ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1. Система экологического воспитания учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи
1.2. Характеристика проявлений тяжелых нарушений речи
1.3. Специфика организации и проведения уроков «Человек и мир» с учащимися младших классов с тяжелыми нарушениями речи
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ПРОВЕДЕНИЕ УРОКОВ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
2.1. Методы диагностики уровня экологического воспитания учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи
2.2. Уровень сформированности основ экологического воспитания учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи
2.3. Содержание коррекционно-развивающей работы по экологическому воспитанию учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи через проведение уроков «Человек и мир»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Список использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ВВЕДЕНИЕ
Тяжёлые нарушения речи отражаются в особых проявлениях психической деятельности каждого человека, которые проявляется в нарушении познавательной, эмоционально – волевой сферы личности, межличностных отношений. Нарушение восприятия отмечается у всех детей с тяжелым нарушением речи [5, c. 254]
Основными проявлениями тяжелых нарушений речиу детей может быть –выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Речевой запас таких детей представлен скудным запасом слов. Общение с окружающими в этом случае ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами лишены возможности в словарной форме полноценно общаться с окружающими. Характерно для детей с ТНР общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности, как звуковой, так и лексической, грамматического строя речи. Вследствие этого, у большинства детей с ТНР, наблюдается ограниченность мышления, речевого общения, трудности в чтении и письме. Все это затрудняет усвоение основных наук, несмотря на первичную сохранность умственного развития [16, c. 182].
В дошкольном и младшем школьном возрасте создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается основа для чтения и письма. Роль развития речи трудно переоценить, т.к. в этот процесс, включается развитие всех психических процессов и совершенствование детской деятельности. В работах таких ученых, как Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Т.Б. Филичевой было доказано, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей. Конечная цель речевого развития в дошкольном учреждении – это овладение речью, как средством общения [17, c. 84].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1. Система экологического воспитания учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи
Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с чем, встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводиться высококвалифицированными, экологически грамотными педагогами, вооруженные помимо специальных знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействуя на личность ребенка, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека [3, c. 7].
В сущность понятия «экологическое воспитание» заложено формирование двух направлений – экологического сознания и экологического поведения. Экологическое сознание благоприятно формируется на уроках, направленных на экологическое воспитание учащихся. В свою очередь экологическое поведение формируется с годами на основе примера окружающих и под воздействием социальной среды.
В настоящее время в сознании у подрастающего поколения необходимо формировать культуру правильного отношения к природе. Дети должны осознавать свое положение в структуре природного окружения, считать себя частью природы. Экологическое воспитание детей– это осознание себя частью природы, правильное взаимодействие с элементами природы.
Цель экологического воспитания – это формирование бережного отношения к окружающей среде, которое возможно зародить на основе экологического сознания. Достижение данной цели возможно при условии соблюдения нравственных принципов природопользования и следования идеям активного участия в изучении, охране и защите природы родного края [1,c.24].
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ПРОВЕДЕНИЕ УРОКОВ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
2.1. Методы диагностики уровня экологического воспитания учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи
Экологическое воспитание школьников приобретает ведущее значение в настоящий момент в педагогической теории и практике. У населения наблюдается экологическая неграмотность.
Одним из путей решения данной проблемы выступает организация непрерывного экологического воспитания осуществляется в педагогическом процессе учителями начальной школы на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности, учителями-предметниками (биологии, экологии, химии), родителями, педагогами учреждений дополнительного образования детей (кружки, секции и т.д.).
Экологическое воспитание учащихся младших классов представлено как сложный, многоаспектный, длительный процесс освоения ими культуры взаимодействия с природной и социальной средой; формирование экологического сознания, ценностного отношения к окружающей среде, личной ответственности перед обществом за сохранение благоприятной окружающей среды, осознанного выполнения экологических норм и правил.
Процесс экологического воспитания переводит подрастающее поколение на новый этап – от потребительского отношения к природному миру к готовности рационально взаимодействовать и защищать природу. Создание новой позиции во взаимоотношениях со средой обитания связывается с развитием у младших школьников способности к самоограничению своих потребностей.
Формирование экологической культуры основано на влиянии на интеллектуальную, эмоционально-чувственную и деятельностную сферы. Поэтому можно считать, что основная цель экологического воспитания – формирование экологической культуры в ее широком и глубоком понимании. Она является неотъемлемой стороной экологической воспитанности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Школьник отличается развитым экологическим сознанием, пониманием глобальных экологических связей, знанием и владением правилами экосообразного поведения в социоприродной среде. Осознание масштабов общественной значимости экологических проблем наряду с чувством личной сопричастности к миру, успешным опытом компетентной реализации социально-экологических проектов обеспечивают направленность личности на профессиональную деятельность. Отношение к природе и социуму — творчески-созидательное. Устойчивые положительные эмоциональные реакции способствуют проявлению рефлексии, личностно-смысловой оценки и анализу состояния природных и культурных объектов. Нравственные чувства являются мотивами к самосовершенствованию и к личностной самореализации, являются побудительной основой взаимоотношений с другими людьми. Школьник проявляет активный интерес к делам и переживаниям другого, действенную помощь, искренность и бескорыстие чувств в отношении к людям. Высокий познавательный интерес позволяет осознать глубину и важность экологических проблем с последующим проявлением реальной эколого-созидательной деятельности, стремления к прогнозированию и предотвращению экологически опасных ситуаций. Энциклопедичен. Системно осуществляет поиск и создание экологической информации для подготовки и реализации экологических проектов. Положительно-заинтересованная позиция подкрепляется опытом исследовательской деятельности по изучению экологических проблем, который способствует развитию потребности в оценке состояния окружающей среды. Это отражает сознательное отношение школьника к экологической реальности и выражается в оценочной деятельности состояния, последствий экологических проблем и попытке их решения.
1. Алексеев, Н. М. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников / Н. М. Алексеев, А. Ю. Симонова. – Начальная школа. – 1999. – №1. – С. 19–22.
2. Алексеев, Н. М. Экология: наука и область образования: метод.рекомендации / Н. М. Алексеев. – СПб., 1994. – 55 с.
3. Барышникова, Г. Б. К вопросу о технологии воспитания экологической культуры учащихся младших классов / Г.Б. Барышникова. – М. , 1998. – 77 с.
4. Венгер, Л. А. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками / Л. А. Венгер. – М. : ИНТОР, 1996. – 128 с.
5. Венгер, Л. А. Дидактические игры и игровые упражнения по сенсорному воспитанию / Л. А.Венгер. – М. : Просвещение, 1985. – 96 с.
6. Волкова, Л. С. Логопедия: учеб.для студ. дефектол. фак. пед. вузов / Л.С. Волкова, С. Н. Шаховская. – М. : ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
7. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воробьева. – М. : АСТ Астрель, 2007. – 158 с.
8. Выготский, Л. С. Детская психология / Л. С. Выготский // Собр. соч. : в 6 т. / Л. С. Выготский ; под ред. Д. Б. Эльконина. – М. : Педагогика, 1984. – Т. 4.– 432 с.
9. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – Изд. 5-е. – М. : Лабиринт, 1999. – 352 с.
10. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. – М. : Педагогика–Пресс, 1999. – 536 с.
11. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – СПб. : Изд-во Детство-Пресс, 2007. – 472 с.
12. Гирусов, Э. В. Природные основы экологической культуры / Э. В. Гирусов // Экология, культура, образование: материалы научной конференции. – 1989. – № 1. – С.11–18.
13. Глухов, В. П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим речевым недоразвитием / В. П. Глухов. – М. : Альфа, 1996. – 114 с.
14. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В. П. Глухов. – Изд. 2-е. – М. :Аркти, 2004. – 168с.
15. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования : метод.пособие / О. Е. Грибова. – М. : Айрис–пресс, 2005.– 96 с.
16. Громова, О. Е. Формирование начального детского лексикона / О. Е. Громова. – Логопед. – 2004. – № 1. – С. 41–47.
17. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. – М. : Педагогика, 1986. – 239 с.
18. Жинкин, Н. И. Интеллект, язык и речь / Н. И. Жинкин // Нарушение речи у дошкольников. –1982. – № 1. – С. 9–31.
19. Жукова, Н. С. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М. :Литур, 2006. – 320 с.
20. Жукова, Н. С. Формирование устной речи : учеб.-метод. Пособие / Н. С. Жукова. – М. : Соц.-полит. журн., 1994. – 96 с.
21. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить / М. М. Кольцова. – М. : Просвещение, 1982. – 122 с.
22. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся / Т. А. Ладыженская. – М. : Педагогика, 2005. – 254с.
23. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. – М. : Просвещение, 1989. – 214 с.
24. Лопухина, И.С. Логопедия. Упражнения для развития речи / И. С.Лопухина. – СПб.: Дельта, 1999. – 224 с.
25. Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. – Ростов н/Д : Феникс, 1997. – 230 с.
26. Люблинская, А. А. Детская психология / А. А. Люблинская. – М., 1971. – 415 с.
27. Семенович, А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста : учеб.пособие / А. В.Семенович. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2005. – 283 с.
28. Сидорова, У. М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия / У. М. Сидорова – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
29. Смирнова, И. А. Логопедическая работа со школьниками при дизартрии / И. А.Смирнова // Дошкольная педагогика. – 2003. – № 8. – 43– 57 с.
30. Спирова, Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи / Л. Ф. Спирова. – М. : Педагогика, 1980. – 192 с.
31. Ткаченко, Т. А. В первый класс – без дефектов речи: метод.пособие / Т. А. Ткаченко. – СПб. : Детство-Пресс, 1999. – 112 с.
32. Ткаченко, Т. А. Логопедическая энциклопедия : метод.пособие / Т. А.Ткаченко. – М. : ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. – 248 с.
33. Филичева, Т. Б. Совершенствование связной речи / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. – М., 1994. – 472 с.
34. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения : учеб.пособие / М. Ф.Фомичева. – М. : Просвещение, 1989. – 210 с.
35. Шашкина, Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи : метод.пособие / Г. Р. Шашкина. – М. : Просвещение, 2005. – 152 с.