Введение
1 Понятие и сущность предпринимательства
1.1 Обзор основных подходов и моделей в исследованиях феномена предпринимательства
1.2 Функции предпринимательства как ключевой аспект для раскрытия содержания феномена
2 Факторы и мотивы предпринимательства
2.1 Факторы предпринимательства
2.2 Мотивы предпринимательства
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время большинство цивилизованных государств уже перешли или находятся в процессе перехода к рыночной экономике, что ставит перед руководителями и специалистами в данной области сложные, но необходимые для устойчивого развития страны задачи. Одной из них является развитие и поддержка предпринимательской деятельности, которая является одним из важнейших компонентов, характеризующих современное экономическое пространство.
Во многих цивилизованных странах предпринимательство можно описать широким распространением, однако, по мнению И. И. Евтушенко и Р. А. Абдуллаевой, важно помнить, что на развитие данной формы деятельности оказывают существенное влияние ряд условий, среди которых:
• стабильная государственная экономическая и социальная политика;
• развитая инфраструктура по поддержке предпринимательства, предполагающая наличие льготного налогового режима;
• эффективная система безопасности, защищающая интеллектуальную собственность;
• гибкие рыночные механизмы, способствующие повышению деловой компетентности и активности предпринимателя как специалиста и субъекта деятельности [4, с. 176].
Среди основных задач предпринимателя необходимо выделить организацию управления предприятием, в ходе которого должны быть учтены аспекты рационального применения конкретного ресурса, возможность организации управленческой деятельности на основе инновационных походов и методов, а также хозяйственного риска. Немаловажным аспектом, регулирующим деятельность предпринимателя, является готовность к ответственности за полученный результат.
Предпринимательству присуще наличие общественного характера, который выражается не только в деятельности включенных субъектов, но и в создании общественными институтами условий для успешной реализации его функционала. В своей совокупности, такие условия определяют существование предпринимательской среды, среди ключевых элементов которой следует выделить личные интересы и экономическую свободу. Необходимость в наличии последней для предпринимателей определяется не только стремлением к реализации того или иного товара и возможностью равного доступа к ресурсным базам, но и возможностью организовать свою деятельность с позиций установленных морально-этических норм и правил. В свою очередь, личные интересы следует рассматривать в качестве движущих мотивов в предпринимательской деятельности, ведь важными целями для субъектов предпринимательства являются полученные результаты, которые способствуют извлечению и накоплению доходов.
В контексте развития международных рыночных систем феномен предпринимательства как важный компонент в трансформирующейся экономике, а также его основные признаки и закономерности являются актуальной темой для исследования.
Цель исследования – проанализировать сущностные характеристики предпринимательства.
Задачи исследования:
1. Проанализировать существующую теоретическую базу по теме исследования.
2. Выявить и описать основные функции предпринимательства.
3. Рассмотреть основные факторы предпринимательства.
4. Проанализировать влияние мотивов на организацию предпринимательства.
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Под предпринимательством следует вид экономической деятельности, которой свойственно наличие коммерческих характеристик целей направленных на получение прибыли от производства и реализации, необходимых обществу товаров и услуг. Однако содержание этого феномена раскрывается также посредством формирования особого способа мышления и образа жизни субъекта такой деятельности. Следует отметить, что в предпринимательской работе важную роль играет увлеченность, желание обучаться, стремление не только к самосовершенствованию, но и совершенствованию процесса предпринимательской деятельности с помощью инновационных технологий. Как и любая другая деятельность, предпринимательство включает в себя творческую составляющую в совокупности с нестандартным подходом к решению задач и поиском новых путей достижения поставленной цели.
Для сферы бизнеса также свойственно определение предпринимательства как деятельности, целью которой становится экономическая выгода или прибыль как денежное выражение полученного результата. Для предпринимателя очень важна способность видения возможные пути решения поставленных задач, а также анализировать условия деятельности во избежание возможных рисков. Предпринимательская деятельность, которая содержит в своей основе поиск и эффективное использование имеющихся в распоряжении ресурсов, ориентирована на производство актуальных товаров и услуг, необходимых широкому кругу потребителей. Опираясь на этот факт, можно утверждать об общественной значимости рассматриваемого феномена, играющего важную роль в обеспечении устойчивого развития социума.
2 ФАКТОРЫ И МОТИВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Как отмечалось ранее, предпринимательство характеризуется своей социальной ориентированностью, ведь помимо личных интересов предпринимателя как участвующего во взаимообусловленной деятельности агента, ставящим своей целью получение прибыли, оно направлено на предоставление товаров и услуг, необходимых в данный момент представителям конкретных социальных групп. Выполнение функций предпринимательства напрямую зависит от ряда условий, определяющих процесс формирования, развития и реализации данного вида деятельности.
Эти условия определяются как факторы предпринимательства – совокупность параметров, которые определяют возможность и определенную характеристику, раскрывающуюся посредством конкретной предпринимательской функции.
В свою очередь, совокупность побуждений к предпринимательской деятельности, зависящих от того или иного фактора может выступать в качестве мотива, который может быть описан и в качестве осознанной, осмысленной и изученной потребности.
Таким образом, логичным продолжением данного исследования представляется изучение факторов и мотивов предпринимательства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рамках данного исследования предпринимательство было рассмотрено как вид экономической деятельности, которой свойственно наличие коммерческих характеристик целей направленных на получение прибыли от производства и реализации, необходимых обществу товаров и услуг. Однако содержание этого феномена раскрывается также посредством формирования особого способа мышления и образа жизни субъекта такой деятельности.
Можно утверждать, что в настоящее время существует обширная теоретическая база, позволяющая провести исследования различных аспектов феномена предпринимательства. Единственной сложностью в данном случае является преобладание публикаций зарубежных авторов, не переведенных на русский язык. Вместе с тем, труды упомянутых в данной работе ученых позволили решить все поставленные задачи.
Раскрытие сущности предпринимательства было реализовано с точки зрения его функциональных возможностей, поскольку функции данного феномена позволяют изучить специфику предпринимательства и его зависимость от государственной поддержки и регулирования данного феномена. Так, в условиях развитой рыночной экономики у предпринимательства как интегрированной системе, включающей предпринимательские организации (компании, фирмы), коллективы предпринимателей различного профессионального уровня, а также сложные предпринимательские объединения, появляются возможности и условия для реализации общеэкономической, творческо-поисковой (инновационной), ресурсной, социальной и организаторской функций.
Факторы предпринимательства – это параметры, определяющие возможности и характер проявления свойств предпринимательской функции. Различают внешние, обусловленные характером окружающей предпринимателя среды и внутренние, обусловленные особенностями внутренней организации факторы предпринимательства.
Для выбора физическим лицом предпринимательства как основного вида деятельности важно определить конкретную предметную область (одну или несколько) экономике, а также определенный сектор (их совокупность) рынка. Для профессионального предпринимателя важно предстать перед окружающими в качестве компетентного специалиста. Реализация данной потребности происходит осуществления профессиональных действий в выбранной им для освоения области бизнеса. Предприниматель может выступать как специалистом узкого профиля, сконцентрировавшим деятельность в конкретном рыночном секторе, так и универсалом, диверсифицирующим свой бизнес.
Мотивы (установки) предпринимательства могут быть определены как внутренне состояние субъекта, которое характеризует его предрасположенность, склонность и готовность предпринимателя к тому или иному действию и определяют личностные предпринимательские смыслы в процессе этих действий. Суть указанной предрасположенности раскрывается через внутреннюю позицию относительно разных объектов и ситуаций, включенных в сферу деловых взаимоотношений.
Функции, факторы, мотивы, установки, ценностные ориентации, поведение, т. е. все те аспекты, которые описывают специфику конкретной категории или группы предпринимателей, способствуют выявлению преобладающих тенденций в функционировании предпринимательства как важного экономического феномена, имеющего значение как для отдельной личности, так и для всего государства в целом. В результате исследования указанных аспектов становится возможным решение актуального во все времена вопроса по организации эффективного процесса регулирования взаимоотношений в экономической сфере, как самими субъектами предпринимательства, так и представителями государственных институтов.
1. Арустамов, Э. А. Основы бизнеса / Э. А. Арустамов. – 4-е изд. – М.: Дашков и Ко, 2016. – 241 с
2. Асаул, А. Н. Организация предпринимательской деятельности / А. Н. Асаул. – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2017. – 362 с
3. Ворожбит, О. Ю. Структура предпринимательской среды: определяющие факторы / О. Ю. Ворожбит [и др]. // Вестник ТОГУ. – 2010. – № 4. – С. 121-128
4. Евтушенко, И. И. Исследование проблем малого и среднего бизнеса / И. И. Евтушенко, Р. А. Абдуллаева // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 5. – С. 176-180
5. Кислин, Д. В. Основные подходы в исследовании феномена предпринимательства (на основе обзора зарубежной литературы) / Д. В. Кислин // Вестник НГУ им. Н.И. Лобачевского. – 2008. – № 6. – С. 208-216
6. Лапуста, М. Г. Предпринимательство / М. Г. Лапуста. – М.: Инфра-М, 2005. – 254 с
7. Лихачевский, А. Предпринимательство становится реальной силой экономики / А. Лихачевский // Экономика Беларуси. – 2006. – № 3. – С. 93–98
8. О предпринимательстве в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь, 28 мая.1991 г., № 813-XII (с изменениями и дополнениями) // Новости Беларуси [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: http://laws.newsby.org/documents/laws/law1303.htm. – Дата доступа: 25.05.2018
9. Попков, В. П. Организация предпринимательской деятельности / В. П. Попков, Е. В. Евстафьева. – СПб.: Питер, 2007. – 254 с
10. Шумпетер, Й. Теория экономического развития / Й. Шумпетер; пер. с нем. – М.: Эксмо, 2007. – 864 с