ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Заикание: причины и формы
1.2 Психологическая характеристика детей дошкольного возраста с заиканием
1.3 Пути коррекции заикания у дошкольников
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАИКАНИЕМ
2.1 Организация и методы исследования нарушений у детей дошкольного возраста с заиканием
2.2 Анализ результатов исследования нарушений у детей дошкольного возраста с заиканием
2.3 Методические рекомендации по коррекции заикания у дошкольников с использованием игровой деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тенденцией к увеличению количества детей с нарушениями речи. Одно из распространенных и длительно протекающих речевых нарушений у детей - это заикание.
Заикание относится к нарушениям темпа, ритма и плавности речи. При заикании в речи ребенка проявляются вынужденные остановки или же повторения отдельных звуков и слогов. Как правило, заикание возникает в детском возрасте от 2 до 3,5 лет, в период наиболее активного формирования речи.
Заикание способствует ограничению коммуникативных возможностей ребенка, искажению формированию личности, затруднению социальной адаптации. Следствием заикания является затруднение речевого общения, ухудшение процесса социализации ребенка, возникновение вторичных нарушений.
В современной литературе рассматриваются различные пути коррекции заикания. Одним из средств коррекции заикании выступает игровая деятельность. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста является той сферой, где возможно исправление речи у детей. В ходе игровой деятельности естественным путем воспитывается поведение заикающегося ребенка и корригируется его речевая функция. В условиях разнообразных игровых ситуаций на логопедических занятиях заикающиеся дети дошкольного возраста получают навыки правильной речи.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Заикание: причины и формы
Заикание рассматривается в современной специальной литературе с различных позиций. По мнению Л. С. Волковой и С. Н. Шаховской, заикание – это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата [14, с. 248].
В.А. Калягин и Т.С. Овчинникова считают, что заикание представляет собой сложное невротическое расстройство, результат ошибки нервных процессов в корне головного мозга, нарушения коркового подкоркового взаимодействия, расстройства единого авторегулируемого темпа речевых движений [11, с. 54].
С позиций психолингвистики заикание рассматривается как нарушение речи, сопровождающееся судорогами в речи. По данным И. Ю. Абелевой, заикание появляется в момент готовности к речи при наличии у человека коммуникативного намерения, когда происходит «ломка» произносительного механизма [14, с. 255].
Согласно Р.Е. Левиной, заикание представляет собой расстройство речи с преимущественным нарушением коммуникативной ее функции. В качестве первых проявлений заикания выделяются аффективная напряженность, сопровождающая еще непосильную умственную операцию поиска слов, грамматической формы, оборота речи [13, с. 3].
Выводы по главе 1
Заикание – это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Причины заикание подразделяются на две группы: предрасполагающие («почва») и производящие («толчки»). Существует три степени заикания: легкая, средняя и тяжелая. Заикание может проявляться двух формах: невротической и неврозоподобной.
У детей с невротической формой заикания наблюдается раздражительность, беспокойство и тревожность, упрямство. У детей с неврозоподобной формой заикания отмечается повышенная возбудимость, или наоборот, пассивность. Внимание детей с заиканием является неустойчивым, им присуща повышенная истощаемость и утомляемость при интеллектуальной и физической нагрузке. Осознание речевого дефекта, неудачные попытки избавиться от него или хотя бы замаскировать может вызвать у заикающихся детей беззащитность, боязливость, робость.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАИКАНИЕМ
2.1 Организация и методы исследования нарушений у детей дошкольного возраста с заиканием
Цель эмпирического исследования: выявить нарушения у детей дошкольного возраста с заиканием.
Эмпирическое исследование включало в себя три этапа:
На первом этапе осуществлялся теоретический анализ литературы по проблеме исследования, подбор методов и методик диагностики, была сформирована выборка эмпирического исследования.
На втором этапе происходило непосредственное выявление нарушений у детей дошкольного возраста с заиканием.
На третьем этапе, основываясь на полученных результатах диагностики, были разработаны методические рекомендации по коррекции заикания у детей дошкольного возраста с использованием игровой деятельности.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, изучение логопедической документации, методы обследования Е.Ф. Архиповой, методика А.И. Максакова, количественный и качественный анализ.
База исследования: исследование осуществлялось на базе ГУО «Ясли-сад №64 г. Гродно».
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 30 детей старшей группы, их них 15 детей с заиканием (экспериментальная группа) и 15 детей с нормальным речевым развитием (контрольная группа).
Выводы по главе 2
Изучение локализации судорог показало, что у детей старшего дошкольного возраста с заиканием преимущественно выявлены дыхательные и артикуляционные судороги. Для них характерны инспираторные судороги, что сопровождается внезапным резким вдохом, возникающим на разных этапах речевого высказывания, что приводит к паузе. У дошкольников с заиканием наблюдается вокальная судорога, возникающая в виде повышения тонуса голосовых мышц.
Исследование речевого дыхания показало, что у детей старшего дошкольного возраста с заиканием преимущественно внеречевой выдох короче выдоха, совершаемого детьми с нормальным речевым развитием. Гласные звуки дети с заиканием произносят значительно медленнее, чем дети с нормальным речевым развитием. Дети с заиканием произносят звуки с дрожанием голоса, прерывистостью.
Исследование типа дыхания и темпо-ритмической стороны речи показало, что у детей дошкольного возраста с заиканием преобладает грудное (ключичное) дыхание; отмечаются нарушения голоса (непостоянен по силе, продолжительности, прерывистый, дрожащий), темповой и динамической организации речи, а также смазанный оттенок речи. У детей с нормальным речевым развитием преобладает смешанное (грудобрюшное дыхание).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что заикание – это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Причины заикание подразделяются на две группы: предрасполагающие («почва») и производящие («толчки»). Существует три степени заикания: легкая, средняя и тяжелая. Заикание может проявляться двух формах: невротической и неврозоподобной.
У детей с невротической формой заикания наблюдается раздражительность, беспокойство и тревожность, упрямство. У детей с неврозоподобной формой заикания отмечается повышенная возбудимость, или наоборот, пассивность. Внимание детей с заиканием является неустойчивым, им присуща повышенная истощаемость и утомляемость при интеллектуальной и физической нагрузке. Осознание речевого дефекта, неудачные попытки избавиться от него или хотя бы замаскировать может вызвать у заикающихся детей беззащитность, боязливость, робость.
Основными путями коррекции заикания у дошкольников являются: комплексный метод, включающий лечебно-педагогические мероприятия; логоритмика, включающая упражнения, способствующие воспитанию внимания и чувства ритма, регуляции мышечного тонуса, дыхательные упражнения, направленные на выработку увеличение продолжительности выдоха и нормализация его силы; сказкотерапия, которая способствует закреплению навыков плавной речи, а также игровая деятельность, открывающая возможность отвлечения внимания.
1. Арутюнян, Л. З. Как лечить заикание: методика устойчивой нормализации речи / Л. З. Арутюнян. – М. : Эребус, 1993. – 160 с.
2. Архипова, Е. Ф. Коррекционно–логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. – М. : АСТ : Астрель, 2008. – 254 с.
3. Белякова, Л. И. Заикание / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. – М. : Просвещение, 2008. – 309 с.
4. Белякова, Л. И. Основные логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся / Л. И. Белякова // Дефектология. – 2001. – № 4. – С. 49-53.
5. Волкова, Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников : книга для логопедов / Г. А. Волкова. – СПб: Детство–Пресс, 2003. – 240 с.
6. Ворошилова, Е. Л. Коррекция заикания у дошкольников / Е. Л. Ворошилоа. – М. : Сфера, 2012. – 64 с.
7. Выгодская, И. Г. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях : Кн. для логопеда / И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская. – М. : Просвещение, 1993. – 223 с.
8. Денисова, О. А. Детская логопсихология / О. А. Денисова. – М. : Владос, 2008. – 175 с.
9. Драпкин, Б. З. Психотерапия в комплексном лечении заикания у подростков / Б. З. Драпкин // Клиника и терапия заикания. – М. : Смысл, 1992. – 367 с.
10. Жулина, Е. В. Методики коррекции темпо-ритмической стороны речи дошкольников с заиканием / Е. В. Жулина, Е. Д. Минеева // Современные научные исследования разработки. – 2016. – № 4. – С. 28-31.
11. Калягин, В. А. Логопсихология / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. – М. : Академия, 2006. – 320 с.
12. Курочкина, К. А. Использование игровой деятельности детей дошкольного возраста в устранении заикания : материалы научной конференции / К. А. Курокина. – М., 2017. – С. 11-34.
13. Левина, Р. Е. О генезисе заикания у детей в связи с развитием коммуникативной функции речи. Симпозиум по вопросам заикания у детей / Р. Е. Левина. – М. : АПН РСФСР, 1983. – 245 с.
14. Логопедия / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : Владос, 1998. – 680 с.
15. Максаков, А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / А. И. Максаков. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 64 с.
16. Никитина, С. В. Сказкотерапия в системе коррекционно-логопедической работы с заикающимися дошкольниками / С. В. Никитина // Известия Самарского научного центра РАН. – 2009. – № 4. – С. 1496-1499.
17. Парамонова, Л. Г. О заикании : профилактика и преодоление недуга / Л. Г. Парамонова. – СПб. : Детство-Пресс, 2007. – 452 с.
18. Пеллингер, Е. Л. Как помочь заикающимся школьникам : книга для логопеда / Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская. – М. : Просвещение, 1995. – 176 с.
19. Поварова, И. А. Коррекция заикания в играх и тренингах : Практическое руководство для заикающихся и логопедов / И. А. Поварова. – СПб. : Союз, 2001. – 287 с.
20. Проскурякова, А. А. Комплексный подход в коррекции заикания у детей дошкольного возраста / А. А. Проскурякова, Е. В. Жулина // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 11. – С. 291-296.
21. Рay, Е. Ю. Роль игровой психотерапии в устранении заикания у дошкольников // Психотерапия в дефектологии / Сост. Н. П. Вайзман. – М., 1992. – С. 146-150.
22. Селиверстов, В. И. Заикание у детей : Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия / В. И. Селиверстов. – М. : Владос, 2001. – 423 с.
23. Селиверстов, В. И. О психологической модели феномена фиксированности заикающихся на своем речевом дефекте // Учитель-дефектолог. Проблемы подготовки / Отв. ред. В. А. Лапшин. – М., 1989. – С. 113-118.
24. Филатова, Ю. О. Коррекция заикания у дошкольников : дифференцированный подход / Ю. О. Филатова // Дефектология. – 2016. – № 5. – С. 31-37.
25. Филичева, Т. Б. Нарушения речи у детей: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М. : Профессиональное образование, 1993. – 232 с.