Введение
1 Характеристика физического воспитания детей школьного возраста
1.1 Содержание и задачи физического воспитания детей младшего школьного возраста
1.2 Содержание и задачи физического воспитания детей среднего школьного возраста
1.3 Содержание и задачи физического воспитания детей старшего школьного возраста
1.4. Содержание и задачи физического воспитания детей с ослабленным здоровьем
2 Особенности методики физического воспитания детей школьного возраста
2.1 Особенности методики физического воспитания детей младшего школьного возраста
2.2 Особенности методики физического воспитания детей среднего школьного возраста
2.3 Особенности методики физического воспитания детей старшего школьного возраста
2.4 Особенности методики физического воспитания детей с ослабленным здоровьем
3 Формы организации физического воспитания детей школьного возраста
3.1 Урок физической культуры
3.2 Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня
3.3 Внеклассная работа по физическому воспитанию
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Одна из задач воспитания подрастающего поколения существующая в обществе это физическое воспитание детей школьного возраста. Высокий уровень подготовленности как родителей, так и преподавателей, а так же медицинских работников в учреждениях среднего образования способствует успешному решению данной задачи, давая возможность применять в своей работе передовой опыт физического воспитания.
Значительную роль в формировании физической культуры ребёнка, по мнению Э.Я. Степаненковой, играет физическое воспитание, которое воссоздает как общечеловеческие, так и национально-культурные ценности [22].
Обучение в физическом воспитании (Ю.В. Менхин) — это процесс формирования у личности способностей реализовывать двигательную деятельность с наибольшей эффективностью [17].
Под влиянием различных средств физического воспитания: физических упражнений, гигиенических факторов, естественных сил природы, формируются двигательные навыки и воспитываются физические качества, укрепляется здоровье и улучшается физическое развитие, создаются условия для осуществления остальных видов воспитания: умственного, нравственного, эстетического и трудового.
Для эффективной работы необходимо овладеть методикой организации физкультурных занятий, утренней гигиенической гимнастики, подвижных и спортивных игр, а так же других форм работы по физическому воспитанию учащихся и правильно планировать их проведение.
Если дать оценку значимости физической культуры в школьном возрасте необходимо учитывать ее важность при решении задач общего физкультурного образования и физического развития детей [10].
Актуальность работы:
Известно, что в каждом отдельном возрасте физическому воспитанию свойственна своя специфика: в организации физической культуры и здоровья в школах прослеживается свои методические особенности организации физического воспитания.
Главной задачей физического воспитания в школьном учреждении является обеспечение всесторонней физической подготовленности учащегося, помогая ему приобрести запас прочных умений и двигательных навыков, необходимых человеку на протяжении всей его жизни.
Всестороннее развитие подрастающего поколения предполагает воспитание физических качеств. Дети играя и совершая двигательные действия становится более уверенными в своих силах, ловкими, крепкими, выносливыми, возрастает их самостоятельность. Достигая определенный уровень своего физического развития и психологической готовности ребенок обусловливает дальнейшее развитие своих физических возможностей, постепенно достигая необходимый уровень физического совершенства для определённого возрастного этапа.
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Физическое воспитание – это процесс формирования физической культуры личности, который включает в себя обучение движениям, овладение специальными физкультурными знаниями, воспитание физических качеств и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.
Содержанием физического образования является обучение движениям, которое понимает под собой систематическое освоение личностью целесообразных способов управления своими двигательными действиями, приобретения фонда двигательных умений необходимых в жизни, а так же навыков и связанных с ними знаний.
Приобретать умения рационально и полноценно проявлять свои физические качества возможно лишь овладения двигательными действиями, имеющими смысловое значение и являющимися важными для жизнедеятельности или избранного вида спорта. Одновременно с этим познаются и закономерности движения тела занимающегося.
Основным средством физического воспитания являются занятия физическими упражнениями - естественные и специально подобранные движения, а так же их комплексы: гимнастические, легкоатлетические; туризм или из различных видов спорта. К дополнительным средствам относятся закаливание организма с помощью оздоровительных сил природы: воды, солнца и воздуха, соблюдение гигиенического режима труда, быта и отдыха, использование личной и общественной гигиены, овладение специальными знаниями, умениями и навыками в области использования физических упражнений.
В школьном возрасте достигается определенный уровень умственной и физической работоспособности, который позволяет с успехом овладеть программным материал как теоретических учебных дисциплин, так и дисциплины физическая культура и здоровье.
Как правило у детей показатели нормального физического развития тесно связаны с показателями физической подготовленности и имеют хороший уровень [19].
Познавать основные закономерности становления и развития системы физического воспитания, а так же особенности его функционирования и построения помогает изучение физического воспитания как общественного явления. Объединение полученных знаний и применение их на практике дают возможность осуществлять физическое воспитание подрастающего поколения с применением соответствующих принципов образования и воспитания [17].
2 ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Определить порядок и характер сочетания методов физического воспитания детей школьного возраста можно с помощью (Ю.Ф. Курамшин):
а) Задач учебно-воспитательной работы:
1) для создания лишь общего представления о внешней форме изучаемого движения, достаточно использовать описание или показ, а можно сочетать и то, и другое,
2) при создании глубокого понимания сути движения (выяснения каких-либо закономерностей, расширения представлений, обоснования того или иного правила, требования) применяется, особенно в старшем школьном возрасте, объяснение (установление причинно-следственных связей и отношений) совместно с приемами демонстрации,
3) при необходимости создания творческой активности занимающихся, воспитания у них самостоятельности и инициативности, требуется соединение проблемных ситуаций и использование заданий творческого характера.
б) Особенностей занимающихся:
1) больше указаний требуется в работе с детьми младшего школьного возраста. Изложение содержания игры лучше осуществлять в образной, а если это возможно, художественной форме. Чаще пользуются односторонним разбором: учитель воспроизводит картину исполненного и на базируясь на этом производит анализ действий и поведения занимающихся,
2) особое значение приобретают беседы и коллективные разборы упражнений, глубокие по содержанию объяснения с опорой на знания по другим учебным предметам с хорошо подготовленными учащимися и со старшеклассниками.
в) Особенностей изучаемого материала: при изучении новой игры необходимо использовать предварительный рассказ и описание с последующим разбором действий каждого учащегося. Когда двигательное действие простое и учащиеся в состоянии сразу его выполнить, целесообразно применять целостный метод обучения и т.п.
г) Внешних условий учебной работы: при пониженной температуре воздуха и значительном ветре не стоит прибегать к рассказу или длительным объяснениям, а так же к подробному разбору. Стоит, опираться, главным образом, на краткие указания и команды.
Все методы обучения двигательным действиям в соответствии с их специфическими чертами осуществляют воспитательную функцию. По ходу беседы занимающиеся делятся своими соображениями и мыслями, находя сомнения и требуя дополнительных доказательств. Исходя из этого, беседа как метод обучения, способствует превращению знаний в убеждения. А получить яркий образный материал, который способен оказывать эмоциональное воздействие и давать возможность прочувствовать и пережить те или иные факты и события можно благодаря рассказу [24].
3 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В школе выделяют следующие основные формы физического воспитания учащихся:
а) в режиме учебного дня урочную по учебной дисциплине «Физическая культура и здоровье»;
б) в процессе внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы неурочную, заключающая в себя:
1) «малые» формы занятий, направленные на оперативное (текущее) управление физическим состоянием. К ней относится вводная и утренняя гигиеническая гимнастика, физкультпаузы и физкультминутки, микропаузы;
2) относительно продолжительные одно- и многопредметные (комплексные) занятия («крупные» формы): калланетика, аэробика, атлетическая гимнастика, шейпинг др. Они способствуют решению оздоровительно-реабилитационных, тренировочных и рекреационных задач;
3) физкультурно-спортивной деятельности являющаяся соревновательной формой занятий.
Специально организованные занятия физической культурой (приложение) способствуют практической реализации физического воспитания детей школьного возраста. Для организации качественного занятия необходимо использовать весь арсенал средств, методических принципов и методов физического воспитания [10].
Урок является основной формой организации учебно-воспитательного процесса вот уже на протяжении многих лет по всем изучаемым дисциплинам в общеобразовательных школах [6].
Основной формой физического воспитания по учебной дисциплине «Физическая культура и здоровье» считается урочная. Это способствует решению оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, а так же обеспечивает безопасную жизнедеятельность детей в современных условиях.
В учебной деятельности тесно взаимосвязаны все формы организации физического воспитания: учебная работа, внеклассная, массовая физкультурно-оздоровительная и спортивная работы, представляя собой единый воспитательно-образовательный педагогический комплекс, направленный на решение общей цели физического воспитания учащихся - формированию физической культуры личности [24].
Сферы осуществления физической культуры детей школьного возраста:
а) учебные заведения, составляющие систему среднего образования;
б) учреждения, осуществляющие внешкольные занятия физическими упражнениями;
в) семья.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К основным средствам физического воспитания относятся:
а) физические упражнения (естественные и специально подобранные движения),
б) различные виды спорта и туризм,
в) закаливание организма с использованием сил природы – воды, воздуха и солнца,
г) гигиенический режим быта, труда и отдыха,
д физкультурные знания и навыки об использовании физических упражнений, средств закаливания, общественной и личной гигиены.
Возможно использование разнообразных форм организации занятий физическими упражнениями в системе физического воспитания школьников, но основной из их остается урок «Физическая культуру и здоровье». Он организуется в соответствии с общими педагогическими принципами, используя методические правилами физического воспитания. Уроку «Физическая культура и здоровье» свойствен ряд преимуществ в сравнении с остальными формами организации физического воспитания. Так же он тесно взаимосвязан, представляя собой целостный воспитательно-образовательный педагогический комплекс, с внеклассной, массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, которые в совокупности своей подчинены единой цели физического воспитания детей школьного возраста - создание физической культуры личности.
1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 224 с
2. Белинович, В.В. Обучение в физическом воспитании / В.В. Белинович. - М.: Физическая культура и спорт, 2008. - С. 60-64
3. Благуш, П.К. К теории тестирования двигательных способностей / П.К. Благуш. - М.: Физкультура и спорт, 2010. - 187 с
4. Бойко, В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека / В.В. Бойко. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 144 с
5. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания: учебник / А.А. Васильков. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 381 с.: ил
6. Введение в теорию физической культуры: учеб.пособие для ин-тов физ. культуры / И.П. Матвеев ; под ред. И.П. Матвеева. - М.: Физкультура и спорт, 2003. - 128 с
7. Выдрин В.М. Теория физической культуры. - Л.: ГДОИФК, 2013. -- 272 с
8. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания: учеб.пособие / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М.: Академия, 2000. - 288 с
9. Гужаловский А.А., Ворсин Е.Н., Физическое воспитание в школе: метод. пособие . - Мн.: Тесей, 2016. - 322с
10. Деминский А.Ц. Основы теории и методики физического воспитания. -- Донецк: АО Донеччина, 1995. - 520 с
11. Железняк, Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: учеб. пособие для студентов высш.-учеб.-заведений / Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 272с
12. Круцевич Т.Ю. Методы исследования индивидуального здоровья детей и подростков в процессе физического воспитания. — К.: Олимпийская литература, 2009. - 232
13. Лях, В.И. Координационные способности школьников / В.И. Лях. - Минск: Полымя, 2012. - 189 с
14. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 2004.-271 с
15. Матвеев, Л.П. Теория и методика физ. культуры: учебник для студентов высш.-учеб.-заведений физ. культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 2001.- 543 с
16. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений / Л.П. Матвеев. -4-е изд., стер. - М.: Лань, 2004. - 160 с
17. Менхин, Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика / Ю.В. Менхин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: СпортАкадемПресс, Физкультура и спорт, 2006. - 312 с.: ил
18. Назаров, В.П. Координация движений у детей школьного возраста / В.П. Назаров. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 32 с
19. Настольная книга учителя физической культуры / Л.Б. Кофман ; под ред. Л.Б. Кофмана. - М.: Физкультура и спорт, 2014. - 496 с
20. Платонов, В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В.Н. Платонов. - М: Физкультура и спорт, 2016. - 286 с
21. Сергиенко, Л.П. Генетика и спорт / Л.П. Сергиенко. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 171 с
22. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Я. Степаненкова. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2006. - 368 с
23. Теория и методика физического воспитания: учеб.пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов / Б.А. Ашмарин [и др.]; под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 2015. - 360 с
24. Теория и методика физической культуры: учеб. / Ю.Ф. Курамшин [и др.]; под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2003. -464 с
25. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2002. - 480 с