ВВЕДЕНИЕ
Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. В последние годы значительно возросло внимание ученых к исследованию данной проблемы. Особый интерес представляют работы Н.М. Верзилина, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Б.Г. Иоганзена, В.С. Липицкого, И.С. Матрусова, А.П. Мамонтовой, Л.П. Печко, В.А. Сухомлинского и др., которые рассматривают различные аспекты экологического воспитания и образования детей в учебно-воспитательном процессе и при организации общественно-полезной работы по охране природы. Сегодня идеи современной комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и воспитания дошкольников [14].
Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы.
Формирование экологического сознания – важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. Воспитывая детей, мы должны уделять особое внимание следующим вопросам: пониманию самоценности природы; осознанию ребенком себя как части природы; воспитанию у него уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий; формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость; пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»; пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать; формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды (например: если я выброшу мусор в речку, вода загрязнится и рыбкам станет плохо жить); усвоению азов экологической безопасности; усвоению первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту; формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни [1].
Ознакомление дошкольников с окружающим миром – это средство образования в их сознании реалистических знаний о мире, основанных на чувственном опыте и воспитание правильного отношения к нему. Знакомство с окружающим миром является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Дети с нарушением зрения могут создать объективную картину об окружающем мире только с помощью взрослого. Патология органа зрения искажает восприятие объекта, затрудняет создание целостного образа, изменяет его качественную характеристику. Образ становится
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие и сущность экологического воспитания
Для дошкольной педагогики экологическое воспитание – это новое направление, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и в настоящий момент проходит этап становления. Его базовой основой является традиционно сложившийся программный раздел «Ознакомление детей с природой», смысл которого состоит в том, чтобы сориентировать маленьких детей в различных явлениях природы, главным образом доступных непосредственному наблюдению: научить различать растения и животных, давать им некоторые характеристики, в отдельных случаях устанавливать причинно-следственные связи. В последнее десятилетие работа дошкольных учреждений сосредоточилась на воспитании у детей бережного отношения к живому – ознакомление с природой приняло природоохранную окраску.
Экологическое воспитание – новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями.
В классической экологии центральными понятиями являются: взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания: функционирование экосистемы – сообщества живых организмов, проживающих на одной территории (имеющих поэтому однотипную среду обитания) и взаимодействующих между собой. Оба понятия, в форме конкретных примеров из ближайшего окружения ребенка-дошкольника, могут быть представлены ему и стать основой развивающего взгляда на природу и отношения к ней [12].
Взаимодействие человека с природой – второй, чрезвычайно важный аспект экологии, ставший основой бурно развивающихся отраслей – социальной экологии, экологии человека – не может остаться в стороне от познания современного ребенка. Конкретные примеры использования человеком природных ресурсов и последствия этого воздействия на природу и на здоровье людей могут быть взяты на вооружение дошкольной педагогикой с целью формирования у детей начальной позиции по этому вопросу.
Итак, в основе экологического воспитания – адаптированные на школьный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда.
Цель экологического воспитания дошкольников – формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в
ГЛАВА II СОСТОЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
2.1 Методика констатирующего эксперимента
Педагогический эксперимент проходил в три этапа:
- констатирующий эксперимент;
- формирующий эксперимент;
- контрольный эксперимент.
В педагогическом эксперименте принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, составляющих экспериментальную группу.
Для проверки практической эффективности занятий, проводимых с дошкольниками экспериментальной группы, была выделена контрольная группа также из 10 дошкольников старшей группы с нарушениями зрения.
Целью констатирующего эксперимента являлось определение уровня экологической воспитанности старших дошкольников с нарушениями зрения.
Задачи констатирующего эксперимента:
- определить критерии уровня экологической воспитанности старших дошкольников с нарушениями зрения;
- подобрать диагностический материал и оборудование;
- провести диагностику уровня экологической воспитанности детей в экспериментальной и контрольной группах.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями зрения предполагает:
- формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;
- ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т.е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.
Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе. Отсюда следует, что диагностику экологической воспитанности дошкольников с нарушениями зрения необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Работа с детьми с нарушениями зрения предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключает авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Работа по экологическому моделированию очень важна и для детей с нарушениями зрения, так как у них очень беден практический опыт. У таких детей зрение все равно остается ведущим анализатором, но их зрительное восприятие сохранно лишь частично, поэтому отличается большой замедленностью, узостью обзора, снижением точности.
Разработанный нами комплекс мероприятий на основе метода моделирования по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников с нарушениями зрения на занятиях и в повседневной жизни показал свою эффективность: уровень экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы дошкольников экспериментальной оказался выше, чем у дошкольников контрольной группы.
1. Ашиков, В.И., Ашикова, С.Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. – М, 1997.
2. Ашиков, В., Ашикова, С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. – 2005 – 7. – С. 2-5; №11. – С. 51-54.
3. Балаценко, Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. – 2002. – №5. – С. 80-82.
4. Бобылева, Л., Дупленко, О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2005. – №7. – С. 36-42.
5. Бобылева, Л. Бывают ли «полезные» и «вредные» животные? // Дошкольное воспитание. – 2004. – №7. – С. 38-46.
6. Большакова, М., Морева, Н. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе // Дошкольное воспитание. – 2005. – №7. – С. 12-20.
7. Букин, А.П. В дружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение, 2004. – С. 111-113.
8. Васильева, А.И. Учите детей наблюдать природу. – М, 2002. – С. 56.
9. Вербицкий, А.А. Игровое моделирование: Методология и практика / Под ред. И.С. Ладенко. – Новосибирск, 2006. – 145 с.
10. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 2006. – №6 – С. 30-37.
11. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М, 2004. – 156 с.
12. Зебзеева, В.О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. – №7. – С. 45-49.
13. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. – 2005. – №7. – С. 3-9
14. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 56 с.
15. Иванова, Г., Курашова, В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. – 2006. – №3. – С. 10-12.
16. Йозова, О. Наглядные пособия в экологическом воспитании // Дошкольное воспитание. – 2005. – №5. – С. 70-73.
17. Коломина, Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 144 с.
18. Кузнецов, В.Н. Программы: Экология. – М.: Просвещение, 2006. – 176 с.
19. «Мы» - Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – С-Пб: Детство-пресс, 2003. – 240 с.
20. Марковская, М.М. Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2004. – 160 с.
21. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – С-Пб.: Детство-пресс, 2003. – 319 с.
22. Николаева, С.Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2003. – С. 119.
23. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2002. – 336 с.
24. Николаева, С. Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей // Дошкольное воспитание. – 2002. – №9. – С. 52-64.
25. Соломенникова, О. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 2 – С. 21 - 27.
26. Суравегина, И.Т., Сенкевич, В.М. Как учить экологии. - М.: Просвещение, 2005. – 378 с.
27. Целищева И., Большакова М. Дикие животные: интегрированные занятия по ознакомлению с природой и развитию элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание. – 2005. – №11. – С. 53-64.