Введение
Глава 1 Интеллектуальные истоки и теоретико-методологические основания концепции э.дюркгейма
1.1. Интеллектуальный и социальный контекст формирования научных взглядов Э. Дюркгейма
1.2 «Социологизм» как методологическая основа концепции солидарности Э. Дюркгейма
Глава 2 Концептуализация категории «солидарность» в работах Э. Дюркгейма
2.1 Солидарность как центральная категория социологии Э. Дюркгейма
2.2 Рецепция концепции социальной солидарности Э. Дюркгейма в дореволюционной России
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Известный французский социолог, философ и родоначальник французской социологической школы Эмиль Дюркгейм в своих трудах попытался отразить проблемы общества XIX века. В это время во Франции происходит вступление капитализма в империалистическую стадию развития с характерными для нее проявлениями политического, экономического, духовного и социального кризисов. Развитие и функционирование общественной и экономической систем не могло гарантировать стабильного существования социума, что было обусловлено постоянными угрозами революционных выступлений, бунтов и недовольств со стороны трудящихся масс. В результате начиная с XIX века большинство исследователей обращало свое внимание к проблемам социальной солидарности или так называемой «социальной сплоченности». Однако, несмотря на многообразие представлений в рамках социологических теорий того времени, ближе всех к современному пониманию видов, сущности, основных глубинных мотивов, механизмов и контекстов солидарности подошел именно французский социальный философ и исследователь Эмиль Дюркгейм. Его основные работы «О разделении общественного труда» (1983), «Элементы социологии» (1889), «Правила социологического метода» (1895), «Социология и философия» (1924) и др., послужили теоретическим обоснованием основных идей политики и идеологии социального реформаторства, в качестве необходимых предпосылок которого становятся понятия социальной солидарности, «классового мира» и «всеобщего согласия». Таким образом, тема социальной солидарности или сплоченности, исследуемая учеными еще в XIX веке является актуальной и в настоящее время в связи с процессами трансформации современных обществ. Современному человеку также необходимо осознание такого феномена общественной жизни, как солидарность. Человек не может в одиночку противостоять современным вызовам и угрозам, поэтому людям необходимо объединяться с себе подобными с целью реализации определенных идей, принципов, решения глобальных проблем современности. В результате осознание собственной беспомощности в борьбе за достойное существование преобразуется в мощный импульс для консолидации общества.
При рассмотрении заявленной темы курсовой работы основным используемым нормативным источником выступает книга А. Б Гофмана «Эмиль Дюркгейм». В данной книге происходит анализ восприятия идей Э. Дюркгейма (1858-1917), выдающегося французского социолога, одного из родоначальников современной социологии.
Степень разработанности проблематики исследования в социологической науке достаточна велика: среди отечественных авторов можно выделить В. В. Подгруша, Е. В Овсипова, В. Ф. Чигир, В. С. Каменков, А. В. Каравай, Д. А. Колбасин и др. Разработанной данная тема является также и в зарубежной литературе, в рамках которой выделяют О. Конта, Я. И. Функа, М. Мосс, Э. Гидденс и др.
Объектом исследования являются социологические взгляды Э. Дюркгейма.
Предметом исследования рассматривается концептуализация категории «солидарность» в работах Э. Дюркгейма.
Целью данной курсовой работы является изучение концепции социальной солидарности Э. Дюркгейма, что предполагает решение следующих задач:
1) раскрытие интеллектуального и социального контекста формирования научных взглядов Э. Дюркгейма.
2) охарактеризовать специфику методологического подхода Э. Дюркгейма к рассмотрению категории «солидарность».
3) раскрытие особенностей концептуализации понятия «солидарность» в работах Э. Дюркгейма.
4) обозначение рецепции идей Э. Дюркгейма в дореволюционной России.
При подготовке работы основой исследования являлся логический, сравнительный, метод единства исторического и логического, метод системной реконструкции, метод анализа, обобщения и сравнения.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ И ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ Э. ДЮРКГЕЙМА
1.1 Интеллектуальный и социальный контекст формирования научных взглядов Э. Дюркгейма
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – французский социолог, философ, основатель французской школы социологии, а также первый в мире профессор социологии, стоящий у истоков журнала «Социологический ежегодник» (1896-1913) и его издатель. Ученый преподавал в университетах Парижа и Бордо, а также осуществил институализацию социологической науки во Франции. Основными произведениями Э. Дюркгейма являются: «О разделении общественного труда» (1983), «Элементы социологии» (1889), «Правила социологического метода» (1895), «Социология и философия» (1924), «Самоубийство» (1897), «Элементарные формы религиозной жизни» (1912).
А.С. Попов отмечает: «Хроника жизни и творчества Дюркгейма свидетельствует о том, что становление подвижника социологии происходило через преодоление, непрестанную борьбу с самим собой, традициями семьи и университетской средой. Во-первых, ему удалось преодолеть семейную традицию, в соответствии с которой его с детства готовили к карьере раввина. Во-вторых, он сумел выйти за стереотипы полученного им философского образования, избрав социологию, а не философию для научного исследования общества. В-третьих, он прошел путь через непонимание и сопротивление коллег, не принимавших социологию как науку и учебную дисциплину, покушавшуюся, как им казалось, на сложившуюся систему академического знания. В итоге именно в борьбе, в преодолении Дюркгейм стал классиком не только французской, но и мировой социологии» [1, с.27].
Согласно исследователю Г.П. Давидюку, Дюркгейм продолжал традиции О. Конта, соглашаясь с ним об определении места социологии в системе наук, доказывал возможность появления ее именно в XIX веке, так как в это время люди начали осознавать свои способности в самостоятельном управлении социальной жизнью.
ГЛАВА 2 КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ КАТЕГОРИИ «СОЛИДАРНОСТЬ» В РАБОТАХ Э.ДЮРКГЕЙМА
2.1 Солидарность как центральная категория социологии Э.Дюркгейма
Период творческой активности в деятельности Э. Дюркгейма совпал с расцветом во Франции конца XIX – первой половины XX в. социально-политического идейного учения «солидаризма», которое связано с идеей солидарного существования. Одним из основных теоретико-методологических принципов учения исследователя являются представления о «социальной сплоченности». Солидаризм играет определяющую роль в его учении о разделении труда, изменении форм религии, политической власти, экономической организации общества. В результате роста социальной сплоченности в обществе происходит социальный прогресс. Э. Дюркгейм подчеркивает, что разделение труда осуществляется как природный процесс, которому предшествует достигнутый консенсус всех участников. Проблема социальной солидарности является основной темой социологии Э. Дюркгейма, солидарность для ученого – это синоним определённого общественного состояния. Первый лекционный курс исследователя в Бордоском университете был посвящен именно проблемам социальной солидарности, а его первая книга связана с обоснованием «солидаризирующей» функции разделения труда. Даже свои исследования самоубийства социолог связывал с различными типами и степенями социальной сплоченности людей. Последние значительные исследования французского ученого были посвящены доказательствам тезиса о том, что создание и поддержание социального единства является также главной функцией религиозных верований и действий.
Д.Г. Подвойский, интерпретируя концепцию Э. Дюргейма, отмечает следующее: «Социальный порядок закладывается изнутри благодаря существованию межчеловеческой солидарности. Солидарность определяется как необходимое условие и предпосылка для создания социальных связей; солидарность существует благодаря социальным единствам большого и малого объема, что в результате создает историческое воспроизводство соответствующих структур. Согласно Дюркгейму, солидарность выделяется двух основных типов: 1) механическая и 2) органическая.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, подводя итоги по данной курсовой работе, можно сделать следующие выводы.
В качестве интеллектуального и социального контекста формирования научных взглядов Э. Дюркгейма можно рассматривать события во Франции XIX в. которые были связаны со вступлением капитализма в империалистическую стадию своего развития со свойственными ей кризисами в экономическом, политическом и духовном сторонах общественной жизни. Общественно-экономическая система не смогла обеспечить собственного стабильного существования и в результате находилась под постоянной угрозой революционных выступлений трудящегося народа. Ученый должен был стать потомственным раввином, продолжив традиции религиозного образования своей семьи, но проявив самостоятельность и исключительную целеустремленность он получает философское образование, которое закладывает основной фундамент его представлений об окружающей действительности. Первоначально, известный историограф Фюстель де Куланж повлиял на своего ученика, привив ему интерес к истории, что впоследствии заложит основы к плодотворному историко-социологическому синтезу наук. На взгляды и развитие основных идей Э. Дюркгейма оказали влияние исследования О. Конта, Ш.Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта и Г. Спенсера.
В качестве теоретико-методологической основы всей концепции Э. Дюркгейма можно рассматривать социологизм как одну из разновидностей социального реализма. Согласно данному принципу, ученый наделял общество чертами физического и морального превосходства над человеком. Дюркгейм утверждает, что человек – это существо двойственное, так как в нем можно зафиксировать два существа: 1) существо индивидуальное, имеющее собственные корни в организме, что ограничивает деятельность; 2) существо социальное, которое является воплощением наивысшей реальности интеллектуального и морального порядка, связанного с обществом. В результате социолог делает вывод о том, что без общества не было бы ни религии, ни морали, ни политики, ни экономических учреждений. Основываясь на принципе социологизма, исследователь требует объяснить «социальное социальным».
Одной из основных тем творчества Э. Дюркгейма, которая прошла через всю его жизнь, является социальная (общественная) солидарность. Одним из главных вопросов, который на протяжении долгого времени интересовал французского ученого, заключался в том, чтобы определить: посредством чего люди объединяются в общество, какие мотивы заставляют их это совершать. Исследуя данный вопрос ученый связывал стремления людей с движущей силой их поведения, которая определяется как социальная солидарность или сплоченность, которую Дюркгейм рассматривал в тесной взаимосвязи с таким важным социальным явлением, как разделение общественного труда. Разделение общественного труда отмечается как признак развитого общества, в котором возникает необходимость обмениваться результатами собственной деятельности, выполнять взаимодополняющие функции. В результате разделение труда начинает объяснять различия между людьми, причины превращения каждого человека в личность. Именно осознание того, что любой человек находится во взаимосвязи от другого, что все люди связаны посредством единой системы общественных отношений, которые созданы разделением общественного труда, обуславливает у людей не только чувство зависимости друг от друга, но и глубокое понимание собственной связи с общественной системой, т.е. социальной солидарности.
Достаточно очевидным является тот факт, что восприятие теорий Эмиля Дюркгейма в дореволюционной России и позже в советском научном сообществе шло через призму критики, написания рецензий, статей в научных журналах, разнообразных дискуссий. Поэтому рецепция как знание о дюркгеймовской теории имела место и вызывала различные реакции в научных кругах таких советских исследователей как Тележников, Коржева, Левада, Токарев, Гофман. Они создали качественные работы, в которых достаточно полно исследовали и описали дюркгеймовский подход. В последние десятилетия проявляется все больше интереса к творчеству Э. Дюркгейма и основным идеям его школы поэтому в разных странах начинают активно исследоваться его сочинения и взгляды, интерпретироваться и переосмысливаться. Современное научное сообщество все еще продолжает считать это наследие актуальным и плодотворным для развития социологических наук и знаний.
1. Попов, А. С. Эмиль Дюркгейм: портрет социолога. К 150-летию со дня рождения / А. С. Попов // Общественные науки. Социология, 2008. – №2. – С. 27-32
2. Давидюк, Г. П. Дюркгейм / Г. П. Давидюк // Новейший философский словарь; сост. А. А. Грицанов. – 1998. – С. 229-231
3. Дюркгейм, Э. Курс социальной науки / Э. Дюркгейм // Социология. Ее пред- мет, метод, предназначение. – М.: Канон, 1995. – С. 167–198
4. Кон, И. С. История буржуазной социологии XIX — начала XX века / И. С. Кон. – М.: Наука, 1979. – 250 с
5. Блок, М. Апология истории, или Ремесло историка / М. Блок. – М.: Наука, 1986. – 291 с
6. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм. – М.: Канон, 1996. – 432 с
7. Дюркгейм, Э. Метод социологии / Э. Дюркгейм // Социология. Ее предмет, метод, предназначение. – М.: Канон, 1995. – С. 5–164
8. Дюркгейм, Э. Социология и социальные науки // Э. Дюркгейм // Социология. Ее предмет, метод, предназначение. – М.: Канон, 1995. – С. 265–285
9. Теория социальной солидарности Э. Дюркгейма [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://works.doklad.ru/view/8-upKtMybJM.html: – Дата доступа: 03.06.2018
10. Родермель, Т. А. Социальная доктрина образовательных инноваций в концептуальной интерпретации Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера, Карла Мангейма / Т. А. Родермель // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия, 2009. – С. 114-119
11. Курамшев, А. В., Широков, А.А. Социология социального и ассоциаций: Эмиль Дюркгейм и Габриель Тард об изменениях в обществе / А. В. Курамшев, А.А. Широков // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2016 – № 3 (43). – С. 131–138
12. Наймушин, Е. А. Социально-философские и методологические основания современного социологизма / Е. А. Наймушин // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2008. – С. 188-192
13. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., сост., послесл. и примеч. А. Б. Гофмана. М.: Канон, 1995
14. Подвойский, Д. Г. Социологический реализм Эмиля Дюркгейма / Д. Г. Подвойский // Человек. Сообщество. Управление, 2004. – С. 112-124
15. Коржева Э. М. Категория коллективного сознания и её роль в концепции Эмиля Дюркгейма // Вестник Московского университета. Сер. Философия, 1968. – № 4. – С. 91
16. Верстин, И. С. Этнология как компонент социальной философии / И. С. Верстин // Вестник Чувашского университета, 2012. – №1. – С. 79-80
17. Орехова, А. М., Скачко, Е. Л. Философия социологии: взгляд со стороны социальной философии / А. М. Орехова, Е. Л. Скачко // Вестник РУДН. Серия: Философия, 2017. – №4. – С. 565-571
18. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда / Пер. с фр. и послесловие А. Б. Гофмана // Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1990. С. 3–390
19. Гофман, А. Б. Эмиль Дюркгейм в России. Рецепция дюргеймовской социологии в российской социальной мысли / А. Б. Гофман. – М.: ГУ-ВШЭ, 1999. – 136 с
20. Сафронов, О. Р. Проблема рецепции теории религии Эмиля Дюргейма в советском религиоведении / О. Р. Сафронов // Ученые записки Орловского государственного университета, 2014. – №2 (58). – С. 146-151