ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Характеристика детей с задержкой психического развития
1.2 Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в норме и с задержкой психического развития
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1 Организация и результаты изучения формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
2.2 Коррекционная работа по развитию связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и ее результаты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы формирования связной речи у детей с задержкой психического развития обусловлена тем, что связная речь играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает главное место в системе работы по развитию речи в дошкольном учреждении. Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста является достаточно сложным процессом, который еще более усложняется при задержке психического развития.
Именно старший дошкольный возраст является сенситивным периодом коррекции речевых нарушений детей с задержкой психического развития. Позитивные изменения в речевом развитии этой категории детей, достигнутые в данном возрасте, могут предупредить дальнейшее развитие речевой патологии, а также нарушений письменной речи и школьной неуспеваемости.
Для старшего дошкольника грамотно сформированная связная речь имеет большое значение, т.к. впереди у него обучение в школе, социализирует ребёнка в обществе. Развитие связной речи является необходимым условием успешности обучения ребенка в школе.
Связная речь у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития самостоятельно формируется с существенными нарушениями. Необходимой является целенаправленная систематическая коррекционная работа, предполагающая проведение специальных коррекционно-развивающих занятий, направленная на повышение уровня сформированности связной речи.
Формирование связной речи детей с задержкой психического развития осуществляется различными путями: с использованием образца педагога, беседы, наглядности и моделирования плана высказывания, схем, моделей, средств игровой деятельности.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Характеристика детей с задержкой психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа психического развития, нестойкого и обратимого характера. Задержка психического развития является крайним вариантом нормы, одним из видов дизонтогенеза (нарушения онтогенетического развития). Ребенок с таким диагнозом развивается медленнее, чем его сверстники, на протяжении ряда возрастных периодов [7, с. 45].
Термин «задержка психического развития» (ЗПР) используется для обозначения сборной и клинически неоднородной группы дизонтогений (нарушений развития). Несмотря на неоднородность задержки психического развития, отмечаются общие специфические особенности состояния эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности, позволяющие выделить их в определенную категорию [4, с. 138].
С позиций клинического подхода задержка психического развития предполагает интеллектуальные расстройства, обусловленные недоразвитием у детей дошкольного возраста эмоционально-волевой сферы или познавательной деятельности. По некоторым параметрам эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер дошкольники с ЗПР находятся на предыдущей возрастной стадии. Они отличаются незрелостью поведения и личности в целом, несформированностью навыков интеллектуальной деятельности, ограниченностью знаний и представлений [11, с. 66].
Выводы по главе 1
Психологическими особенностями детей различной этиологией задержки психического развития являются: замедленный темп развития, быстрая истощаемость психических процессов, их низкая продуктивность и произвольная регуляция, неравномерность проявления недостаточности, которая приобретает наибольшую выраженность в интеллектуальной деятельности. Дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития характеризуется быстрым утомлением, отвлекаемостью внимания, недостаточной продуктивностью процессов памяти, неполноценностью мышления, ситуативным характером речи, низкой саморегуляцией и мотивацией, неадекватной самооценкой.
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1 Организация и результаты изучения формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
В ходе данного исследования была проведена коррекционная работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. В исследовании приняли участие 2 детей старшей группы с задержкой психического развития (мальчик и девочка). Возраст детей 5-6 лет.
Экспериментальное исследование включало в себя три этапа:
1) Теоретический анализ литературы по проблеме исследования, подбор методов и методик диагностики, была сформирована выборка эмпирического исследования.
2) Констатирующий эксперимент, направленный на выявление уровня сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3) Коррекционная работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, оценка ее эффективности.
Методы исследования:
‒ теоретический анализ литературы по проблеме исследования,
‒ методы обобщения и систематизации,
‒ методы обследования Т. А. Фотековой,
‒ количественный и качественный анализ.
Выводы по главе 2
В результате исследования уровня сформированности связной речи было выявлено, что для старших дошкольников с задержкой психического развития характерен преимущественно низкий уровень сформированности связной речи. Они испытывают значительные трудности при составлении рассказа по серии картинок и при пересказе прослушанного текста. У детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития пересказ был неполный, имелись значительные сокращения, а также искажения смысла. Также отмечались аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов. Их пересказ был неполный, имелись значительные сокращения, а также искажения смысла. Также отмечались аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов, бедный словарь, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей. Эти дети осуществляли пересказ по вопросам педагога.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что психологическими особенностями детей различной этиологией задержки психического развития являются: замедленный темп развития, быстрая истощаемость психических процессов, их низкая продуктивность и произвольная регуляция, неравномерность проявления недостаточности, которая приобретает наибольшую выраженность в интеллектуальной деятельности. Дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития характеризуется быстрым утомлением, отвлекаемостью внимания, недостаточной продуктивностью процессов памяти, неполноценностью мышления, ситуативным характером речи, низкой саморегуляцией и мотивацией, неадекватной самооценкой.
Старший дошкольный возраст характеризуется интенсивным становлением связной речи. Под связной речью понимается развернутое изложение содержания текста, которое характеризуется логичностью, последовательностью и точностью. В старшем дошкольном возрасте речь постепенно приобретает более последовательный характер, форму монологической, контекстной речи. В старшем дошкольном возрасте связная речь достигает высокого уровня: дети могут последовательно и четко составлять рассказы, отвечать на вопросы развернутыми ответами, устанавливать смысловые связи внутри текста, использовать в своих высказываниях формальные средства связи.
1. Васильева, В. С. Коррекционно-педагогическая работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР / В. С. Васильева, О. А. Бурцева // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 6-7. – С. 35-37.
2. Глухов, В. П. Коррекционная работа по формированию навыков связной речи у детей с нарушениями речевого и познавательного развития / В. П. Глухов // Среднее профессиональное образование. – 2014. – № 10. – С. 19-24.
3. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. – М. : АРКТИ, 2004. – 168 с.
4. Закиров, А. Психологические особенности детей с задержкой психического развития / А. Закиров, В. А. Байсубанова // Известия вузов Кыргызстана. – 2016. – № 10. – С. 138-141.
5. Зотова, И. В. Роль и значение моделирования в развитии описательной речи у детей старшего дошкольного возраста / И. В. Зотова, А. О. Сергиенкова // European Research. – 2017. – № 6 (19). – С. 62-65.
6. Карслиева, И. В. Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / И. В. Карслиева, А. П. Зарин, С. Ю. Ильина // Специальное образование. – 2015. – № 3. – С. 92-99.
7. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей / В. В. Лебединский. – М.: Издательство Московского университета, 1985. – 423 с.
8. Логопедия / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : Владос, 1998. – 680 с.
9. Лубовский, В. И. Задержка психического развития как психолого-педагогическая проблема / В. И. Лубовский // Развитие младших школьников в норме и при отклонениях. – Иркутск, 1979. – С. 3-17.
10. Лубовский, В. И. Специальная психология / В. И. Лубовский. – М. : Академия, 2005. – 464 с.
11. Мальцева, Е. В. Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития / Е. В. Мальцева // Дефектология. – 1990. –№ 6. – С. 66-68.
12. Обора, Н. Ф. Овладение связной речью старшими дошкольниками / Н. Ф. Обора // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 7. – С. 37-39.
13. Павлова, З. Н. Развитие связной речи и обучение составлению описательного рассказа по схеме / З. Н. Павлова, М. А. Павлова // Молодой ученый. – 2012. – № 9. – С. 293-296.
14. Рогалева, О. О. Общая психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития дошкольного возраста / О. О. Рогалева // Проблемы педагогики. – 2016. – № 8. – С. 24-25.
15. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого ребенка / С. Я. Рубинштейн. – М. : Академия, 1970. – 106 с.
16. Слепович, Е. С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития : Кн. для учителя / Е. С. Слепович. – Мн. : Народная асвета, 1989. – 64 с.
17. Смирнова, Е. О. Детская психология / Е. О. Смирнова. – М. : ВЛАДОС, 2006. – 366 с
18. Смольникова, Н. Г. Развитие связной речи детей дошкольного возраста / Н. Г. Смольникова // Педагогическое образование в России. – 2011. – № 12. – С. 21-23.
19. Старжинская, Н. С. Развитие речи и общения у детей дошкольного возраста / Н. С. Старжинская, Д. Н. Дубинина. – Минск : БГПУ им. М. Танка, 2009. – 219 с.
20. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н. А. Стародубова. – М. : Академия. 2006. – 256 с.
21. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е. И. Тихеева. – М. : Просвещение, 1981. – 159 c.
22. Ткаченко, Т. А. Формирование и развитие связной речи: Логопедическая тетрадь / Т. А. Ткаченко. – М. : Гном и Д, 2001. 2001. – 265 с.
23. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. – М. : Издательство Института Психотерапии, 2001. – 256 с.
24. Филичева, Т. Б. Нарушения речи у детей / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М. : Профессиональное образование, 1993. – 232 с.
25. Фотекова, Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т. А. Фотекова. – М. : Айрис-пресс, 2000. – 236 с.