружающего мира, так и в развитии общения, разных видов детской деятельности.
В трудах А.В. Запорожца [15] отмечается, что дошкольники могут выполнять действия по словесной инструкции, усваивать знания на основе объяснений лишь в том случае, если у них имеются четкие наглядные представления.
Глава 2 Практическое применение дидактических игр в различных видах деятельности дошкольников
У детей старшего дошкольного возраста накоплен определенный игровой опыт. В связи с воспитательно-образовательными задачами, определенными «Программой обучения и воспитания в учреждениях дошкольного образования» [24]. содержание дидактических игр отличается большой разнообразностью.
В данной главе будут представлены примеры дидактических игр, которые применяются в учреждения дошкольного образования г.Гомеля.
Все игры подобраны для возрастной группы 5-7 лет (старший дошкольный возраст).
Богуславская З.М. [3], Бондаренко А.К. [4] указывают, что организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения, углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь);
- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении можно сделать следующие выводы:
1. Дошкольный возраст является важным в психическом и личностном развитии ребенка. В этот период происходят большие изменения во всем психическом развитии: возрастает познавательная активность, развивается восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления.
2. Дидактическая игра способствует всестороннему развитию ребенка, связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.
3. Особенностями применения дидактической игры при ознакомлении с окружающим миром является то, что игры в данном случае будут способствовать: расширению представлений об окружающей действительности; закреплению знаний о труде взрослых; уточнению представлений о предметах и их признаках.
4. Использование речевых игр позволяет ребёнку овладеть звукобуквенным анализом, даёт возможность использовать новые слова в речи. Наиболее важны в учреждении дошкольного образования те игры, которые направлены на развитие связной речи детей.
Дидактические игры, предназначенные для развития математических способностей дошкольников, способствуют: приобретению знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, как основы математического развития; формированию широкой начальной ориентировке в количественных, пространственных и временных отношений окружающей действительности; формированию навыков и умений в счете, вычислении, измерениях, моделировании, общеучебных умений; развитию
1. Абраменкова В. В. Игра формирует душу ребенка // Мир психологии. 1999. №4. С. 74-81.
2. Бачурина В. Новые развивающие игры для дошколят. М. : ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Изд-во «ДОМ. XXI век», 2007. 176 с.
3. Богуславская З. М. Психологические особенности познавательной деятельности дошкольников в условиях дидактической игры – в книге «Психология и педагогика игры дошкольника / З. М. Богуславская М., 1966.
4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. / А.К. Бондаренко М., 1991.
5. Венгер А. Л. Психологическое обследование младших школьников / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. М. : Изд-во ВАЛДОС-ПРЕСС, 2005. 159 с.
6. Ветлугина Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. пособие для студ-ов пед ин-тов. М. : Просвещение, 1983. 255 с.
7. Власова Т. А., Певзнер М. С. Основные этапы психического развития ребёнка // Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология»/Сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калиникова. М. : ООО «Аспект», 2005. С. 43-51.
8. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. : Просвещение, 1999. 325 с.
9. Деркунская В. А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. С-Пб. : Детство – Пресс, 2010. 650 с.
10. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. М. : Просвещение, 1983. 304 с.
11. Дошкольная педагогика. В 2 ч. Ч.2. / В. И. Логинова, П. Г. Саморукова, Б. С. Лейкина и др. М., 1988.
12. Дощицина З. В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации. М. : Изд-во Эксмо, 2000. 163 с.
13. Жолнерович Н. Игрушка: ее место и роль в воспитании ребенка. Дидактическая игрушка // Пралеска. 2008. №1. С. 35-38.
14. Игра дошкольника /Л. А. Абрамян, Т. В.Антонова, Л. В. Артемова и др., Под ред. С. Л. Новоселовой. М., 1989.
15. Запорожец А. В. Избранное. М.: Гардарики, 2005. 556 с.
16. Казаручик Г. Н. Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников. Мозырь, 2005.
17. Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики. М., 2000.
18. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя. М. : Просвещение, 1982. 96 с.
19. Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике / М.Н. Перова М., 1996.
20. Сорокина А. И Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина М., 2003.
21. Тихеева Е. И. Игры и занятия малых детей / Е.И. Тихеева М., Просвещение, 1965.
22. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е.И. Удальцова Минск, 1986.
23. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология» / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. М. : Просвещение, 1983. 56 с.
24. Учебная программа дошкольного образования – http://virmary.ucoz.ru/publ/rabota_s_doshkolnikami/programmno_metodicheskoe_obespechenie_raboty_v_dou/uchebnaja_programma_doshkolnogo_obrazovanija/84-1-0-344 - Дата доступа : 13.06.2016
25. Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР. 1961. 333 с.
26. Щедровицкий Г. П. Методические замечания к педагогическим исследованиям игры. / Психология и педагогика игры дошкольников. / Под. ред. Запорожца. М., 2003.
27. Эльконин Д. Б. Психология игры. / Д. Б. Эльконин М. : Педагогика, 1978. 234 с.
28. Эльконин Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин М. : ТЦ Сфера, 2001. 367 с.
29. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин М. : Изд-во Смысл, 2004. 436 с.