ВВЕДЕНИЕ
Вопрос приобщения дошкольников к художественной литературе занимает важное место в современной отечественной педагогике. В конце XXI века многочисленные проблемы модернизации общества сказались на возможностях доступа к культуре и образованию, что отразилось как на чтении взрослых, так и на детском чтении. Именно поэтому приобщение дошкольников к литературе является одним из приоритетных направлений современного образования.
Актуальность проблемы литературного образования детей дошкольного возраста на современном этапе обусловлена тем, что все чаще знакомство детей с художественной литературой происходит через интернет и телевизор.
Интерес к чтению в обществе в последние десятилетия неуклонно снижается. Называют разные причины этого явления: влияние аудиовизуальных средств массовой информации телевидения, компьютера; изменение жизненных ценностей; изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, утрата традиций семейного чтения. В результате чтение литературы замещается просмотром мультфильмов, компьютерными играми и т.п. Литературные произведения для детей расширяют кругозор ребенка, открывают ему окружающий мир, раскрывают перед ним мир человеческихчувств.
На всем протяжении XX века дошкольника, как читателя, его интерес к книге и чтению активно изучали такие ученые, как М. М. Конина, Л.М. Гурович, З. А. Грищенко, Е. И. Тихеева, Р. И. Жуковская и другие. В трудах Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, С. Л. Рубинштейна, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста. Влияние эстетического восприятия литературных произведений на творческую деятельность детей изучала Н. С. Карпинская. Огромную роль в решении проблем литературного образования детей сыграли фундаментальные педагогические исследования Д. Б. Эльконина, А.Н. Гвоздева, А.В. Захарова, посвященные роли художественной литературы в словесной деятельности детей, влиянию восприятия литературных произведений на творческую деятельность. Над проблемой восприятия художественного произведения работали и продолжают работать многие исследователи такие, как И. А. Зимняя, Н. Н. Светловская, М.И. Окорокова, Н. Г. Морозова. Труды данных ученых послужили теоретической базой исследования.
Цель исследования: определить особенности и пути формирования художественного восприятия литературных произведений у дошкольников.
Задачи исследования:
раскрыть сущность и содержание понятия «художественное
1.1 Сущность и содержание понятия «художественное восприятие»
Определение понятия «восприятие» достаточно широко варьируется в исследованиях. Восприятие, перцепция, (от лат. – perception) как познавательный процесс, формирует субъективную картину мира. В исследованиях Б. Г. Мещерякова, В. Зинченко «восприятие» трактуется как процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. Восприятие также предполагает осознание субъектом самого факта стимулирования и определенные представления о нем через ощущение «ввода» сенсорной информации.
По мнению А. Н. Леонтьева, образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений.
Рассматривая процесс осмысленности восприятия, исследователи (Э. Блэйлер, К. Бюлер, Г. Роршар и др.) подчеркивают, что оно возникает при непосредственном действии раздражителя на органы, а перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Сознательно воспринимать предмет значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной группе и обобщить его в слово. При восприятии активизируются следы прошлого опыта личности, поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься разными людьми. Субъективные аспекты восприятия определяются индивидуальными особенностями, присущими данному человеку: дарованием, фантазией, памятью, личным опытом, запасом жизненных и художественных впечатлений, культурной подготовкой.
Художественное восприятие – это процесс формирования целостного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности (О.А. Соломенникова, Т. Г. Казакова, З. А. Богатеева и др.)
Художественное восприятие определяется как способность освоения всего формосодержательного богатства, идейно-эстетического и эмоционального сплава художественного образа того или иного произведения искусства, прежде всего как субъектно-объективного отношения [15, с. 45].
В дошкольном возрасте происходит развитие всех сторон личности, психических процессов, причём, ни один из них не завершается; все находятся в стадии становления. Познание ребенком окружающего мира начинается с «живого созерцания» – ощущений, восприятий и представлений. К семи годам эти познавательные процессы уже довольно развиты, но особое значение для развития детского творчества представляет процесс восприятия окружающего мира и его образов. Развитие восприятия в
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Исследование уровня сформированности восприятия художественных произведений
Для изучения формирования художественного восприятия литературных произведений у дошкольников была проведена экспериментально-исследовательская работа.
Цель – изучение формирования художественного восприятия литературных произведений у дошкольников.
Гипотеза исследования: предполагается, что формированию художественного восприятия литературных произведений у дошкольников способствует:
- грамотный подбор содержания работы с детьми;
- заинтересованность педагогов дошкольного учреждения в формировании художественного восприятия литературных произведений у дошкольников;
- взаимосвязь различных видов детской деятельности.
Задачи исследования:
1. Выявить условия для формирования художественного восприятия литературных произведений у дошкольников.
2. Провести контрольный эксперимент по формирования художественного восприятия литературных произведений у дошкольников.
Базой эксперимента стало государственное учреждение образования «Ясли – сад № 42 г. Могилева».
В эксперименте принимали участие 12 детей в возрасте 5 лет.
Эксперимент проводился в 3 этапа – констатирующий, формирующий, контрольный.
Целью констатирующего этапа эксперимента было определение уровня сформированности художественного восприятия литературных произведений у дошкольников.
Для решения задач исследования использовали следующие методы:
1. Беседа с детьми.
2. Наблюдение за поведением детей во время чтения произведения.
1. В ходе индивидуальной беседы детям предлагалось ответить на следующие вопросы:
1) Ты любишь слушать, когда тебе читают?
2) Какие книги тебе нравится?
3) Кто такой писатель?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Детская литература является для ребенка одним из первых источников знаний об окружающем мире. Книга расширяет кругозор малыша, дает первые представления о природе родного края и дальних стран, человеке и машинах, о космосе и земных недрах. Однако детская литература не свод учебников: рассказывая о научных открытиях, удивительных путешествиях, книга учит ребенка восхищаться красотой природы, удивляться мужеству и смелости первооткрывателей, замечать чудесное в обычных вещах. Поэтому особую важность приобретает формирование художественного восприятия литературных произведений у дошкольников.
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Рассматривая психолого-педагогические аспекты литературного развития дошкольников, можно отметить, что в дошкольном возрасте происходит развитие всех сторон личности, психических процессов, причём, ни один из них не завершается; все находятся в стадии становления. Художественное восприятие – это процесс формирования целостного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности.
Для овладения детьми искусством восприятия литературных произведений и более глубокого постижения их содержания существует целый ряд способов взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанников, при этом обязательно учитывается возраст детей, их жизненный опыт, жанр произведения. Выбор методов и приемов подготовки детей к восприятию художественного произведения зависит от наличия у них определенного опыта, уровня их литературной подготовки, характера художественного произведения.
Во второй части данного исследования было проведен педагогический эксперимент По итогам констатирующего эксперимента количество испытуемых составило 12 человек. Из них положительные показатели по критерию «Искренность, увлеченность, эмоциональность» у 6 человек (50 %); по критерию «Интерес к литературному творчеству» – у 5 дошкольников (41 %); по критерию «Знание литературного творчества» – у 4 дошкольников (33 %). Высокий уровень сформированности интереса к книге и чтению показали 33 % дошкольников, средний – 50 %, низкий – 17 % дошкольников. В ходе формирующего эксперимента с детьми были проведены занятия с использованием различных методов, среди которых особое внимание уделялось чтению воспитателя по книге или наизусть, рассказыванию воспитателя, инсценированию, после чего был проведен контрольный этап исследования.
Количество испытуемых контрольного этапа эксперимента составило 12 человек. Количественный и качественный анализ был проведен путем сравнения данных констатирующего и контрольного этапов эксперимента.
1. Алабужева, С.В. Работа над развитием творческих способностей детей дошкольного возраста / С.В. Алабужева // История, опыт, проблемы общего и педагогического образования. – Глазов : Изд-во ГПГИ, 2005. – 198 с.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студентов сред. пед. заведений / М.М. Алексеева, В.И.Яшина. – М. : Академия, 1997. –280 с.
3. Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание: Опыт исследований на материале пространственных искусств / А.В. Бакушинский. – М. : Культура и просвещение, 1992. – 66 с.
4. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М. :Просвещение, 1974. – 285с.
5. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок : монография / под ред. Н. А. Ветлугиной. – М. : Педагогика. – 1972. – 285 с.
6. Волынкин, В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников : учебное пособие / В.И. Волынкин. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 441 с.
7. Гвоздев, А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка /А.Н. Гвоздев. – М. : Просвещение, 2003. – 201 с.
8. Гербова, В.В. Приобщение детей к художественной литературе / В.В. Гербова. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 72 с.
9. Грибанова, М.В. Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста: на материале изобразительного искусства: дисс. … канд. пед. наук / М.В. Грибанова; ПГПУ. – Пермь, 1999. – 157 с.
10. Гриценко, З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению : учеб. пособие для студентов фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений / З.А. Гриценко.– М. : Академия, 2004. – 240 с.
11. Дошкольное образование. Словарь терминов / Н.А. Виноградова [и др.] – М. : Айрис-пресс, 2005.– 400 с.
12. Дубинина, Д.Н. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста / Д.Н. Дубинина, Н.С. Старжинская. – Минск : БГПУ, 2014. –114 с.
13. Запорожец, А.В. Развитие восприятия и деятельности : хрестоматия по ощущению и восприятию / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и М.Б. Михалевской. – М. : Просвещение, 1975. – 324 с.
14. Зверева, Н.М. Практическая дидактика для учителя / Н.М. Зверева. – М. : Педагогика, 2001. – 260 с.
15. Капацинская, Е.В. Определение выразительности и способы ее усиления / Е.В. Капацинская // Проблемы экспрессивной стилистики : сб. науч. ст.. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – С. 24–30.
16. Комплексная диагностика уровней освоения программы: диагностический журнал / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – Волгоград : Учитель, 2011.– 50 с.
17. Кубасова, О.В. Выразительное чтение : пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / О.В. Кубасова. – М. : Дело, 2001. – 144 с.
18. Кузьменкова, Е. Воспитание будущего читателя: литературно-художественное развитие детей 3-5 лет / Е. Кузьменкова. – М. : Чистые пруды, 2005. –32 с.
19. Куликовских, Н. Увлечь книгой / Н. Куликовских // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 5. – С. 33-40.
20. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребёнка / М.И. Лисина ; под ред. А. Г. Рузской. – М. : Институт практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1997. – 383 с.
21. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. – М. : Высшая школа 2008. – 214 с.
22. Рыбникова, М.А. Очерки по методике литературного чтения / М.А. Рыбникова. – М. : Наука, 1993. – 239 с.
23. Теплов, Б. М. Избранные труды: в 2-х т. / Б. М. Теплов. – М. : Педагогика, 1989. – 328 с.
24. Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Респ. Беларусь. – Минск : НИО; Аверсэв, 2014. – 416 с.