ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С СЕМЬЁЙ
1.1. Зарубежный опыт взаимодействия семьи и дошкольных учреждений
1.2. Роль учреждения дошкольного образования в организации взаимодействия с семьями детей дошкольного возраста
1.3. Формы и методы взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи
ГЛАВА 2. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ВНЕДРЕНИЮ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С СЕМЬЁЙ
2.1. Исследование оптимальных форм взаимодействия детского сада и семьи
2.2. Организация работы с родителями по внедрению традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия учреждения дошкольного образования с семьей
2.3. Анализ результатов внедрения традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия учреждений дошкольного образования и семьи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение
Всегда существующая в педагогике проблема соотношения семейного и общественного воспитания не теряет своей актуальности в силу процессов демократизации и модернизации системы образования. В тексте документов, определяющих образовательную политику государства, отчетливо видна реализация идеи равноправия социальных институтов в решении стратегических задач социального развития. Не только институты образования, но и семья являются участниками образовательных отношений.
Цель модернизации современного образования состоит в создании механизма ее устойчивого развития. Для достижения цели необходимо решение ряда приоритетных задач, в число которых входит и развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса (воспитанника, педагога, родителей, образовательного учреждения) и повышение профессионализма работников дошкольного образования.
Сегодня в центре внимания профессионального педагогического сообщества поиск эффективных способов взаимодействия с семьями воспитанников для создания условий полноценного развития детей и оказания консультативной и методической помощи родителям по вопросам воспитания.
Поиск новых моделей информирования и просвещения родителей направлен не только на повышение воспитательного потенциала, но и на раскрытие и развитие внутренних ресурсов семьи как социального института.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С СЕМЬЁЙ
1.1. Зарубежный опыт взаимодействия семьи и дошкольных учреждений
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения [1, с. 12]. Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих. Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проܙявлению истинных отношений. Когда же взаимодействие протекает в условиях поܙдавления одного человека другим, оно способно маскировать истинные отношения.
Педагогическое взаимодействие – одно из ключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в основе воспитания. Педагогическое осмысление это понятие поܙлучило в работах В.И. Загвязинского, Л. А. Левшина, Х. Й. Лийметса и др. Педагогическое взаимодействие – сложнейший процесс, состоящий из множества компонентов: дидактических, воспитательных и социальноܙ-педагогических взаимодействий. Оно обусловленоܙ:
1) учебно-воспитательной деятельностью;
2) целью оܙбучения;
3) воспитанием [8, с. 192].
Педагогическое взаимодействие присутствует во всех видах человеческой деятельности: познавательной; трудовой; творческой.
В его основе лежит, главным образом, сотрудничество, которое является началом социальной жизни человечества. Взаимодействие играет важнейшую роܙль в человеческом общении, в деловых, партнерских отношениях, а также при соблюдении этикета, проܙявлении милосердия.
Педагогическое взаимодействие может рассматриваться как процесс, который выступает в нескольких формах:
1) индивидуальный (между воспитателем и воспитанником);
2) социально-психологический (взаимодействие в коллективе);
3) интегральный (объединяющий различные воспитательные воздействия в конкретном обществе) [2, с. 193].
ГЛАВА 2. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ВНЕДРЕНИЮ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С СЕМЬЁЙ
2.1. Исследование оптимальных форм взаимодействия детского сада и семьи
В ходе данного исследования была проведена научно-исследовательская работа по внедрению традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия учреждения дошкольного образования с семьей воспитанника.
С целью исследования и поиска оптимальных форм взаимодействия было проведено исследование на базе ГУО «Ясли-сад - средняя школа №73 г. Гомеля». В исследовании приняли участие 12 родителей и дошкольников старшей группы.
В ходе констатирующего этапа исследования родителям предлагалось ответить на вопросы анкеты (Приложение), а также в ходе наблюдения за поведением детей и родителей была составлена характеристика группы.
В ходе наблюдения за поведением детей и родителей в группе была составлена характеристика группы.
Группу в 2017 – 2018 учебном году посещают 15 детей. Возраст 5-6 лет. Группа укомплектована по возрастному принципу, а также на основании оценки психофизических особенностей детей. Трудности установления взаимоотношений со взрослыми и детьми наблюдаются у 2 детей. Они отказываются от участия в коллективных видах деятельности, быстро утомляются в процессе взаимодействия. Наблюдается снижение речевой активности, эмоциональная лабильность.
В ходе анкетирования были получены следующие результаты.
Подавляющее большинство родителей считает необходимой совместную работу детского сада и семьи.
Заключение
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Взаимодействие – это согласованное установление взаимосвязи семьи и детского сада таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно сопровождались соответствующими действиями другого. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейноܙго воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом. Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детскоܙго сада. Сотрудничество педагогов и семьи - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач. Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностноравноправное общение, совместное приобретение опыта. Основными задачами взаимодействия педагогов дошкольного учреждения и семьи на современном этапе являются повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей, вовлечение их в образовательный процесс детского сада. Наиболее характерными тенденциями в построении совместной работы с семьей являются: стремление реализовывать единую программу воспитания и развития ребенка в дошкольном учреждении и семье, планирование образовательного процесса педагогом и воспитательных усилий родителей на основе анализа результатов диагностики уровня развития ребенка.
1. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840с.
2. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 4-е изд. – М. : Сов. Энциклопедия, 1989. – 1632с., ил.
3. Жбанкова, И.И. Проблема взаимодействия (философский очерк) / И.И. Жбанкова. – Минск : Наука и техника, 1971. – 144 с.
4. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Политиздат, 1990. – 494 с.
5. Рубченко, А.К. Подходы к проблеме детско-родительских отношений в отечественной психологии / А.К. Рубченко // Вопросы психологии. – 2011. – №4.– С. 98-114.
6. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редколлегия: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. - М. : Большая Российская Энциклопедия, 2013. – 528 с.
7. Защита прав и достоинств маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада : пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2006. – 143 с.
8. Островская, Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников / Л.Ф. Островская. – М.: Просвещение, 2010. – 160 с.
9. Свирская, Л.В. Работа с семьёй: необязательные инструкции : методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Л.В. Свирская. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2011. – 176 с.
10. Шеридан, С. Повышение качества образования за счет развития профессионализма педагогов // Дошкольная педагогика и психология: хрестоматия / ред.-сост. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М. : Мозаика-Синтез, 2014. – С. 14–26.
11. Асаева, И.Н. Основные проблемы и направления развития профессиональной компетентности воспитателей дошкольных учреждений / И.Н. Асаева // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 4. – С. 36–41.
12. Об утверждении образовательных стандартов дошкольного образования : Постановление Министерства образования Республики Беларусь 29 декабря 2012 г. № 146 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kodeksy-by.com/kodeks_ob_obrazovanii_rb/51.htm. – Дата доступа:
13. Деятельность органов управления образованием, руководителей дошкольных образовательных учреждений по организации, содержанию и методическому обеспечению образования детей старшего дошкольного возраста: матер. Всероссийского совещания // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 8. – С. 127.
14. Журавлева, Е.А. Особенности психологической подготовки педагогов к использованию стандартов нового поколения в профессиональной деятельности / Е.А. Журавлева // Научно-практический журнал «Человеческий капитал». – № 7(67). – 2014. – С. 20.
15. Майер, А.А. Основная образовательная программа дошкольного образования: конструирование и реализация в ДОУ / А.А. Майер. – М. : Детство-Пресс, 2011. – 288 с.
16. Майер, А.А. Конструирование рабочей программы педагога дошкольного образования : учебно-методическое пособие / А.А. Майер. – М.: Педагогическое общество России, 2015. – 144 с.
17. Позывайлова, М.Л. Формирование компетенций воспитателей дошкольной групп в русле концепции «мягкого навыка» / М.Л. Позывайлова // Психодидактика высшего и среднего образования. – 2016. – № 3. –С. 248–251.
18. Кодекс Республики Беларусь «Об образовании» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kodeksy-by.com/kodeks_ob_obrazovanii_rb/51.htm. – Дата доступа:
19. Акимова, В.А. Историко-педагогический анализ развития современных моделей взаимодействия школы и семьи / В.А. Акимова // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2013. – №4. – С. 47-57.
20. Антипова, Е.В. Модель взаимодействия учреждений образования и семьи в формировании педагогической культуры родителей / Е.В. Антипова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2012. – №1. – С.34-37.
21. Иванов, Д.А. Компетентность и компетентностный подход в современном образовании / Д.А. Иванов. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с.
22. Сластёнин, В.А. Методика воспитательной работы : учебное пособие для вузов / В.А. Сластёнин. – М. : Академия, 2004. – 144 с.
23. Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Респ. Беларусь. – Минск : НИО; Аверсэв, 2014. – 416 с.
24. Зверева О. Л., Родительские собрания в ДОУ : методическое пособие / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М. : Айрис-пресс, 2007. – 128 с.
25. Войтина, Н.И. Организационно-педагогические условия эффективности контрольно-аналитической деятельности в педагогическом колледже : автореф. дис.. канд. пед. наук : 13.00.08 / Н.И. Войтина. – Магнитогорск, 2001. – 28 c.