ВВЕДЕНИЕ
Музыка – самый близкий путь к сердцу каждого ребенка и самый доступный вид искусства. Она сопровождает человека в течение всей его жизни. Дети стремятся к общению с искусством, которое невозможно увидеть и потрогать, но которое при этом оказывает на них самое сильное влияние, расширяя границы детского сознания до бесконечности.
Характер взаимодействия ребенка с музыкой меняется в зависимости от возраста. Так, в первые годы жизни деятельность можно назвать музыкально-предметной. Далее его деятельность становится музыкально-игровой. Вступая в мир социальных контактов, ребенок начинает строить собственную систему отношений с другими людьми. Музыка становится увлекательной игрой, источником обогащения опыта эмоциональных отношений и переживаний, что позволяет строить социальные отношения в игре и общении; содержательной основой игр: сюжеты и ролевые отношения в детских играх становятся отражением содержания музыкальных произведений. В итоге ребенок начинает заниматься музыкально-художественной деятельностью. Его в большей степени начинает интересовать не сам процесс, а результат деятельности. Накопленный к этому времени личный эмоциональный опыт позволяет ребенку переживать художественные эмоции и творчески интерпретировать музыкальные произведения, а опыт участия в музыкальной деятельности дает возможность маленькому музыканту выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции.
Роль музыки в формировании высших психических функций детей раскрыли классики психологии Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов. Большой вклад в разработку проблем музыкального восприятия внесли Б.В. Асафьев, В.Н. Шацкая, Н.А. Ветлугина, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский. Особое внимание этому виду деятельности уделялось в системе музыкального воспитания, созданной в СССР в 70-ые годы ХХ века (Д. Кабалевский); всесторонне разработана проблема приобщения дошкольников к восприятию музыки в работах О.П. Радыновой. Отдельные аспекты этого вида деятельности
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СЮЖЕТНО-ИГРОВЫХ КОМПЛЕКСОВ В ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Музыкально-игровая деятельность как фактор развития детей старшего дошкольного возраста
У каждого ребенка есть потребность в творческой деятельности. В детстве ребенок ищет возможности реализовать свой потенциал и именно через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность.
Для ребенка творить – это не обязательно создавать новое, это скорее выражать себя. Любое творчество для него – больше процесс, чем результат. В ходе этого процесса он расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе.
Как отмечает Б.М. Теплов, детям старшего дошкольного возраста присущи определенные особенности. Так, восприятие детей уже целенаправленно, осмысленно и подвергается анализу. Мышление ребёнка является наглядно-образным, его мысли занимают предметы и явления, которые он воспринимает или представляет. Благодаря тому, что происходит развитие произвольной и опосредованной памяти, наглядно-образное мышление преобразуется. Речь ребёнка складывается под решающим влиянием речевого общения со взрослыми, слушания их речи. К 7 годам ребёнок достаточно хорошо владеет устной разговорной речью.
Внимание становится более сосредоточенным и устойчивым. Дети учатся управлять им и уже могут направлять его на различные предметы. Для каждого возраста устойчивость внимания различна и обусловлена интересом ребёнка и его возможностями. Детям свойственно не только механическое запоминание, наоборот, для них более характерно осмысленное запоминание.
К механическому запоминанию они прибегают лишь тогда, когда затрудняются понять и осмыслить материал. В этом возрасте словесно-логическая память развита еще слабо, основное значение имеет наглядно- образная и эмоциональная память. Для детей характерно репродуктивное
ГЛАВА 2 ВЫЯВЛЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СЮЖЕТНО-ИГРОВЫХ КОМПЛЕКСОВ В ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Условия (способы и приемы) использования музыкальных сюжетно-игровых комплексов для детей дошкольного возраста. Методические рекомендации по использованию музыкальных сюжетно-игровых комплексов
Для изучения возможностей использования музыкальных сюжетно-игровых комплексов в воспитании старших дошкольников была проведена экспериментально-исследовательская работа.
Цель – изучение возможностей использования музыкальных сюжетно-игровых комплексов в воспитании старших дошкольников.
Гипотеза исследования: предполагается, что формированию интереса к музыкальной культуре способствует использование в работе воспитателя музыкальных сюжетно-игровых комплексов:
- грамотный подбор содержания работы с детьми;
- заинтересованность педагогов дошкольного учреждения в формировании интереса к музыкальной культуре;
- взаимосвязь различных видов детской деятельности.
Задачи исследования:
1. Выявить условия для формирования интереса к музыкальной культуре у детей в детском саду.
2. Провести контрольный эксперимент по использованию музыкальных сюжетно-игровых комплексов в воспитании старших дошкольников.
Базой эксперимента стало государственное учреждение образования «Ясли – сад № 316 г. Минска».
В эксперименте принимали участие 12 детей в возрасте 5 лет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
К музыкальной деятельности относятся восприятие, исполнительство (игра на музыкальных инструментах, пение, музыкально-ритмические движения), творчество, музыкально-образовательная деятельность. Для детей старшего дошкольного возраста характерна игровая и музыкально-игровая деятельность. Особое место в музыкальном воспитании дошкольников занимает игра как метод музыкального воспитания (одновременно являясь и формой организации музыкального воспитания).
2. В современных условиях значительно возрастает значение творческой деятельности на всех этапах образования, это отражается и на отношении к детскому музыкальному творчеству. Детское музыкальное творчество – важный фактор в развитии личности ребенка. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: пении, танцах, игре на детских музыкальных инструментах. Необходимым условием возникновения детского музыкального творчества является накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются источником творчества, его образцом. Среди наиболее действенных методов приобщения детей дошкольного возраста к музыкальному творчеству можно назвать такие, как метод активного восприятия музыкального произведения, метод интеграции видов музыкального творчества, метод полифункционального использования музыкального произведения, метод интеграции педагогических средств и др.
Одним из условий развития музыкального творчества в воспитании старших дошкольников является использование музыкального сюжетно-игрового комплекса. Содержание и структура музыкального сюжетно-игрового комплекса предполагает установление такого характера педагогического взаимодействия, в основе которого лежит личностно-ориентированное общение, эмоционально-положительный тонус, сопереживание, содружество, сотворчество. Также музыкальный сюжетно-игровой комплекс можно рассматривать как форму организации игровой
1. Боякова, Е.В. Педагогические условия развития интереса к музыке у старших дошкольников : сборник научных статей / Е.В. Боякова. – М. : Изд-во МГПУ, 1998. – 240 с.
2. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А. Ветлугина. – М. : Просвещение, 1968. – 220 с.
3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – СПб. : Пресс-Принт, 1997. – 280 с.
4. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. - М. : Академия, 2005. – 320 с.
5. Гримоть, А.А. Подружись с музыкой : пособие / А.А. Гримоть, Л.С. Ходонович. – Минск : БГПУ им. М. Танка, 2000. – 175 с.
6. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / А.Н. Зимина. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 304 с.
7. Методика музыкального воспитания в детском саду / под ред. Н.А. Ветлугиной. – 2 - е изд. – М. : Просвещение, 1982. - 117 с.
8. Новикова, Г.Л. Музыкальное воспитание дошкольников / Г.Л. Новикова. - М. :АРКТИ, 2000. – 203 с.
9. Праслова, Г.А. Теория и методика музыкального образования дошкольников /Г.А. Праслова. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 384 с.
10. Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников / О.П. Радынова, А.И. Катинене, МЛ. Палавандишвили / под ред. О.П. Радыновой. – М. : Просвещение : ВЛАДОС, 1994. – 223 с.
11. Российская педагогическая энциклопедия. – М. : Энциклопедия, 1993. – Т. 1. – С. 806.
12. Теплов, Б.М. Избранные труды : в 2-х т. / Б.М. Теплов. – М. : Педагогика, 1985. – Т. 1. –320 с.
13. Хадановіч, Л.С. Развіццё асобы дзіцяці ў гульнёвай музычна-творчай дзейнасці : дапаможнік / Л.С. Хадановіч // Развіццё асобы дзіцяці ў дзейнасці / Р.М. Міронава [і інш.] ; пад рэд. Л.Б. Гаруновіч. – Минск : Беларусь, 2002. – С. 91 –126.
14. Ходонович, Л.С. Воспитываем и развиваем дошкольников в музыкальных играх /Л.С. Ходонович ; под ред. И.В. Житко, Е.А. Панько. – Минск : НИО, 1997. – 57 с.
15. Ходонович, Л.С. Новая продуктивная технология развития музыкального творчества дошкольников / Л.С. Ходонович // Образовательные технологии. – № 1. – 2006. – С. 160 – 163.
16. Ходонович, Л.С. Новый педагогический инструментарий развития детской музыкальной одаренности / Л.С. Ходонович // Музычнае і тэатральнае мастацтва: праблемы выкпадання. – 2003. – № 4. – С. 38 – 43.
17. Ходонович, Л.С. Педагогические средства развития музыкального творчества дошкольников / Л.С. Ходонович // Весн. Мазыр. дзярж. пед. ун-та. – 2007. – № 1 (16). – С. 139 – 143.
18. Ходонович, Л.С. Путешествие в мир музыки : учеб-метод. пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспеч. получение дошк. образования, с рус. яз.обучения /Л.С. Ходонович. – Минск : НИО, 2006. – 240 с.
19. Ходонович, Л.С. Развитие музыкального творчества дошкольников : пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л.С. Ходонович. – М. АРКТИ, 2007. – 220 с.
20. Ходонович, Л.С. Ребенок. Игра. Творчество / Л.С. Ходонович. – Минск : Акад. последиплом. образования, 2004. – 310 с.
21. Школяр, Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке / Л. Школяр // Дошкольное воспитание. – 1992. – № 9–10. – С. 39–42.