ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 МЕЛОДИЯ
ГЛАВА 2 ИЗЛОЖЕНИЕ МЕЛОДИЧЕСКИХ ГОЛОСОВ В ПРОЦЕССЕ ИНСТРУМЕНТОВКИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Г.ЕРМОЧЕНКОВА «ПОЭМА»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Мелодия – королева музыка. Так говорили композиторы в разные времена. Соглашаясь с ними, необходимо также помнить, что музыканты, занимающиеся инструментовкой в равной степени используют в своем творчестве достижения и находки и иных оркестровых приемов и средств.
Данная курсовая работа основана на изучении изложение мелодических голосов в процессе инструментовки произведения Г.Ермоченкова «Поэма».
Объектом курсовой работы является инструментовка произведения Г.Ермоченкова «Поэма».
Цель: выявить основные принципы изложение мелодических голосов. Задачи:
1. Дать определение понятию мелодия.
2. Разобрать и проанализировать изложение мелодических голосов в процессе инструментовки произведения Г.Ермоченкова «Поэма».
Первая глава посвящена детальному рассмотрению и определению понятия мелодия.
Вторая глава – разбор произведения, выявление содержательных моментов в разрезе соединения оркестровых тембров, изложении мелодической линии.
В заключении обозначены выводы по теме курсовой работы.
ГЛАВА 1 Мелодия
Мело́дия (др.-греч. μελῳδία — распев лирической поэзии, от μέλος — напев, и ᾠδή — пение, распев) — один голос музыкальной фактуры, который трактуется в теории музыки и непосредственно воспринимается слухом как композиционно-техническое и ладовое целое.
И.П.Шишов (1927) - «Мелодия – одноголосно выраженная мысль» И.В.Способин (учебник «Музыкальная форма» 1972г.) дает следующее определение: «Мелодия, то есть выраженная одноголосно музыкальная мысль, является важнейшим выразительным средством музыки.»
Н.А.Римский-Корсаков («Основы оркестровки» 1873-1908г.) «Мелодия есть музыкальная мысль. Не будучи даже сопровождаемая гармонией, она в себе ее непременно содержит. Гармония невидимо присутствует в ней; выражает какую-либо гармонию. Без ритма мелодия не существует, а представляет собой бессодержательные отдельные звуки».
Автор статьи «Мелодия» в словаре Брокгауза-Ефрона Н.Ф.Соловьёв определял мелодию как «певучее последование звуков принадлежащих к какой-нибудь гамме или ладу». В мелодии допускаются неотдаленные модуляции, но преобладание главного лада необходимо. Кроме того, мелодия должна иметь симметрическое настроение и определенный ритм [1, c.13].
Мелодия, как музыкальная мысль, должна быть закончена тонально и ритмически, то есть иметь каденцию в конце. Мелодия, состоящая не из равномерных протяжных нот, а из нот разной длительности, заключает в себе мотив, то есть известную ритмическую фигуру, которая повторяется в первоначальном или измененном виде и составляет рисунок мелодии.
Мелодия имеет формы предложения, или периода, или коленного склада. Мелодия, не имеющая строго ритмической симметричной формы мотива, называется речитативом. В обширном сочинении мелодия, имеющая преобладающее значение, называется главной, другие же, менее значительные, — второстепенными. Всего чаще мелодия помещается в верхнем голосе, но встречается и в среднем, и в нижнем.
Мелодия составляет главный элемент в музыке; без неё не обходилось и не обходится ни одно музыкальное сочинение, носящее на себе печать дарования, будь оно безыскусственным продуктом народа или плодом сознательного творчества. Для слушателя музыка без мелодии — то же, что картина без рисунка.
В мелодии обычно ярче всего проявляются характерные черты той или иной мысли.
Музыкальная мысль, имеющая большую или меньшую законченность, или, во всяком случае, развитая до приобретения ею характерного облика, называется темой.
ГЛАВА 2 Изложение мелодических голосов в процессе инструментовки произведения Г.Ермоченкова «Поэма»
На просторах Интернета, используя поисковые системы Yandex, Google, на русском видеохостинге Youtube запросы по произведению Г.Ермоченкова «Поэма» дают следующую информацию.
Это произведение белорусский композитор Геннадий Ермоченков посвятил своему другу – Народному артисту Республики Беларусь, профессору Леониду Леонидовичу Иванову.
Простому обывателю это ничего не скажет, но музыкантам, особенно учащимся и выпускникам Белорусского государственного университета культуры и искусств, Академии музыки хорошо известны эти композиторы.
Г.Ермоченков – педагог, самобытный композитор, дирижер, исполнитель-виртуоз на малых народных инструментах, признание заслуг которого выходит далеко за пределы Республики Беларусь. Так, услышав выступление ансамбля народной музыки Академии музыки «Ведрица», увидев дирижерскую работу Г.А.Ермаченкова, известнейший гитарист мирового масштаба Франсиско Гойя однажды торжественно вручил Геннадию Александровичу дирижерскую палочку великого итальянского дирижера Артуро Тасканини, возглавлявшего театры «Ла Скала» и «Метрополитенопера».
Л.Иванов – народный артист Беларуси, заслуженный учитель и заслуженный деятель искусств Республики Беларусь, лауреат специальной премии Президента Республики Беларусь, профессор, почетный гражданин города Могилева, более 40 лет руководил оркестром народных инструментов Могилевской областной филармонии, впоследствии названным его именем.
Произведение «Поэма» Г.Ермоченкова по своему содержанию является глубоко драматическим, даже трагическим. В данной композиции мы можем по достоинству оценить талант композитора, его исключительное чувство инструментов народного оркестра.
Инструментовка написана для следующего состава: цимбалы, домры альтовые, домры басовые, аккордеон, баяны, скрипка, балалайки (прима, секунда, альт), гитара бас.
При ключе знаки отсутствуют. Однако, тональный план произведения разнообразный: знаки альтерации встречаются повсеместно. Как инструменталист композитор не мог не понимать насколько «неудобны» тональности без ключевых знаков для малых народных инструментов. Тем не менее, данный прием в инструментовке обоснован: сложные гармонические структуры в записи с «обычной» альтерацией воспринимаются исполнителями гораздо проще, чем «атональные» дубль-диезы и дубль-бемоли.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя данное произведение, автор курсовой работы хотел показать те способы и нюансы изложения мелодии в партитуре, которые показались ему наиболее значимыми. Также помогла в этом и дирижерская практика в оркестре. Именно она стала основой для восприятия музыкального материала и помогла в написании данной работы.
В первой главе автор курсовой дал определение понятию мелодия, указал на его разнообразие и обозначил целесообразность использования особенностей звучания как отдельных музыкальных инструментов в инструментовке, так и их сочетаний.
Вторая глава – разбор произведения, выявление содержательных моментов в разрезе соединения оркестровых тембров.
Задачи данной работы выполнены, цель достигнута.
1. Выготский, Л.С. Психология искусства. / Л.С.Выготский – М.: Искусство, 1986. – 572 с.
2. Ержемский, Г.Л. Психология дирижирования: Некоторые вопросы исполнительства и творческого взаимодействия дирижера с музыкальным коллективом. / Г.Л.Ержемский – М.: Музыка, 1988. – 280 с.
3. Иванченко, Г.В. Восприятие музыки и музыкальные предпочтения // Психологический журнал.- 2001.- Т.22, №1.- С.72-81.
4. Гарбузов, Н.А. Зонная природа динамического слуха. / Н.А.Гарбузов. – М.: Гос. муз. изд-во,1955. – 107 с.
5. Яканюк, Н.П./ Кузминич М.Л. Инструментоведение и инструментовка для оркестров и ансамблей белорусских народных инструментов. – Мн.: БГУКИ, 2003. – 76 с.
6. Холопова, В. Фактура: Очерк. / В.Холопова – М.: Музыка, 1979. – 87 с.
7. Шахматов, Н. Инструментовка для оркестра русских народных инструментов: Учебное пособие. / Н.Шахматов – Л.: Музыка, 1985. – 120 с.
8. Карс, А.И. История оркестровки. / А.И.Карс – М.: Музыка, 1990. – 170 с.
10. Поздняков, А. Русский народный оркестр и его роль в эстетическом воспитании. / А. Поздняков – Москва, 1975. – 236 с.
11. Назина, И.Д. Белорусские народные музыкальные инструменты: Самозвучащие, ударные, духовые. /И.Д.Назина – Мн., 1979. – 225 с.
11. Скрепкова-Филатова, М.С. Фактура в музыке / М.С.Скрепкова-Филатова – М.: Музыка, 1985. – 285с.