1 Теоретический аспект взаимосвязи готовности к школьному обучению и уровня тревожности у детей дошкольного возраста
1.1 Понятие готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста
1.2 Особенности познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста
1.3 Понятие и причины тревожности детей старшего дошкольного возраста
2 Эмпирическое исследование взаимосвязи готовности к школьному обучению и уровня тревожности у детей дошкольного возраста
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Рекомендации по снижению уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Первичный эмпирический материал
Реферат
Курсовая работа 29 страниц, 5 таблиц, 5 рисунков, 25 источников
Ключевые слова: готовность к школьному обучению, тревожность, дошкольный возраст, мотивационная готовность, умственная зрелость
Объект исследования: взаимосвязь готовности к школьному обучению и уровня тревожности.
Предмет исследования: взаимосвязь готовности к школьному обучению и уровня тревожности у детей дошкольного возраста.
Цель работы: изучить взаимосвязь готовности к школьному
Методы исследования: теоретический анализ литературы, метод обобщения и систематизации, тестирование (тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, «Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека», тест «Мотивационная готовность к школьному обучению» Л.А. Венгера, методика «Найди и вычеркни» Р.С. Немова), количественный и качественный анализ, методы математико-статистической обработки данных (критерий r-Спирмена).
Полученные результаты: существует связь между готовностью к школьному обучению и уровнем тревожности у детей дошкольного возраста. Дети старшего дошкольного возраста с низким уровнем тревожности обладают высоким уровнем общего умственного развития, умением подчиняться работе в коллективных условиях, как это требуется в школе. Дети старшего дошкольного возраста со средним уровнем тревожности обладают средним уровнем общего умственного развития, умением подчиняться работе в коллективных условиях, как это требуется в школе. Дети старшего дошкольного возраста с высоким уровнем тревожности обладают низкой мотивационной готовностью к школьному обучению. Дети старшего дошкольного возраста с низким уровнем тревожности обладают высокой продуктивной и устойчивостью внимания.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы психологом в работе с детьми дошкольного возраста по снижению тревожности и повышению готовности к школьному обучению.
Область применения: педагогическая психология, возрастная психология, общая психология.
Введение
Актуальность исследования обусловлена недостаточной готовностью детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению. Это может быть связано с тенденцией к увеличению детей старшего дошкольного возраста, характеризующихся неуверенностью, повышенным беспокойством, высокой тревожностью. У современного дошкольника отсутствуют необходимые знания и навыки, позволяющие успешно обучаться в школе.
Перед поступлением детей в школу у родителей зачастую возникают сомнения, смогут ли их дети учиться в ней без каких-либо трудностей, найти общий язык со сверстниками и учителем. В настоящее время школа предъявляет высокие требования к умственному развитию ребенка, развитию его мотивационной сферы. Не готовый к школе ребенок будет испытывать трудности в адаптации к новым правилам поведения, что отразиться не только на его школьных успехах, но и в системе отношений к другим и к себе.
На адаптацию детей старшего дошкольного возраста большое влияние оказывает уровень личностной тревожности. Дети склонны испытывать тревожное состояние в реальных либо воображаемых ситуациях, которые субъективно оцениваются ими как угрожающие. Высокая тревожность негативно оказывает негативное влияние на развитие личности, на социализацию ребенка, на его взаимоотношения со взрослыми, со сверстниками, и может привести к дезадаптации.
Негативное эмоциональное состояние ребенка может усугубляться в процессе школьногообучения с увеличением учебных нагрузок, возникновением трудностей в построении взаимоотношений с учителем и сверстниками и др.
У детей дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и ее можно преодолеть, но при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий. Снижение тревожности возможно, если взрослые, окружающие ребенка, будут создать для этого необходимые условия и соблюдать нужные рекомендации.
В отечественной психологии изучением проблемы психологической готовности к обучению в школе занимались Л.И. Божович, Л.И. Гуткина, И.В. Дубровина и другие. Среди зарубежных исследователей этой проблемы можно назвать Дж. Брунера, Г. Гетцера, А. Керна, С. Штребера и др
Проблемой изучения тревожности и ее проявлений в дошкольном школьном возрасте занимались такие исследователи как В.М. Астапов, А.Л. Венгер, Е.А. Волгуснова, А.В. Гуров, А.И. Захаров, Э.В. Зиновьева, К.Е. Изард, А.А. Ковалевская, К.В. Коновалова, А.М. Прихожан и многие другие.
Однако, проблема взаимосвязи готовности к школьному обучению и уровня тревожности остается недостаточно освещенной.
1 Теоретический аспект взаимосвязи готовности к школьному обучению и уровня тревожности у детей дошкольного возраста
1.1 Понятие готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста
В современной психолого-педагогической литературе существует множество и разнообразие взглядов, подходов к определению готовности ребенка к школьному обучению. Их особенность, согласно Л.Н. Уваровой, зависит от представлений автора об изучаемом явлении, его собственной научной позиции и психологической теории, которой он придерживается [1, с. 4].
В современной литературе прочность укрепилось понимание психологической готовности к школе как о необходимом и достаточном уровне психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
По мнению И.В. Дубровиной, проблема готовности к школе включает педагогический и психологический аспекты. В связи с этим они предлагают выделять педагогическую и психологическую готовность к школе. Педагогическая готовность к школе охватывает определенный уровень владения специальными знаниями, умениями и навыками, которые необходимы для обучения в школе. Психологическая готовность к школе представляет собой развитие определенных взаимосвязанных качеств до определенного уровня, способного обеспечить освоение школьной программы, и составляет содержание психологической готовности к школе [2, с. 112]. К таким качествам И.В. Дубровина относит:
- особенности мотивации;
- сформированность механизмов произвольной регуляции действий достаточного уровня познавательного, интеллектуального и речевого развития;
- определенного типа отношений со взрослыми и сверстниками [2, с. 113].
Готовность к школьному обучению, согласно В.С. Мухиной, – это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности [3, с. 96].
В зарубежной литературе можно найти следующие определения психологической готовности детей к школе:
– способность ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению (Г. Гетцер);
– эмоциональная устойчивость и почти полное отсутствие импульсивных реакций ребенка (А. Керн);
2 Эмпирическое исследование взаимосвязи готовности к школьному обучению и уровня тревожности у детей дошкольного возраста
2.1 Организация и методы исследования
База исследования: исследование проводилось на базе ГУО «Ясли-сад №32 г. Гомеля». Всего в исследовании приняли участие 24 ребенка старшей группы в возрасте 6-7 лет.
Цель эмпирического исследования: выявить взаимосвязь готовности к школьному обучению и уровня тревожности у детей дошкольного возраста.
Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов:
1) подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования, подготовка инструментария;
2) проведение тестирования, направленного на выявление взаимосвязи готовности к школьному обучению и уровня тревожности у детей дошкольного возраста;
3) обработка данных, анализ и интерпретация результатов исследования, разработка рекомендаций по результатам исследования.
Методы исследования: тестирование, анкетирование, количественный и качественный анализ, методы математико-статистической обработки данных.
Методики исследования:
1. Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.
2. «Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека».
3. Тест «Мотивационная готовность к школьному обучению» (А.Л. Венгер).
4. Методика «Найди и вычеркни» Р.С. Немова.
Краткое описание методик исследования.
1. Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен [21].
Назначение методики: оценка уровня и особенностей тревожности у детей дошкольного возраста. Стимульный материл методики представлен рисунками для мальчиков и для девочек, где изображены различные ситуации с детьми.
В ходе исследования рисунки предъявляются ребенку в строгой последовательности. Показав ребенку рисунок, психолог задает вопрос и дает инструкцию-разъяснение определенного содержания. Предполагается, что выбор ребенком того или иного лица зависит от его собственного психического состояния.
На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребёнка (ИТ), который равен выраженному в процентах отношению числа эмоционально-негативных выборов к общему числу рисунков. По индексу
Заключение
В ходе теоретического анализа литературы установлено, что готовность к школе представляет собой уровень развития детей, который позволяет им достаточно легко адаптироваться к новым условиям жизни и деятельности, овладевать знаниями, умениями, нормами и правилами поведения, проявляя при этом необходимый уровень активности. Отечественные психологи при рассмотрении понятия готовности к обучению в школе акцентируют внимание на интеллектуальной стороне, зарубежные психологи – на личностном развитии дошкольника. Психологическая готовность к школьному обучению – это сложное структурное образование, которое включает в себя интеллектуальную, личностную, эмоционально-волевую и социально-психологическую готовность.
Старший дошкольный возраст представляет собой важнейший период психического развития детей, который характеризуется активным развитием психических процессов и личности ребенка. В этот период поведение ребенка становится произвольным. В старшем дошкольном возрасте имеет большое влияние отношения старшего дошкольника со взрослыми и сверстниками. В старшем дошкольном возрасте происходит формирование устойчивой структуры мотивов. К концу седьмого года жизни у ребенка появляется осознавание своего места среди других, формируется внутренняя социальная позиция, потребность к реализации новой социальной роли.
У детей старшего дошкольного возраста тревожность является одним из признаков эмоционального неблагополучия. Основными причинами возникновения тревожности у детей старшего дошкольного возраста являются: внутриличностный конфликт, связанный с оценкой успешности в разных сферах деятельности; нарушения внутрисемейного воспитания и внутришкольного взаимодействия; нарушения общения со сверстниками, личностные особенности, необходимость адаптации к школьному обучению.
С целью выявления взаимосвязи готовности к школьному обучению и уровня тревожности у детей дошкольного возраста нами было проведено эмпирическое исследование.
В результате исследования тревожности было выявлено, что дети старшего дошкольного возраста имеют преимущественно высокий уровень тревожности. Им свойственно испытывать состояние повышенного беспокойства, страх и тревогу в специфических социальных ситуациях. Проявлениями тревожности являются: скованность, замкнутость, отсутствие стремления устанавливать межличностные контакты, тягостное, дискомфортное состояние, а также состояние аффективной напряженности. Наибольший уровень тревожности у детей старшего дошкольного возраста проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок.
В результате исследования умственной зрелости было выявлено, что дети старшего дошкольного возраста имеют преимущественно низкий
1 Уварова, Л.Н. Психологическая подготовка дошкольников как фактор их адаптации к школе: автореф. дис. … канд-та психол. наук: 19.00.07 / Л.Н. Уварова. – Самара: СПГУ, 2000. – 16 с.
2 Дубровина, И.В. Психология / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1999. – 464 с.
3 Мухина, В.С. Что такое готовность к учению? / В.С. Мухина // Семья и школа. – 1987. – № 4. – С. 25–27.
4 Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: автореф. дис. … канд-та психол. наук: 19.00.07 / Н.В. Нижегородцева. – М.: МГУ, 2001. – 13 с.
5 Кушнир, Н.Я. Детский сад – школа: Проблемы преемственности: пособие для педагогов дошк. учреждений / Н.Я. Кушнир. – Мн.: Полымя, 2000. – 152 с.
6 Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 390 с.
7 Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе: руководство практического психолога / Н.И. Гуткина. – М.: Академ. проект, 2000. – 184 с.
8 Лисина, М.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе / М.И. Лисина, Г.И. Капчеля. – Кишинев: Штиинца, 1987. – 184 с.
9 Смирнова, Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 366 с.
10 Шубина, Л.В. Проявление любознательности младших школьников с различным уровнем развития творческого мышления: автореф. дис. … канд-та психол. наук: 19.00.01 / Л.В. Шубина. – Бийск, 2004. – 18 с.
11 Сапогова, Е. Е. Психология развития человека / Е. Е. Сапогова. – М.: Аспект пресс, 2001. – 460 с.
12 Мазурова, Н.В. Взаимосвязь тревожности детей дошкольного возраста и стиля семейного воспитания / Н.В. Мазурова, Ю.А. Трофимова. – 2013. – № 3, Т. 12. – С. 82–85 с.
13 Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников / А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева. – М.: Академия, 2003. – 176 с.
14 Захаров, А.И. Игра как способ преодоления неврозов у детей / А.И. Захаров. – СПб.: КАРО, 2006. – 416 с.
15 Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – Воронеж: МОДЭК, 2000. – 304 с.
16 Осипова, А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие / А.А. Осипова. – М.: Сфера, 2002. – 510 с.
17 Авдеева, Н.Н. Влияние стиля детско-родительских отношений на возникновение страхов у детей / Н.Н. Авдеева, Ю.А. Кочеткова // Психологическая наука и образование. – 2008. – № 4. – С. 35–47.
18 Петров, А.А. Исследование тревожности у детей младшего школьного возраста / А.А. Петров // Концепт. – 2015. – Т. 10. – С. 266–270.
19 Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2001. – 336 с.
20 Редлих, С.М. Проблема успешности процесса адаптации учащегося в образовательном пространстве школы / С. М. Редлих, Р. Е. Пономарев // Успехи современного естествознания. – 2004. – № 10. – С. 117–119.
21 Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) // Диагностика эмоционально-нравственного развития / И.Б. Дерманова. – СПб.: Питер, 2002. – С. 19–28.
22 Венгер, Л.А. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Л.А. Венгер, Е.А. Бугрименко. – Томск: Пеленг, 1992. – 263 с.
23 Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2014. – 688 с.
24 Костина, Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми / Л.М. Костина. – СПб.: Питер, 2003. – 160 с.
25 Лебедева, Л.Д. Велики ли глаза у страха? / Л.Д. Лебедева // Школьный психолог. – 2000. – № 19. – С. 8–17.